Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения




НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения
страница1/7
Дата публикации29.07.2014
Размер0.88 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
«Новонадыровская средняя общеобразовательная школа

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

Якупова А.С..
Протокол № ___ от «__»

__________________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Новонадыровской СОШ ГазизоваГ.А.

«__»________________2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

Новонадыровской СОШ

Миназов И.М.

«__»_________________2012г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

педагога

Якуповой Алсу Саматовны

первой квалификационной категории

в 11-ом классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __________

от «___» ___________2012г.


^ 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика)

для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т.Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006
Общие положения

Актуальность курса.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).

Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников.

Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.

Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.

Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.

Предлагаемый курс имеет свою цель:

  1. способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

  2. научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

  3. систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

  4. развивать творческие способности.

^ Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.

^ Учебный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

1.Программа элективного курса сокращена с 50 ч. на 35ч. и рассчитана для изучения в 11 классе.

2.Внесены корректировки в содержание программы и учебно-тематического плана.
^ Объём курса 35 часов, из них – 11 часов теоретической подготовки, 24 часа практических занятий.

Учебный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих восприятию литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста, при написании сочинений разных жанров.

^ Блок теории сочинения включает в себя знакомство с различными жанрами литературного творчества учащихся как результатом освоения художественного произведения.

^ Практический блок курса предполагает решение заданий проблемного характера (например, исправить речевые ошибки, допущенные в предложенных работах, «раскрасить» предложенное сочинение, используя изобразительные средства, составить характеристику героя, используя ряд метафор и т.д.); написание творческих работ (например, составление цитатного плана сочинения, написание вступительной и заключительной части и т.д.), сочинений разных жанров на заданную тему.

Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового потенциала.

^ Доступность курса обеспечивается подбором литературного материала, опорой на художественные произведения (эпизоды произведений, фрагменты описаний, характеристики), включённые в перечень государственных стандартов. Курс позволит более углублённо изучить программные произведения.
Основное содержание курса

Тема 1. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.

Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.

Основные формируемые понятия: художественное произведение, творчество, литературное творчество, результат освоения.

Форма: лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний .

Тема 2. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).

Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.

Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).

Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).

Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и музыкальности.

Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).

Основные формируемые понятия: текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.

Форма:

  • лекция с элементами беседы ;

  • практикум, работа со словарями;

  • семинар.

Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.

Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая .

Тема 3. Основные требования к сочинению.

Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.

Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.

Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.

Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.

Основные формируемые понятия: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.

Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».

Тема 4. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.

Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.

Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.

Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Форма: практикум.

Домашнее задание по вариантам: составление разных типов планов сочинений.

Форма контроля: работа по тренировочным карточкам.

Тема 5. Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.).

Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Форма: практикум .

Домашнее задание по вариантам: составление разных типов планов сочинений.

Форма контроля: тест .

Тема 6. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.

Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.

Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).

Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.

Основные формируемые понятия: композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.

Форма:

  • лекция с элементами беседы;

  • практикум .

Домашнее задание: творческая работа по вариантам.

Форма контроля: практическая работа.

Тема 7. Проблемно-тематическая типология сочинений.

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные системы повествования, описания, рассуждения.

Порядок работы над сочинением–рассуждением.

Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи.

Основные формируемые понятия: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Форма:

  • лекция с элементами беседы;

  • творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).

Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.

Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.

Тема 8. Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.

Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая характеристика литературного типа).

Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой проблемы).

Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное произведение).

Основные формируемые понятия: сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.

Форма: лекция с элементами беседы .

Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.

Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.

Тема 9. Жанровая классификация сочинений.

Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.

Основные формируемые понятия: жанровая классификация сочинений.

Форма:

  • лекция с элементами беседы;

  • практикум .

Домашняя работа: работа со справочным материалом.

Форма контроля: проверка конспекта.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconРабочая программа по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б
Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного...

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой...
...

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconПрограмма дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама...

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconСписок литературы, обязательной для чтения по курсу «Теория литературы...
Список литературы, обязательной для чтения по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности»

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...

Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т. Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница