Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
страница1/6
Дата публикации14.08.2014
Размер1.64 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 35

Протокол от «__»_________ 2013 г. № ___

Руководитель МО _______ В. Е.Безматерных

Согласовано.

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 35

____________И.В.Голенищева

«__»_____________2013 г.


Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ № 35

_______________А.В.Маслов

«__»_____________2013 г.


^ Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

1-4 класс.

Образовательная система «Школа 2100»

ФГОС НОО 2009

Составитель: Лужина Валентина Александровна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35

Срок реализации программы: 2013-2017 г.г.

Архангельск

2013

Структура документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

1.1.Общая характеристика учебного предмета.

1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения.

1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

2. Планируемые результаты освоения учебной программы по учебному предмету «Литературное чтение». 3. Содержание учебного предмета.

3.1 Круг детского чтения.

3.2 Техника чтения.

3.3 Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

3.4 Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

3.5 Литературоведческая пропедевтика.

3.6 Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

4. Поурочное тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся по учебному предмету «Литературное чтение» (по каждому году обучения).

5. Критерии и нормы оценивания обучающихся по учебному предмету «Литературное чтение».

6. Список литературы.

7. Приложения (реализация практической части программ; таблица предметных требований к умениям учащихся по учебному предмету «Литературное чтение» (программный минимум)).


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы образовательной системы «Школа 2100»: ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011г.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Рабочая программа рассчитана на 4 года освоения обучающимися (1-4 классы) учебного предмета «Литературное чтение» образовательной области «Литературное чтение».

Практическая часть программы реализуется через проведение проверочных работ, (смотри Приложение 1.).
1.1.Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

2. приобщение к литературе как искусству слова;

3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. ^ Принцип идейно-художественной значимости в учебниках достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.^ Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

^ 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

^ 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

^ 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

^ 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

^ 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности

писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
^ 1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения

В соответствии с ФГОС НОО 2009 г. и учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Литературное чтение» с 1-го по 4-й класс отведено 540 часов (из расчёта – 4 часа в неделю). Из них: 1 класс – 132 ч., 2 класс – 136 ч., 3 класс – 136 ч., 4 класс – 136 ч. в год.
^ 1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

^ Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

^ Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

^ Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

^ Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
^ 2. Планируемые результаты освоения учебной программы

по учебному предмету «Литературное чтение»

В результате освоения содержания учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 4 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1 класс (базовый уровень)
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница