Внеклассная работа по литературе




НазваниеВнеклассная работа по литературе
страница1/11
Дата публикации13.06.2013
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
БИЛЕТ 1

  1. Внеклассная работа по литературе.

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников. Все внеклассные работы по литературе должны быть организованы с участием школьного библиотекаря, который участвует в пропаганде книги (готовит рекомендованные списки книг для самостоятельного чтения, выставки книг, книжные бюллетени, стенгазеты и проводит беседы), оказывает методическую помощь преподавателям (отбор и рекомендации книг по методике проведения внеклассных мероприятий, читательской конференции, диспутов, тематических вечеров, разработка вопросников, рекомендательных списков книг, вечера). В средних классах такие формы внеклассной работы: - подготовка и проведение диспутов, дискуссий, литературных композиций и читательских конференций. Эти виды работы формируют навыки общения с книгой, учат высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. В старших классах наиболее целесообразно _ дни литературы, олимпиады, читательские конференции, литературные вечера на более сложном литературном материале. Традиционными формами внеклассной работы являются работы кружков, утренников, вечеров, дней литературы, литературных фестивалей, олимпиад. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: а. индивидуальная работа со школьниками, б. групповые занятия, в. массовые мероприятия. К наиболее распространенным видам работы по внеклассной работе относятся беседы по текстам, индивидуальные консультации при написании заметок в стенгазету, при выборе произведений для участия в конкурсе чтецов, при изготовлении наглядных пособий, при подготовке номеров художественной самодеятельности. Составляются кружки, общества, клубы, которые идут продолжительное время. Работа кружков сопровождается выпуском газет, бюллетеней. Как итог проводятся олимпиады, вечера, дни литературы. Организуются музеи, выставки. Кружок по литературе может сместить в себя знакомство с произведениями, как с классными, так и с новыми, обучение выразительному чтению стихов и прозы, подготовка к инсценировке, обсуждение членов кружка. Требования к отбору материала в кружках: - тематика занятия должна соответствовать названию и содержанию кружка, - сообщаемая информация должна иметь практическую ценность, - тематика внеклассных занятий должна соответствовать тематике уроков литературы. Организовывать работу в кружке целесообразно с помощью занимательных игр, задач, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, песен, выписывание пословиц, поговорок, изречений, составление тематических альбомов, работа над газетным материалом.
  1. ^

    Практика внеклассной работы по литературе (на примере конкретной методической темы)


(по методике Збарского И.С., Полухиной В.П.)

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.  Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты — Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.) Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи. На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык). Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. 

БИЛЕТ 2

  1. ^ Роль учебника в процессе преподавания литературы

Учебник- это особый вид издания, предназначенный для реализации образовательного процесса. Это источник знания, в котором материализовано содержание образования в виде конкретного учебного материала. Все учебники, построенные на принципах развивающего и воспитывающего обучения, осуществляют следующие функции.

Информационная функция. Учебниквводит человека в мир культуры, приобщает его к главным ценностям цивилизации, к результатам высших достижений человечества. В результате методической обработки материал книги становится пригодным для обучения, и книга превращается в учебную.

Всякая учебная книга опирается на базовые элементы содержания образования. В своем дальнейшем развитии элементы содержания учебной дисциплины совершенствуются, становятся универсальными и соединяются с элементами других учебных дисциплин Функция закрепления и самоконтроля. Эта функция необходима для усвоения материала, рациональной организации учебной работы, самостоятельного овладения знаниями и умениями. Функция самообразования. Материал книги должен быть так подобран и структурирован, чтобы с ним было удобно работать самостоятельно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассная работа по литературе iconВнеклассная работа как важное звено в системе литературного образования школьника
Основные направления и формы внеклассной работы по литературе. Из опыта работы стр. 10-16

Внеклассная работа по литературе iconНеделя русского языка и литературы
Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Как правило, итогом внеклассной...

Внеклассная работа по литературе iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Великой Отечественной Войны; песни “Землянка”, “Священная война”, “Вальс “Осенний сон””

Внеклассная работа по литературе iconВнеклассное мероприятие на немецком языке
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа углубляет...

Внеклассная работа по литературе iconМбоу «сош №13 им. И. Б. Катунина» г. Брянска Наименование информационно образовательного ресурса
Внеклассная работа. Уроки истории. Библиотека Художественная энциклопедия зарубежного искусства

Внеклассная работа по литературе iconНазвание информационного блока: Внеклассная работа
Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено»

Внеклассная работа по литературе iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа
...

Внеклассная работа по литературе iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа Цель: воспитать у школьников...
Выпуск праздничной телепередачи, в которой расскажут о мамах, их трудовых биографиях, выразят им благодарность за любовь, заботу,...

Внеклассная работа по литературе iconВ методическую копилку учителя
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, она расширяет кругозор, развивает...

Внеклассная работа по литературе iconСтатья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе
Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Работа с дошкольниками | Спорт в школе и здоровье детей | Внеклассная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница