Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа




Скачать 242.87 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа
страница1/3
Дата публикации09.08.2014
Размер242.87 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

760 ИМЕНИ А. П. МАРЕСЬЕВА
129347, Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. 182-66-20, 182-66-19



«Утверждаю»
Директор
ГБОУ СОШ №760
им. А.П. Маресьева
______________ /Гармаш В.Ю./
«______»____________2013 г.





«Согласовано»
Руководитель МО
ГБОУ СОШ № 760
им. А.П. Маресьева



__________/Решетняк М.Г./





«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР
ГБОУ СОШ №760
им. А.П. Маресьева


_______________Кулик В.Г.

^ Рабочая программа

учителя начальных классов

Пилипенко Евгении Николаевны

по литературному чтению в 4 классе

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №1 от 26.09.13 г.

Москва

2013 год
Пояснительная записка.
Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения.

Роль уроков чтения:

  • пробудить интерес к чтению,

  • научить с помощью книг приобретать новые знания,

  • извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Цели обучения

  • Программа направлена на достижение следующих целей:
    развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;



  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;



  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

^ Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

^ Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

^ Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
- чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

^ Обогащение опыта творческой деятельности:

1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

В 4 классе большое внимание уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, систематизации учебного материала.

Важно реализовать принцип продуктивного многочтения, который позволяет так организовать работу, чтобы обучающиеся, перечитывая знакомый по первичному чтению текст, всегда находили в нём что-то новое, ранее не замеченное ими, интересное, рождающее новые мысли и чувства.

Внимание уделяется чтению про себя, не вытесняя чтения вслух.

Помимо индивидуального подхода и дачи специальных заданий, необходима словарная работа: работа с трудными словами при прочтении и сносками в учебнике.
^ Требования к выпускнику 4 класса.
Читательские умения:

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать ориентировочным темпом 110 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя – на 15-20 слов быстрее;

  • Полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.

К концу 4 класс обучающиеся должны уметь:

  • Составлять план и пользоваться им при пересказе,

  • Составлять краткий и другие виды пересказа,

  • Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,

  • Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,

  • Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,

  • Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.



Литературоведческая пропедевтика.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Практически освоить особенности лирики, эпоса, драмы в сравнении: сказка0 рассказ, басня- сказка, рассказ- повесть, сказка- сказочная повесть, рассказ- стихотворение, пьеса- рассказ, пьеса-сказка, былина- сказка, миф- сказка,

  • Уметь элементарно классифицировать сказки,

  • Иметь представления о различных рассказах( о животных, о детях, философские, юмористические, исторические),

  • Иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической,

  • Уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения,

  • Знать некоторые приёмы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста,

  • Составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях(А.С.Пушкин, Л.Толстой, Г.Х.Андерсен, И.Крылов, С.Маршак, К.Паустовский, и др.) на основе знания их творчества.


^ Развитие творческих способностей.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в соответствии со спецификой произведения,

  • Принимать участие в конкурсах чтецов,

  • Писать небольшие сочинения разных типов( повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.


^ Критерии оценивания по литературе.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.

«Чтение- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

Н.Ф.Бунаков.

Навык чтения складывается из двух сторон:

  • Смысловой,

  • Технической.

Смысловая сторона чтения -это совокупное понимание читающим:

  • Значение большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле,

  • Содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями,

  • Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, глав) и смысла этих частей (не только о чём говорится, но и что этим сказано),

  • Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

  • Полнота и глубина ответа

  • Правильность фактического материала.

  • Логичность и последовательность изложения

  • Осознанность, понимание содержания.

  • Самостоятельность, устойчивость и гибкость мышления.

  • Правильность речевого оформления: правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

  • Достаточная коммуникативная грамотность: соблюдение требований научно-учебной сферы общения и конкретной ситуации, корректное использование невербальных средств общения.


^ Техническая сторона чтения– способ чтения, правильность, выразительность, скорость(темп).


способ чтения

правильность

Выразительность

Скорость (темп) в минуту

Чтение по буквам

Без ошибок

Использование основных средств выразительности(пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание.

1 класс-25-30 слов

Чтение по слогам

Пропуск, замена, искажение букв, слогов

2 класс-30-40 слов

40-50слов

Чтение по слогам и целыми словами

Постановка ударения

Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации

3 класс-50-60 слов

75-80слов

Чтение целыми словами

Ошибки в окончании слов

4 класс-80-90 слов

95-120слов


При проверке навыка чтения выявляется:

1.Понимание слов:

  • Ключевых,

  • Употреблённых в переносном смысле.

2.Понимание содержания отдельных предложений:

  • Самостоятельно,

  • При затруднении по вопросам учителя (что сообщается в этом предложении).

3.Понимание предметного плана:

  • О чём, о ком или что говорится в этой части, в тексте,

  • Осознание смысла предметного плана- что всем этим хотел сказать автор.

4.Осознание основной мысли произведения.
В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

^ Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • Искажение читаемых слов( замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов),

  • Неправильная постановка ударений(более 2),

  • Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух,

  • Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения,

  • Неправильные ответы на вопросы по содержанию текста,

  • Неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного,

  • Нарушение при пересказе последовательности событий в произведении,

  • Нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста,

  • Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • Не более двух неправильных ударений,

  • Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух,

  • Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное,

  • Неточности при формулировке основной мысли произведения,

  • Нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.


^ При оценке устного ответа ученика можно учитывать действующие «Нормы оценки».
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

^ Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет и 4-6 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого. Не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нетрадиционных приёмов решения учебной задачи, отдельные недочёты в изложении материала.

^ Оценка «З»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа. Допускает не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса.
^ Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушения логики, неполнота раскрытия, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа icon-
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по «Обучению грамоте»
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconДепартамента образования города москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (еврейским)

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconЕжегодный публичный отчет
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1104

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа icon«в мире математики и музыки»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №2036

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературному чтению на 2013-2014
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе на 2012-2013 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по музыке на 2013/2014 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424

Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление...
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №883



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница