Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология»




Скачать 327.75 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология»
страница1/2
Дата публикации15.08.2014
Размер327.75 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по УР_________ Рублева Л. И.

«____»__________2012 г.



Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ (ЗАРУБЕЖНОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ

XIX - XX ВВ.
Направление подготовки: 032700.62 «Филология»

Профиль подготовки: «Отечественная филология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения очная

Южно-Сахалинск

2012 г.



  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель курса «История мировой (зарубежной) литературы» – рассмотреть развитие литературного процесса XIХ-ХХ века, деятельность выдающихся писателей этого периода.
^ Задачи учебного курса:

  • дать представление студентам о типологических особенностях литературного процесса в европейских странах и США XIХ-XX вв., познакомить с художественными памятниками эпохи; совершенствовать навык анализа художественного текста;

  • рассмотреть историю возникновения, формирования и развития реализма 2 трети XIX века;

  • изучить литературу рубежа XIX-начала XX вв., ее основных представителей и течений (символизм, натурализм, эстетизм, неоромантизм).


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3.Б.4, базовой части. В системе дисциплин профессионального цикла курс «История мировой (зарубежной) литературы» продолжает знакомить студентов с основными произведениями западноевропейской литературы. Базовые знания и основные представления были сформированы у студентов в 1, 2, 3 семестрах в рамках курсов по Античной литературе, литературе Средних веков, Эпохи Возрождения и Классицизма, а также литературы эпохи Просвещения и Романтизма.

Знания, которые студенты получают из данного курса относительно форм самовоспитания и развития творческой личности, культуры умственной, учебной деятельности, работы с литературой, написания письменных работ, и т.п. необходимы для освоения всех дисциплин образовательной программы и видов работы в процессе дальнейшего освоения профессии в период вузовского обучения.
^ 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
^ В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: содержание наиболее значительных произведений, своеобразие эпохи их создания, жанровой специфики;

  • Уметь:

- рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;

- понимать национальную специфику каждой из изучаемых литератур;

- прослеживать межлитературные связи;

- анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

- обращать внимание на названия произведений и видеть связь этих названий с их проблематикой;

- уметь выделить жанровые признаки исторического романа, исторической романтической драмы, лиро-эпической романтической поэмы, романтической новеллы-сказки и других;

- владеть основными сведениями о биографиях писателей изучаемого периода.

- приобретя навыки реферирования, конспектирования материалов справочной, учебно-методической и критической литературы, студенты самостоятельно готовятся к практическим занятиям, экзамену.

  • Владеть: владеть рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания произведений, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров зарубежной литературы XIХ-XX веков.

^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Семинары

СРС

1

Реализм в зарубежной литературе XIX века. Общая характеристика.

Реализм во Франции 1830-1840-х годов.

4




2




8

Подготовка презентации. Чтение текстов.

2

Творчество О. де Бальзака и П. Мериме. Французская литература середины XIX в.: Ш. Бодлер. Г. Флобер.


4




2

2

8

Оценка выступления на практическом занятии.

Чтение текстов.

3

Английский реализм. Немецкая литература середины XIX в.

4




2

2

8

Оценка выступления на практическом занятии

Чтение текстов.

4

Реализм в США в 1850-1860гг.

4




2

2

8

Чтение текстов.

Тестирование по курсу «Реализм»

Оценка выступления на практическом занятии


5

Литературный процесс рубежа XIX-XX веков. Общая характеристика. Немецкая литература рубежа XIX-XX веков. Ф. Ницше.

4




2




8

Подготовка презентации.

Оценка выступления на практическом занятии


6

Французская литература рубежа XIX-XX веков. Э. Золя и натурализм.

4




2

2

8

Оценка выступления на практическом занятии. Чтение текстов.

7

Французская литература рубежа XIX-XX веков. Ги де Мопассан. А. Франс.

4




2




8

Чтение текстов.

8

Символизм в зарубежной литературе рубежа XIX-XX веков.

4




2

2

8

Чтение текстов.

9

Английская и американская литература рубежа XIX-XX веков. Эстетизм и О. Уайльд. Неоромантизм. Творчество М. Твена, Т. Драйзера, Д. Лондона.

4




2

8

8

Оценка выступления на практическом занятии. Чтение текстов.













18

18

72

Форма итоговой аттестации - экзамен


^ Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1


Реализм в зарубежной литературе XIX века. Общая характеристика.

Реализм во Франции 1830-1840-х годов.

Реализм. Временные границы и периодизация развития реа­лизма. Исторические и культурные истоки явления. Развитие на­уки как основа метода. Историческая школа во Франции. Эконо­мисты Англии. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Изме­нение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Концепция прекрасного, принципы отражения и типизации. Причинно-след­ственные связи явлений в реализме. Роман как основной жанр реализма. Мелетинский и Бахтин о романе. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов. Бинарные черты в пси­хологизме реалистов. Основные представители.

Реализм во Франции 1830-1840-х гг. Время появления. Политическая обстановка. Роль романтичес­ких исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства Франции. Влияние учения французс­ких историков. Связи с романтизмом, изменение хронотопа по сравнению с романтизмом. Основные темы и писатели. Роль ро­мана во французском реализме. Классический этап в развитии реализма.

Ф. Стендаль. Философия, этика и эстетика Стендаля. Условия формирования творческой личности. "Расин и Шекспир", «Вальтер Скотт и "Принцесса Киевская"» как основа писательского кре­до. Политические воззрения писателя. Тема Италии в творчестве Стендаля. "Ванина Ванини" – специфика жанра, концепция мира и человека, связь с сюжетами и героями романов, романтические и реалистические черты в новелле. "Красное и черное" – смысл названия, связь с реальными событиями, хронотоп, роль компо­зиции в раскрытии идей, тема Наполеона, принципы создания главных героев, связи с психологическим романом романтизма, эволюция человека и общества в романе. "Красное и белое" – отражение изменившейся политической ситуации: концепция лич­ности, путь молодого человека к законы общества. "Пармская оби­тель" – современная Франция под маской Пармы; характер изоб­ражения Наполеона и войны; этические законы; причины неиз­бежности гибели главного героя. "Лишний человек" в творчестве Стендаля. Идеи писателя во французской литературе второй поло­вины XIX века и в XX веке. Стендаль в России.

П. Ж. Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики, стиль, связь с народным творчеством. Беранже в России.


2

Творчество О. де Бальзака и П. Мериме. Французская литература середины XIX в.: Ш. Бодлер. Г. Флобер.


Оноре де Бальзак. Условия формирования творческой личности. Философские, исторические, естественнонаучные и экономичес­кие основы эстетики Бальзака. Связь с романами Шодерло де Лакло, Кребийона-сына, Дидро. Причина объединения романов в циклы, основы циклов. Предисловие к "Человеческой комедии", "Этюд о Бейле" как фундамент творчества писателя. Философс­кие этюды ("Шагреневая кожа", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта") как социально-этическая, эстетическая и психологи­ческая основа романов "Человеческой комедии". "Евгения Гран­де" – специфика жанра, эволюция характера под влиянием об­стоятельств. Пути денег в романах Бальзака и роль ростовщика-банкира ("Гобсек"). "Отец Горио" – сюжетный узел "Человеческой комедии": нравственность и деньги, сущность семейных отноше­ний, концепция общества, личности, способы изображения чело­века и внешнего мира; связь с рационализмом XVIII века. "Лилия долины" – тема личного счастья и нравственности; психология, обусловленная социумом. Тема утраченных иллюзий и нравствен­ного идеала в "Утраченных иллюзиях"; специфика жанра. "Кузи­на Бетта" – деградация общества после наполеоновских войн, обреченность красоты и нравственности; эволюция жанра: роман-панорама. "Крестьяне" – новый тип социального романа, своеоб­разие композиции и структуры образов. Законы эволюции жанра романа в творчестве Бальзака, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировосприятия автора. Роль Бальзака в формировании французского реализма и натурализма. Бальзак в России.

Проспер Мериме. Условия формирования личности. Периодизация творчества. Историческая тематика и концепция истории в 1820-е годы ("Жакерия"). Идеи Предисловия к роману "Хроника времен Карла IX" и VIII главы романа. Концепция истории и нравственно­сти в романе и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа, реальные и вымышленные персонажи. Мистифи­кации Мериме ("Театр Клары Газюль", "Гюзла"). Новеллистика 30–40-х годов. Типы новелл. Специфика экзотических новелл – герой и среда, нравственность ("Маттео Фальконе'', "Кармен", "Таманго"). Своеобразие психологических новелл ("Этрусская ваза", "Двойная ошибка") – хронотоп, система образов, композиция (основные композиционные узлы, развязки), способы создания характеров, лейтмотивы, символы. Роль мистического элемента в новелле "Венера Илльская". Социальная тема в новелле "Арсена Гийо", композиция новеллы, специфика финала. Мериме – мас­тер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций в новелле "Локис". Мериме и Пушкин, Мериме и русская литера­тура.

Изменение политической ситуации. Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном (Э. Ма­не, Ш. Бодлер, Дега, Прудон, Шанфлери). "Реализм" – его теория (Шанфлери, Дюранти, Курбе) и практика ("Шьен-Кайю" Шан­флери). "Парнасцы": их отношение к социальным событиям, прин­ципы эстетики. Т. Готье об искусстве. Л. де Лиль – философия, поэтика, проблематика стихов. Сущность и истоки "поэтики бе­зобразного".

Ш. Бодлер. Политические и эстетические воззрения. "Цветы зла" –смысл названия, композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания "интеллектуальной поэзии". Необыч­ность образной системы, двоемирие. Бодлер в России.

Г. Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Представление о счастье. Годы ученичества. "Лексикон прописных истин" как концентра­ция представлений о современном буржуа и мещанине. Роман "Госпожа Бовари" – смысл названия, хронотоп, проблематика, композиция, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. "Саламбо" – современность и исто­рия, отношение к романтической концепции истории; тема любви: роль экзотики и "эстетики безобразного", символика. "Воспита­ние чувств" – новый тип романа воспитания: кольцевая компо­зиция, способы создания характера и тип характера, персонаж и социальная среда, символика. "Искушение святого Антония" – проблема Бога и дьявола, аскезы и полнокровной жизни, Христа и пантеизма. Специфика хронотопа философского произведения. "Простая душа" – иронический итог размышлений о человеке и его призвании. "Бувар и Пекюше" – проблема науки и околонауч­ных измышлений, связь с "Лексиконом прописных истин". Фло­бер в России.


3

Английский реализм. Немецкая литература середины XIX в.

Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Отклики на них в экономике и этике Бентама, Карлейля, Маль­туса, Милля. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Утилитаристы и интуитивисты. Роль открытий археологов в эс­тетике реалистов. Истоки английского реализма XIX века: роль идей Ричардсона, Филдинга, Смоллета, Стерна, Годвина, Д. Остен, В. Скотта. Основные представители и основные жанры, роль романа воспитания, герои английских реалистов. Открытия в об­ласти археологии, живопись раннего Тёрнера, Хоггарта, Гейнсборо, Рейнолдса. Эволюция реализма на протяжении первой по­ловины и середины XIX века. Английская поэзия. Социальные идеи и конфликты в романе Э. Гаскел "Мери Бартон". Проблема воспитания в романе Ш. Бронте "Джейн Эйр". Социальные кон­фликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э. Бронте "Грозовой перевал". Натуралистические черты в рома­нах Дж. Элиот. Тема провинции, власти и носителя власти в ро­манах Э. Троллопа.

Ч. Диккенс. Истоки личности, отношение к общественным ин­ститутам. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры, периодизация творчества.

Романы 1830–1840-х годов. Проблематика и художественная фор­ма "Посмертных записок Пиквикского клуба" как воплощение ос­новных идей и форм творчества писателя. "Оливер Твист" – тема преступления и преступников, концепция личности, нравственная проблематика, проблема воспитания. Жанр "рождественского рас­сказа". Проблематика "Американских заметок". "Домби и сын" как значительнейшее явление первого этапа творчества: смысл на­звания, проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика, особенности анализа внут­реннего мира личности; проблема развития героя, роль и способы создания гиперболы, связь со сказкой.

Творчество 1850–1860-х годов: причины перехода юмора в са­тиру. "Тяжелые времена" – противостояние механистического и прагматического начала гуманистическому. "Дэвид Копперфилд" – проблема формирования творческой личности, конф­ликт творческой личности и общества, изменение концепции личности. Соединение романа воспитания с романом о творчес­кой личности. Усложнившаяся структура романов "Холодный дом" и "Крошка Доррит" как отражение возросшего недоверия автора к возможности разрешения конфликтов, переход иронии в сати­ру, своеобразие композиции. "Большие ожидания" как соедине­ние жанра романа воспитания с жанром романа социально-пси­хологического; проблематика и символика романа. Смысл симво­ла в романе "Наш общий друг", особенности композиции. Наличие тайн, предчувствий, совпадений, узнаваний, благополучных кон­цовок как воплощение авторской концепции мира и человека. Диккенс в России.

У. Теккерей. Политические воззрения. Видение мира живопис­цем и литератором. Предисловия к романам "Ньюкомы" и "Ис­тория Пенденниса" как отражение концепции искусства и исто­рии. Концепция добра и зла. Ранние рассказы и романы, а также "Книга снобов" как этапы формирования метода автора. Роман "Ярмарка тщеславия" — хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повество­вания, роль автора и Кукольника. Связь концепции истории и исторической личности в романе "История Генри Эсмонда" с концепцией В. Скотта. Теккерей в России.

Немецкая литература середины XIX в. Политическая ситуация в стране. Идеи Маркса и Фейербаха. "Молодая Германия" и ее роль в социальных битвах. Эстетичес­кие закономерности – романтизм как непременная составляю­щая немецкого реализма. Причины преобладания поэзии и дра­мы в литературе данного периода.

Эстетика Гегеля: этапы развития искусства, определение прекрасного, представление о творческом акте, предмет искус­ства, определение типического, отношение к романтизму и ро­мантикам.

Г. Бюхнер: полифония в новелле "Ленц"; конфликты, компо­зиция, дискуссии и их сущность в драме "Смерть Дантона". Твор­чество Бюхнера и современное искусство.

К. Гуцков. "Уриэль Акоста": конфликт, романтическая напря­женность в развитии сюжета и силе воспроизводимых страстей, исторические источники и прототипы. Тема сомнений в творче­стве К. Гуцкова. "Уриэль Акоста" на русской сцене.

Ф. Геббель. Эстетика и политические воззрения. Пред­шественники Геббеля в Германии. Ф. Геббель – создатель психо­логической драмы XIX века. "Мария Магдалина" – конфликт, место действия и состав действующих лиц, связь с драмой Клейста. "Юдифь" – принцип переосмысления библейской истории и библейского персонажа, конфликт и развитие действия, роман­тические и реалистические черты. "Гиг и его кольцо" – принцип использования легендарного сюжета, конфликт, способы созда­ния усложненной психологии, борьба против догматизма.

Г. Гейне. Периодизация творчества. Общественные и литератур­ные связи. 1810–1820-е годы: идеи статьи "Романтика". Художе­ственные и идейные задачи "Книги песен", их реализация. Тема человека и природы, любви; ирония и способы ее создания. Связь "Юношеских страданий" с романтизмом, роль идей "Разговора в Падернборнской степи". "Лирическое интермеццо" – темы и фор­мы народной поэзии. "Возвращение на родину" –усложнение проблематики, изменение тональности, появление зарисовок быта, философских размышлений. "Северное море" – философ­ское осмысление бытия, изменение форм стиха, сатира. Статьи 1830-х годов. Политические мотивы в лирике 1840-х годов, поэма "Германия. Зимняя сказка". Двойственность в восприятии революции и религии. Стихи последних лет и "Романцеро" – ирония и жизнеутверждающие мотивы.

4

Реализм в США в 1850-1860гг.

Особенности позднего этапа романтизма в американской лите­ратуре. Изменение общественной ситуации в стране, усиление пессимистических настроений, преодоление иллюзий. Внимание к нрав­ственным проблемам, процесс психологизации художественной прозы. Философия трансцендентализма. Эмерсон о соотношении лич­ности и истории, личности и ее окружения.

Н. Готорн – основатель морально-психологического направ­ления в литературе Америки. Достижения в жанре романа и но­веллы.

Г. Мелвилл – представитель философского направления в аме­риканской литературе. Жанровое своеобразие романа "Моби Дик, или Белый кит". Соединение романтического и реалистического начал. Влияние творчества Мелвилла на американских писателей.

Аболиционистская тема в творчестве Торо и Г. Бичер-Стоу. Ро­ман "Хижина дяди Тома" и его роль в борьбе против рабства.

У. Уитмен. Демократический пафос поэтического и публицис­тического творчества. История создания и композиция сборника "Листья травы". Эстетическое новаторство Уитмена: особенности поэтического стиля, переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Трансцендентализм – философская основа творчества. Уитмен и мировая литература. Уит­мен и Маяковский.

5

Литературный процесс рубежа XIX-XX веков. Общая характеристика. Немецкая литература рубежа XIX-XX веков. Ф. Ницше.

Рубеж XIX – XX веков – новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Стабильные и переходные культурно-исторические эпохи. Переходность как отличительная черта культуры рубежа XIX – XX веков. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни. Ощущение динамизма и нестабильности бытия. Черты belle epoque и fin de siecle в культурной жизни Западной Европы на рубеже веков. Кризис западноевропейской культуры на рубеже веков. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А. Шопенгауэр. Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд). Роман Ж. Г. Гюйсманса «Наоборот» – «библия» европейского декаданса.

Литературный процесс на рубеже XIX – XX веков: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между различными национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX – XX веков. Характеристика основных литературных направлений (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм). Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX века.

Ф. Ницше как выразитель кризисного состояния европейской культуры рубежа веков. «Переоценка всех ценностей» в трудах Ницще («Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Антихрист») Традиции А. Шопенгауэра и романтической литературы в творчестве Ницще. Ницше и Вагнер. Концепция сверхчеловека в книге «Так говорил Заратустра». Аисторизм, иррационализм и нравственный релятивизм философии Ницше. Особенности поэтики книги. Новый образ мыслителя и тип философствования у Ницше. Влияние Ницше на западноевропейскую литературу начала XX века.

6

Французская литература рубежа XIX-XX веков. Э. Золя и натурализм.

Париж – культурный центр Европы в конце XIX – начале XX века. Социокультурная ситуация во Франции на рубеже веков (последствия франко-прусской войны, разгром Парижской коммуны, усиление реакции, нарастание декадентских настроений среди французской интеллигенции, зарождение нового вида искусства – кинематографа).

Импрессионизм во французской живописи (К. Моне. Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста.

Философские и литературные истоки натурализма во Франции. Позитивизм О. Конта. Концепция «Трех факторов» И. Тэна. Гонкуры –предтечи французского натурализма. Роман Гонкуров «Жермини Ласерте» «качественно новое явление в литературе» (Э. Золя).

Э. Золя – глава французского натурализма. Эстетические взгляды Золя. Ранний Золя: натуралистические физиологические романы Золя «Тереза Ракен» и «Мадлен Фера»; традиции Гонкуров в «Терезе Ракен». Цикл «Ругон-Маккары»: замысел цикла, традиция «Человеческой комедии» Бальзака в цикле, структура цикла. Тема буржуазии и народа в «Ругон-Маккарах». «Жерминаль» – роман о пробуждении народного сознания. Особенности поэтики романа: сочетание натуралистической описательности с импрессионистической установкой на передачу оттенков и полутонов. «Гипертрофированный» реализм Золя. Поздний Золя: циклы романов «Три города» и «Четыре Евангелия». Место Золя в европейской литературе рубежа XIX – XX веков. Э. Золя в России. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины – конца XIX века.


7

Французская литература рубежа XIX-XX веков. Ги де Мопассан. А. Франс.

Ги де Мопассан. Усиление субъективного начала во французской прозе 60 – 90-х годов XIX века. Психологический роман Мопассана. Традиции Флобера в романе «Жизнь». «Жизнь» – роман о смене двух культур. Специфика мопассановского пейзажа и его художественная функция в романе. Своеобразие психологизма Мопассана. Традиции Бальзака, Гонкуров и Золя в «Милом друге». Образ Жоржа Дюруа. Обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан». Поздний Мопассан: романы «Сильна как смерть», «Наше сердце» Мопассан – новеллист. Мопассан и русская литература.

А. Франс. Философизация художественного сознания на рубеже XIX XX веков и философский роман А.Франса. Роль традиций классицистской и просветительской литературы в формировании философского романа Франса. «Преступление Сильвестра Боннара» – первый опыт философскою романа в творчестве Франса. Новый тип героя-интеллектуала в романе (образ Боннара). Особенности структуры романа. Философский характер проблематики романа: проблема смысла жизни, вопрос о соотношении культуры и жизни, мечты и действия и т.д. Смысл названия романа Поэтизация интеллекта и философского размышления в романе «Таис». Диалогичность сюжета в философском романе Франса. Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве на рубеже 80 90-х годов (книга «Сад Эпикура»). Роман-хроника «Современная история и роман-памфлет «Остров пингвинов». Особенности реализма Франса.


8

Символизм в зарубежной литературе рубежа XIX-XX веков.

Французский символизм: генезис и эстетика. Романтические и парнасские традиции в эстетике французского символизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А.Рембо, С. Малларме). Символизм в драматургии (М. Метерлинк) и в прозе (А.Жид). Постсимволизм во Франции.


9

Английская и американская литература рубежа XIX-XX веков. Эстетизм и О. Уайльд. Неоромантизм. Творчество М. Твена, Т. Драйзера, Д. Лондона.

Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже XIX – XX веков. Распространение социалистических идей в среде английской интеллигенции на рубеже веков. (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.

Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси).

Б. Шоу. Фабианство Шоу. Эстетические взгляды Шоу. Критика Шоу предшествующей драматургической традиции. Влияние Ибсена на Шоу. Книга Шоу «Квинтэссенция ибсенизма». Проблема идеала. Основные циклы пьес Шоу («Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан»). «Профессия миссис Уоррен»: диалектика характеров и понятий, обстоятельность ремарок, прием «дискуссии». Конфликт «идеалистов» и «реалистов» в пьесе «Кандида». Парадоксы самопознания личности в пьесе «Ученик дьявола». «Дом, где разбиваются сердца» – образец интеллектуальной драмы-«дискуссии». Смысл подзаголовка пьесы. Проблема интеллигенции в драме. Сущность и характер конфликта. Антивикторианский парадокс Шоу. Значение Шоу для становления «новой драмы» и развития мировой драматургии XX века.

О. Уайльд – глава английского эстетизма. Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Книга «Замыслы» – изложение эстетического кредо Уайльда. Периодизация творчества Уайльда. Уайльд-поэт. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда («Счастливый принц». «Гранатовый домик»). Неоромантические черты в сказках Уайльда. «Портрет Дориана Грея». Тема двойника в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона и в романе Уайльда. Проблематика романа. Драматургия Уайльда. Декадентские мотивы в «Саломее». Трактовка библейского мифа в пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда («Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»). Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в «De Profundis» и в «Балладе Рэдингской тюрьмы».

Неоромантизм в английской литературе. Специфика английского неоромантизма. Неоднородность неоромантизма в Англии. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад. Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р. Л. Стивенсон), детективный (А. Конан-Дойл, Т. К. Честерсон) роман.

Специфика литературного процесса в США на рубеже XIX – XX веков: регионализм американской литературы, специфический характер американского романтизма, его большая временная протяженность. Поздние романтики (Э. Дикинсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Становление реализма в американской литературе. «Нежный реализм» У. Хоуэллса. Нравственно-психологическая направленность творчества Г. Джеймса. Влияние европейских писателей на становление Г. Джеймса. Влияние европейских писателей на становление Г. Джеймса. Джеймс и Тургенев. Литература «разгребателей грязи». Поэзия Карла Сэндберга.

Американский натурализм (X. Гарленд, С. Крейн, Ф. Норрис) как эстетическая реакция на «нежный реализм». Специфика натурализма в США и его роль в становлении реалистического романа.

М. Твен – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Просветительский идеал «естественного» бытия в «Приключениях Тома Сойера». «Приключения Гекльберри Финна». Образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Антибуржуазный пафос романа. Романы Твена на историческом материале («Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура»). Значение Твена для последующего развития американской литературы.

Д. Лондон. Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции в творчестве Лондона. Поэтизация Севера в цикле «Северные рассказы». Романтика борьбы с природой («Любовь к жизни»). Критика ницшеанства в романах «Морской волк» и «Мартин Идеи». Духовный кризис писателя. Место Д. Лондона в литературе критического реализма США.

Т. Драйзер. Влияние философии Г. Спенсера на Драйзера. Бальзаковские традиции и мотивы в романе «Сестра Керри». Изображение американского общества в романе.

Общие закономерности литературного процесса «рубежа веков». Традиции и новаторство в литературе XIX-XX века. Историко-культурное значение изученного периода.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconРабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки:...
Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 032700....

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconНаправление 032700. 62 Филология
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины современность и культура направление подготовки:...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления...

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки – Направление: 032700. 68 «Филология». Профиль...

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconРабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология»
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин...

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История литературы Европы и США. Ч. I. Литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. I. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Рабочая программа дисциплины история мировой (зарубежной) литературы XIX xx вв. Направление подготовки: 032700. 62 «Филология» iconУчебной дисциплины «История мировой (русской) литературы» для направления...
Целью изучения дисциплины является получение фундаментального образования, способствующего развитию личности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница