Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение»




Скачать 313.29 Kb.
НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение»
страница1/3
Дата публикации14.08.2014
Размер313.29 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(для четырёхлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Пояснительная записка.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное

чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой

чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1>м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного

раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного

чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
^ Личностными результатами изучения предмета «Литературное

чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).

^ Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

^ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. Темп чтения вслух незнакомого текста в конце учебного года должен составлять от 30 – 40 слов в минуту и выше.

^ ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

  • умение разъяснять заглавие текста;

  • умение прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

  • понимание значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантики незнакомых слов;

  • внимательное отношение к оттенкам лексического значения слов;

  • умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • озаглавливание небольших частей текста, составление простого плана, пересказ прочитанного с опорой на план из картинок.

Развитие устной речи:

  • формулирование ответов на вопросы по содержанию текста, подбор наиболее подходящих слов;

  • подробный пересказу по вопросам или картинкам, составление устных рассказов по картинкам;

  • грамматически правильное построение устного высказывания;

  • заучивание наизусть стихотворений, выразительное чтение.



Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова; овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в на­чальной школе является формирование читательской компе­тентности младшего школьника, осознание себя как грамотно­го читателя, способного к творческой деятельности. Читатель­ская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произве­дения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • овладение умениями осознанно и правильно читать, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;

  • овладение коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной, богатой

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание курса

Характеристика деятельности обучающихся

^ Аудирование (5 часов)

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.

Жанры художественных произведений.


Воспринимать на слух поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр.

^ Чтение (18 часов)

Чтение вслух и про себя - слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Использование выразительных средств: интонации, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.

^ Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.


^ Работа с текстом художественного произведения (на протяжении всего курса)

Текст

Текст и набор предложений. Художественный текст. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

^ Заголовок в тексте

Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста обучающимися.

^ Тема текста

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя.

Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

^ Работа с текстом

Семантизация слов (в т.ч. незнакомых) и словосочетаний.

Подробный пересказ текста

Рассказ по иллюстрации к тексту

Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации.

^ Работа с книгой

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой.


Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям, ключевым словам; определять тему.
Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, обучающимися.
Пересказывать текст художественного произведения: подробно.

Озаглавливать небольшие части текста.

Составлять простой план.


^ Культура речевого общения (6 часов)

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

^ Уроки вежливости: «Как надо здороваться». «Как надо дарить подарки», «Как нужно играть», «Правила гигиены», «Как вести себя в гостях у природы», «Как содержать домашних животных».

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).


^ Литературоведческая пропедевтика (изучается на протяжении всего курса)

Жанры произведений: рассказ, стихотворение. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Герой произведения. Характер героя.

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

Словесное рисование в рассказах и стихах.


Сравнивать жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.


^ Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Инсценирование

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование.

^ Иллюстрирование фрагментов прочитанного произведения.

Подбор рифмы.



Инсценировать художественное произведение.


^ Круг детского чтения

«Попрыгать, поиграть...» ( 9 часов)

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

8

Проверочная работа

1

Наш дом ( 4 часа)

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

3

Проверочная работа

1

^ Ребятам о зверятах (7 часов)

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.

6

Проверочная работа

1

^ Маленькие открытия (9 часов)

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

6

Проверочная работа

1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconРабочая программа «литературное чтение» рабочая программа составлена...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена...
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» для 3 кл. «В одном счастливом...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена...
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» для 2 кл. «Маленькая дверь в...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное чтение» iconПрограмма «литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы) Пояснительная записка
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница