Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»




НазваниеЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
страница1/4
Дата публикации28.07.2014
Размер0.57 Mb.
ТипЗакон
www.lit-yaz.ru > Литература > Закон
  1   2   3   4
I Пояснительная записка

  • Нормативно-правовая основа рабочей программы по литературе

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм) и Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 9.03.2004 (с изменениями, внесенными приказами Минобразования РФ от 20.08.2008г. №241, от 30.08 2010г. №889, от 3.06 2011г. №1994 и от 1.02 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»)

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. № 2885 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 21.02.2012 №23290) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию, на 2012­-2013 учебный год»

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2012-2012 учебный год

  6. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

^ Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

^ Цели обучения.

Главная цель программы для 10 класса — помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитар­ном развитии, от умения осмысленно читать литератур­ное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и систем­но. И подготовить его к усвоению материала, рассматри­ваемого в 11 классе. Десятиклассник должен научиться видеть художественные явления в их развитии, т. е. пе­рейти от концентрического изучения литературы к исто­рико-литературному, научиться понимать логику лите­ратурного процесса, сопоставлять разные произведения.

Поэтому, нарушая привычную логику школьного курса, программа предполагает изучение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина непосредственно после обзо­ра идей «натуральной школы». Это позволяет сразу оз­накомиться с наиболее полным, ясным и четким худо­жественным воплощением принципов «натуральной школы». А потом на материале творчества И. А. Гонча­рова, И. С. Тургенева и особенно Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого наблюдать за тем, как русская литера­тура постепенно усложняет задачи, стоящие перед ре­алистическим способом изображения жизни.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

На уроках литературы ученики:

  • формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;

  • используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение познавательных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира.

В IX – XI классах ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. В X классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса – русская литература XIX века и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее. Творчество писателей и поэтов первой трети ХIХ века было тщательно изучено в 9-м классе, поэтому в 10-м акцент делается на изучение литературы второй половины ХIХ века. Увеличено количество часов на изучение творчества Тургенева, Островского, Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Из программы удалено творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других представителей литературы начала ХIХ века, так как изучение их персоналий было закончено в 9-м классе.

Всего в 10 классе – 102 часов, сочинений – 6.

^ Межпредметные связи.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

^ Требования к уровню образованности и компетентности учащихся по данной параллели:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

^ Реквизиты программы:

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы Литература, 10-11 класс. Авторы-составители: В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский. М., Дрофа, 2008

Программа реализована в учебнике: «Русская литература XIX века». Учебник для общеобразовательных заведений в 2-х частях. (часть 2) Авторы: А.Н.Архангельский, Ю.В. Лебедев. «Дрофа», 2008г.

Количество часов по программе – 102

Количество часов по учебному плану школы - 102

Виды и формы контроля:

  • разноуровневые задания

  • контрольные работы

  • тестовые задания

  • эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирование количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

^ II Содержание программы

Русская литература 1840—1860-х годов и «натуральная школа»

Русская литература второй половины XIX в. — рав­ноправная участница мирового литературного процес­са. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиаль­ная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журна­лы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В. Г. Белинский. «Письмо к Н. В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах «Фи­зиология Петербурга» и главные принципы натураль­ной школы (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемы­ка» — в отрывках). Натурализм и романтизм.

Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попыт­ка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенден­циозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850—1860-х гг. Роль жанра романа в развитии рус­ской прозы. А. И. Герцен. «Кто виноват?». Н. Г. Чер­нышевский. «Что делать?».

Теория литературы: связь между жанром и художественным методом.

^ М. Е. Салтыков-Щедрин

Сатирический очерк и натуральная школа. Пробле­ма идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щед­рина. Фантасмагорические образы и социальная реаль­ность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадур­ши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народ­ных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Са­тира в европейской литературе XIX в. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся).

«История одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные тра­диции. Эзопов язык.

Теория литературы: эстетический идеал и идеал духовно-нравственный; эзопов язык.

^ И. А. Гончаров

Личность писателя, особенности творческого пути. Жанр романа в творчестве Гончарова. Общая харак­теристика романной трилогии Гончарова («Обыкновен­ная история», «Обломов», «Обрыв») как художественно­го целого. Художественная картина мира, созданная пи­сателем. Злободневные темы и масштабный эпический взгляд на современность. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами «натуральной школы* и преодоление ее ограниченности. Место Гонча­рова в истории русского романа. Проблема национально­го характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»). Герои Гончарова и жизненный идеал пи­сателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ле­нивце — главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства» абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петер­бург — два разных мира. Квартира Обломова — остро­вок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его ми­роощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Противопоставление абсолютной пассивности и абсо­лютной активности. Мотив испытания в «Обломове». Любовь и семья в жизни Обломова. Обломов и Захар. Смысл финала. Нарицательность образа Обломова.

Творчество И. А. Гончарова в оценке крити­ки. Н.А.Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Д.И.Писарев. «Обломов». Роман Гончарова». А. В. Дружинин. «Обломов». Роман И. А. Гончарова».

Теория литературы: понятие «картина ми­ра».

^ И. С. Тургенев

Личность писателя. Особенности художественной манеры Тургенева. «Записки охотника» (повторение). «Слово или дело?» — главный вопрос тургенев­ских героев. Проблема художественного времени в про­зе Тургенева и лиризм его эпической прозы («Рудин», «Ася», «Дым»). Тургенев и европейская романистика его эпохи (Г. Флобер. «Госпожа Бовари» — в отрыв­ках). Тургеневская картина мира: естественность люб­ви и противоестественность насилия, в том числе идео­логического. Проблема «отцов и детей» в художествен­ном мире Тургенева. «Нигилизм» и «идеализм» как два проявления одной социальной болезни. Женские образы в тургеневской прозе. Русская критика о твор­честве Тургенева (Н. Г. Чернышевский. «Русский чело­век на rendez-vous»).

«Дворянское гнездо». «Отцы и дети» (по выбору учителя и учащихся).

Роман «Дворянское гнездо». Замысел и смысл рома­на. «Наблюдения над русской жизнью». Сюжет и ком­позиция романа. Идея «дворянского гнезда». Система персонажей в романе. Восприятие музыки в романе — своеобразный эквивалент восприятия жизни. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина. Распад круга, разорение «дворянского гнезда». Искусство Тургенева-психолога.

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. База­ров и Павел Петрович. Образ Базарова. Человек идеоло­гический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Базаров и его последователи. Автор и Базаров. Роман Тургенева в русской критике. М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Д. И. Писарев. «Базаров», «Реалисты». Н. Н. Страхов. «Отцы и дети». И. С. Турге­нев».

Теория литературы: цикл рассказов как художественное единство. Соотношение понятий «про­за» / «поэзия» и «эпос» / «лирика».

^ А. Н. Островский

Личность драматурга. Роль А. Н. Островского в со­здании русского национального театра. Жизненные идеалы драматурга: от молодой редакции «Москвитя-* нина» к «Современнику». Комедии «Свои люди — со­чтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты». Особенности поэтики Островского. «Социальная» дра­матургия Островского. Народная драма «Гроза». Дра­матургия и жанр романа. Драматургические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сати­рическая драма, сатирическая комедия. Роль Остров­ского в развитии русской комедийной традиции, влия­ние Грибоедова. Речевые характеристики героев, на­родный язык в пьесах драматурга. Женские образы: пушкинская традиция в русской литературе и новые веяния. Островский и европейский театр второй поло­вины XIX в. (Г. Ибсен. «Пер Гюнт» — в отрывках). А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление» (об­зор). Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки» (обзор).

«Лес». Драматическое и комическое начало в драма­тургии Островского. Судьба русского дворянства в изо­бражении Островского и в изображении Тургенева («Дворянское гнездо»). Система персонажей. Образы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева.

«Гроза», «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся).

Драма «Гроза». Образ Катерины: истинная патриар­хальность против патриархальности ложной. Образ города Калинова. Психологизм пьесы. Открытое сценическое пространство. Символика пьесы. Отраже­ние русской действительности в пьесах драматурга.

Русская критика о драме «Гроза». Н. А. Добролю­бов. «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Драма «Бесприданница». Одно из вершинных про­изведений Островского. Старая театральная колли­зия — судьба «бедной невесты» — и ее новаторское ре­шение в драме Островского. Прием упреждающего раз­вития. Образ Ларисы и ее трагическая судьба. Симво­лика имени. Образ Паратова: «Уж не пародия ли он?» Богатство речевой характеристики героев. Русская провинция в драматургии Островского.

Теория литературы: авторская позиция в драматургии.

^ Н. А. Некрасов

Личность поэта. Общественные идеалы Некрасова и его литературная позиция. Некрасов — редактор «Сов­ременника» и «Отечественных записок», организатор литературного процесса. Некрасов — новатор в области поэтической формы; некрасовские ритмы, народный язык его поэзии, влияние фольклора (поэма «Мороз, Красный нос»). Тема поэта и поэзии в творчестве Не­красова. Некрасов и Пушкин. Образ народа. Лириче­ский герой Некрасова. Лироэпические произведения.

Стихотворения: «Современная ода», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лер­монтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролю­бова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мо­да...»), «Рыцарь на час», «О Муза! я у двери гроба...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Поэма Некрасова — «эпопея современной крестьянской жизни». Путешествие — композицион­ный стержень поэмы. Отражение в поэме всех граней на­родного бытия. Фольклор в поэме как один из способов отображения подлинно народной точки зрения. Образ народа. Народная правда. Массовые сцены. «Люди хо­лопского звания». Народ и помещики. Проблема счастья в поэме. Реальность и фантастика в поэме Некрасова.

Теория литературы: народность, новаторство.

^ Русская лирика второй половины XIX века

Кризис лирической поэзии в 1840-е гг.: связь между социальной проблематикой и повествовательной про­зой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданственного пафоса, философских тем. Роль па­родии в создании поэтического языка второй половины века. Русская поэзия конца XIX столетия и приближе­ние эпохи декаданса в европейской культуре. Религи­озно-философские мотивы.

А. Н. Плещеев. «Вперед, без страха и сомненья!», «Сельская песня». А. Н. Майков. «Весна! Выставляет­ся первая рама...». Сочинения Козьмы Пруткова (по выбору учителя и учащихся). А. А. Григорьев. «О, го­вори хоть ты со мной...». А. К. Толстой. «Средь шум­ного бала, случайно...», «История государства Россий­ского...». К. К. Случевский (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). С. Я. Надсои. «Друг мой, брат мои...». А. Н. Апухтин (одно-два стихотворения по выбору учителя и учащихся). В. С. Соловьев. «Ех oriente lux».

Лирика европейских поэтов: Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы: антологическая лирика.

^ Ф, И. Тютчев

Личность поэта и его лирический герой. Мечта о России будущего. Пейзажная лирика и философия природы. Политическая лирика. Любовная лирика. «Денисьевский» цикл. Философская лирика. Ритмиче­ское своеобразие лирики Тютчева.

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа-.», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной..-». «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Последняя лю­бовь», «Я встретил вас — и все былое...», «Все отнял у меня казнящий Бог...».

Теория литературы: философская лирика, натурфилософия, поэтический цикл.

А. А. Фет

Личность поэта и его лирический герой. Идея кра­соты и мотив страдания в творчестве Фета. Лиризм. Разнообразие ритмов. Музыкальность поэзии Фета.

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непо­года — осень — куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучитель­ные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь».

Теория литературы: жанр ноктюрна.

^ Н. С. Лесков

Личность писателя. Концепция русского националь­ного характера в творчестве Лескова. Взаимодействие с русским фольклором. Картина российской жизни, в ко­торой есть место и праведности и «лютости», в произве­дениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатлен­ный ангел» — обзорно). Жанр сказа. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (повторение).

«Очарованный странник». Иван Флягин — герой-правдоискатель. Изображение не столько типического, сколько яркого, исключительного. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

Теория литературы: понятие сказа.

^ Ф. М. Достоевский

Личность писателя. Ранний Достоевский и нату­ральная школа. «Маленький человек» в романе «Бед­ные люди». Идеи социализма и русская литература.

Особенности романов Достоевского. Религиозно-фило­софские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном» герое (роман «Идиот»), проблема взаимо­действия личности и социальной среды.

Политические события и художественная картина мира: роман «Бесы». Роман «Братья Карамазовы». Поэтика Достоевского: независимость точки зрения ге­роя от точки зрения автора, полифонизм. Досто­евский-публицист: «Пушкинская речь». Европейский реалистический роман (Ч. Диккенс. «Оливер Твист» —

в отрывках).

«Преступление и наказание». История создания. Психология героя-идеолога: образ Родиона Раскольни-кова, морально-философские проблемы романа «Пре­ступление и наказание». Роман о преступнике, который восстает против обыденной жизни и в конце концов до­бровольно принимает на себя нравственное наказание. Социальные и религиозно-философские истоки бунта ге­роя. Утрата веры в Бога — в центре внимания Достоев­ского. Сюжет романа и система персонажей. Преступле­ние. Болезнь. Испытание. Наказание. Художественное время и художественное пространство в романе. Петер­бург Расколы* икова. Идейный смысл романа.

Теория литературы: роман как жанр, диалогизм, полифонизм, герой-идеолог.

^ Л. Н.Толстой

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Русская литература конца XIX в. как часть мировой литературы, особая роль творчества Толстого. Мир ребенка глазами юного героя: трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорно). Диалек­тика души. Синтетический реализм. «Сложный» герой в патриархальном мире: «Казаки». Герои-правдоиска­тели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написан­ные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидатель­ность и художественность: роман «Воскресение», по­весть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публи­цист; статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (об­зор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».)

Эпопея «Война и мир» — синтез художественных исканий русской литературы XIX в. «Война и мир». Роман-эпопея. Историческое по­вествование Толстого и традиция исторических рома­нов Вальтера Скотта. Смысл названия. Сюжетное по­строение. Особенности композиции. Историософские отступления. Образ повествователя. Система персона­жей. «Мысль народная». Особенности поэтики Толсто­го. «Диалектика души». Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера.

Теория литературы: всемирная литература, роман-эпопея.

^ А. П. Чехов

Личность писателя, творческий путь: от журналис­тики к сатире, от сатиры к юмору, от юмора к социаль­ной философии. Русская литература конца XIX в. и кризис жанра романа. Рассказ как форма, выражаю­щая содержание современности. Человек в художест­венном мире Чехова: создатель социальной среды и ее жертва. Типичный чеховский герой: средний человек, провинциальный интеллигент. Проблема рассказчика и нравственно-философские идеалы писателя. Драма­тургия и поэтика чеховской прозы. Юмор и лиризм. Мастерство Чехова-рассказчика и европейская новелла его времени (Ги де Мопассан. «Пышка» — фрагменты). Мастерство Чехова-драматурга.

Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архи­ерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Чайка». Комедия. Мечты и реальность, трагиче­ское и комическое в образах главных героев пьесы. Особенности сюжетного построения пьесы. Комическая ситуация. Смешное и трагическое в пьесе.

«Вишневый сад». Комедия. Особенности жанра. Развитие интриги. Комизм драматических героев. Зна­чение образов-символов в пьесе. Главный герой пьесы. Новаторство Чехова-драматурга. Художественное мас­терство писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, комизм, драматизм.
^ III Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Повторительно-обобщающие уроки

1

Характеристика эпохи. Русская литература XIX века и русская действительность становления реализма.

2




2

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

1

3

И.А.Гончаров

7

1

4

И.С.Тургенев

11

1

5

А.Н.Островский

9

1

6

Н.А.Некрасов

10




7

Ф.И.Тютчев

4




8

А.А.Фет

4

1

9

Н.С.Лесков

5




10

Ф.М.Достоевский

13

1

11

Л.Н.Толстой

18

1

12

А.П.Чехов

12

1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconПояснительная записка к учебному плану 1 и 2 классов. Учебный план...
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Постановление Правительства Российской Федерации от 19. 03. 2001 №196: «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном...

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconМинобрнауки россии приказ «24» декабря 2010 г. Москва №2080
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992г. №3266-1 (с последующими изменениями)

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992г №3266-1«Об образовании» (ред. 17. 06. 2010г №121-фз)

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconПравила приема в Московскую академию предпринимательства при Правительстве...
Правительстве Москвы граждан для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconПравила приема в Московскую академию предпринимательства при Правительстве...
Правительстве Москвы граждан для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон от 28. 02. 2012 №10-фз «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26. 3 Федерального...

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconЗакон об образовании 2013 федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз...
Действующая редакция федерального закона "Об образовании" Российской Федерации читать, скачать бесплатно

Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Вологодского...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница