Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения




Скачать 73.91 Kb.
НазваниеПримерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения
Дата публикации05.08.2014
Размер73.91 Kb.
ТипПримерная программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русский язык

Фонетика и графика

Звуки гласные ударные и безударные; ударение в слове. Звуки согласные твердые и мягкие; звуки согласные звонкие и глухие. Звуки и буквы. Алфавит. Обозначение мягкости согласных на письме. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Общеупотребительные слова. Профессиональ­ные слова. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие о фразеологизме.

Словообразование

Основа и окончание слова. Приставки, корень, суффикс. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращенные сло-

Морфология

Имя существительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существи­тельные. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам-числам. Имя при­лагательное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие качественные прилагатель­ные. Степени сравнения качественных прилагательных, образование степеней сравнения прилага­тельных. Род, число и падеж прилагательных. Способы образования прилагательных. Имя числи­тельное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Числительные коли­чественные и порядковые. Числительные простые и составные. Числительные дробные и собира­тельные. Склонение порядковых и количественных числительных. Местоимение. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль Склонение местоимений, правописание лично­стных местоимений (3-го лица) после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Об­разование отрицательных местоимений. Глагол. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. 1 и 2 спряжения. Раз­носпрягаемые глаголы. Формы изменения глагола: наклонение, число, род (в прошедшем времени и условном наклонении). Безличные глаголы. Способы образования глаголов. Причастие. Причас­тие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия. Роль причастий в предложении. Склонение полных причастий. Измене­ние кратких причастий. Деепричастие. Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Наречие. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и под­чинительные. Частицы. Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Междометия. Значение междометий и их роль в речи.

Орфограммы

Понятие об орфограмме. Орфограммы-буквы. Употребление буквы ь для обозначения мяг­кости согласных. Разделительные ъ и ь. Буквы з и с на конце приставок на -з (с). Гласные е-и в приставках пре- и при-. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правопи­сание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроизносимых соглас­ных в коре слова. Чередующиеся е - и в корнях мер-мир, дер-дир и других. Соединительные гласные о-е в сложных солвах. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буквы о и е после шипящих в окончаниях прилагательных. Н и нн в суффиксах прилагательных -ан (-ян), - ин -, - они - (енн). Различие на письме суффиксов - к - и - ск-. Правописание гласных в окончаниях количественных числительных. Употребление ь в середине и на конце числитель­ных. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ь на конце глаголов после ши­пящих. Различение на письме - тся — и -ться - . Гласные в суффиксах глагола - ова -(-ева-), -ыва- (-ива-). Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страда­тельных причастий. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий. Различие о и а на конце на­речий. Мягкий знак на конце наречий, оканчивающихся на шипящие. Орфограммы-дефисы. Слит­ное и дефисное написание слов с пол-. Дефис в сложных прилагательных. Дефис в местоимениях с суффиксами -то, - либо,-нибудь и приставкой кое-. Дефисное написание наречий. Дефис в предлогах из-за, из-под. Дефис в междометиях. Орфограммы - слитное и раздельное написание. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Слитное и раздельное написание наречий. Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.). Слитное и раздельное напи­сание союзов. Отличие союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами; отли­чие союза также от наречия с частицей. Не с именами существительными. Не с именами прилага­тельными. Не и ни в местоимениях. Не с глаголами. Не с причастиями на -о(-е). Слитное и раз­дельное написание частиц не и ни с разными частями речи.

Большая буква в собственных именах и собственных наименованиях.

Синтаксис

Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от слова и предложения. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения. Простые предложения с двумя главными членами. Подлежащее и способы его вы­ражения. Сказуемое и способы его выражения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельства места, времени, причины и другие способы из выражения. Простые предложения с одним главным членом в форме подлежащего. Неполные предложения. Предложе­ния с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Обращение, его место в предложении. Предложения с ввод­ными словами. Вводные предложения. Предложения с обособленными членами. Обособленные определения: причастный оборот, приложения. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот. Обособленные обстоятельства. Деепричастные обороты. Обособленные обстоятельства с предлогами невзирая на, благодаря и т.д. Прямая и косвенная речь. Цитата. Сложное предложе­ние. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложносочиненные предложения. Отличие сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложе­ния. Виды придаточных предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения по отношению к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими прида­точными (с соподчинением, однородным неоднородным и последовательным подчинением). Бес­союзные сложные предложения. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного слож­ного предложения. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Пунктуация

Понятие о пунктограмме. Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая между однород­ными членами в предложении. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с одно­родными членами. Знаки препинания при обращении. Знаки при вводных словах и предложениях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Знаки препинания при обособленных второ­степенных и уточняющих членах предложения. Выделение запятой сравнительного оборота. Зна­ки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при цитировании. Запятая ме­жду частями сложносочиненного предложения. Запятая между главными и придаточными пред­ложениями.

^ Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Русский язык - один из основных международных языков.

Стилистика

Понятие о стиле. Стили русского литературного языка и их особенности.

^ Наиболее часто встречающиеся ошибки

Тестирование позволило выявить пробелы в знаниях и умениях абитуриентов. Часто до­пускаются орфографические и пунктуационные ошибки. Орфографические в письменных работах учащихся появляются в основном вследствие недостаточного знания орфографических правил или не умения применять эти правила на практике. Укажем наиболее устойчивые, типичные орфогра­фические ошибки: 1). Ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и не­проверяемых): а), в корнях слов; б), в приставках; в), в суффиксах. 2). Пропуск на письме непро­износимых согласных. 3). Неправильное оформление суффиксов. 4). Ложное удвоение согласных. 5). Пропуск ъ и ь в словах, их смешение в употреблении, ненужное употребление ъ. 6). Ошибки: а), в написании окончаний существительных и прилагательных; б), в написании глагольных форм (эта ошибка связана с незнанием спряжения глагола); в), в суффиксах причастий; г), в наречиях. 7). Ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Грубыми пунктуационными ошибками являются, нарушение правил, составляющих основу школьной пунктуации. Перечислим эти ошибки: 1). Пропуск запятой: а), в сложносочиненном предложении с союзом и, особенно в случаях, когда второе из предложений безличное; б), в слож­ноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным, присоединенным к главному пред­ложению с союзным словом (косвенно вопросительная конструкция); в), в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, обстоятельственными, присоединенными к главным союзам что, чтобы, а также определительными с союзным словом который, г), между частями бессоюзного сложного предложения. 2). Пропуск знака для выделения, а), обособленных второстепенных членов - причастных и деепричастных оборотов; б), обращения, в), вводных слов, словосочетаний и предложений; г), прямой речи. 3). употребление лишнего знака, которым оши­бочно разделяются члены и части предложения, грамматически тесно связана между собой: а), между подлежащим и сказуемым; б), между сказуемым и дополнением, в), между группой обстоя­тельств и остальными членами предложения (неправильное обособление обстоятельств), г), упот­ребление знака, не соответствующего содержанию текста.
^ Литературные произведения
Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Я памятник себе воздвиг...».

^ М.Ю. Лермонтов. «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени», стихотворения: «Смерть поэта», «Бородино», «Родина».

Н.В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души».

А.И. Герцен. «Былое и думы» (избранные главы).

^ И.С. Тургенев. «Бирюк», «Ася».

Н.А. Некрасов. «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Л.Н. Толстой. «После бала». «Детство», (отдельные главыУ

^ В.Г. Короленко. «Парадокс», «Огоньки».

А.П. Чехов. «Хамелеон».

М. Горький. «Детство» (главы), «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на да­че», «Хорошее отношение к лошадям».

Л. Н. Андреев, AM. Платонов. (1 рассказ на выбор). Произведение о Великой Отечествен­ной войне (А.А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Ф.А. Абрамова и др 2 - 3 на выбор). Произведение об отношении к природе, миру (ЕЙ. Носова, Ф.И. Абрамова, Ю.В. Бондарева). Стихотворения о Родине (1 - 2 на выбор).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно...
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе начального...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПрограмма вступительных испытаний по истории России (для поступающих...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку и литературе для поступающих на базе основного общего образования в образовательные учреждения iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница