Оглавление




НазваниеОглавление
страница1/18
Дата публикации18.07.2013
Размер3.19 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение: Быт и культура

Часть первая

Люди и чины

Женский мир

Женское образование в XVIII — начале XIX века

Часть вторая

Бал

Сватовство. Брак. Развод

Русский дендизм

Карточная игра

Дуэль

Искусство жизни

Итог пути

Часть третья

«Птенцы гнезда Петрова»

Век богатырей

Две женщины

Люди 1812 года

Декабрист в повседневной жизни- I часть

Декабрист в повседневной жизни - II часть

Вместо заключения: «Между двойною бездной...»

Примечания

Введение: Быт и культура 539

Часть первая 539

Часть вторая 541

Часть третья 550

Вместо заключения: «Между двойною бездной. » 558
Иллюстрации к книге

Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию. - 7 -

Конклюзия Гедеона Вишневского, посвященная коронации императрицы Екатерины I 6 мая - 8 -

1724 г. - 8 -

Портрет Павла I на фоне Гатчинского дворца. - 9 -

Объявление о коронации императрицы Анны Иоанновны. - 10 -

Портрет генерал-фельдцехмейстера светлейшего князя П. А. Зубова в костюме кавалера ордена св. Андрея Перво- - 11 -

званного. - 11 -

Рядовой и унтер-офицер лейб-гвардии гусарского полка в 1812 г - 12 -

Мундирное платье по форме лейб-гвардии конного полка, принадлежавшее Екатерине II. - 13 -

1770-е. - 13 -

Портрет Д. Н. Шереметева в форме обер-офицера Кавалергардского полка. - 14 -

Портрет Д. Н. Гончарова в камер-юнкерском мундире. - 15 -

Портрет адмирала О. М. де Рибаса (1749-1800). - 16 -

Штаб-офицер лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка. Л. Киль. Литогр. 1821. - 17 -

Улан лейб-гвардии уланского Его Императорского Высочества Цесаревича Константина Павловича полка. - 18 -

Л. Киль. Литогр. 1818. - 18 -

Владимирский сервиз (тарелки, черенки ручек для ножа и - 19 -

вилки). - 19 -

Знаки орденов св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского и св. Екатерины. - 20 -

Крест ордена св. Иоанна Иерусалимского («мальтийский» крест). Оборотная сторона креста. - 21 -

Портрет князя А. Б. Куракина. - 22 -

Путешественники на почтовой станции - 23 -

Встреча фельдъегеря на почтовой станции. П. И. Челищев. - 24 -

Конклюзия на престолонаследие. - 25 -

Внутренняя сторона крышки «пакетовой» табакерки на имя кабинет-курьера Бартенева. - 26 -

Императорский фарфоровый завод. Фарфор, роспись. 1750-е. - 26 -

Портрет С. А. Грейг. - 27 -

Портрет С.-Э. Фермор. - 28 -

Внутренность «пакетовой» табакерки на имя графини Анны Петровны Шереметевой - 29 -

Реестр о цветах. Реестр о мушках. - 30 -

Силуэт «Исленьев, Гагина, Ал. Ан. Маслова, Григориус, Кропотова, Н. Дубовицкой» - 31 -

Портрет Е. С. Авдулиной. - 32 -

Силуэт «Вердеревская, Медынцева, царица Грузинская, Перфильева, Князева, Асатьян». - 33 -

Портрет генерала Л. В. Дубельта. - 34 -

Портрет генерал-майора И. О. Витта. - 35 -

Вид города Дерпта. - 36 -

Портрет корнета Александрова (Н. А. Дуровой). - 37 -

Портрет М. И. Лопухиной. - 38 -

Платье кашемировое цвета слоновой кости - 39 -

Обувь женская. - 40 -

Вид Института благородных девиц (Смольного института) в Петербурге. - 41 -

Портрет Г. И. Алымовой. - 42 -

Портрет Е. И. Нелидовой. - 43 -

Портрет Н. С. Барщовой. - 44 -

Жилая комната в мезонине дворянского особняка. - 45 -

Портрет Е. Н. Хрущевой (1761—1811, в замужестве фон Ломан) и княжны Е. Н. Хованской (1762—1813, в замужестве Нелединская-Мелецкая). - 46 -

Серия «Бал в Иркутске». - 47 -

А. С. Пушкин и М. И. Хвостова на балу. Карикатура - 49 -

Петербургский бал. - 50 -

Портрет М. С. Воронцова. - 51 -

Бал. - 52 -

Пара на маскараде - 53 -

Бал у княгини М. Ф. Барятинской. - 54 -

Свадьба Феофилакта Шанского. Мужская половина. - 56 -

Наказание батогами. - 57 -

Свадьба Феофилакта Шанского. Женская половина. - 58 -

Прогулка на Крестовском острове. - 59 -

Семейный портрет Половцовых и Татищевых - 60 -

Петербургский салон Олениных. - 61 -

Диванная в имении Богдановском. - 62 -

Портрет семьи Леонтия (Луи-Жюля, 1770—1822) и Екатерины Андреевны (урожд. Гроппе, 1777-1852) Бенуа. - 63 -

Русская свадьба. - 64 -

Портрет князя П. А. Вяземского (1792-1878). О. А. Кипренский - 65 -

Портрет П. Я. Чаадаева (1799-1856). - 66 -

Портрет Н. В. Всеволожского на охоте. - 67 -

Сцена московской жизни. - 68 -

Обер-офицер русской императорской гвардии в походной форме. - 69 -

На балу. - 70 -

Титульный лист книги «Искусство играть в карты, в коммерческие игры, или Новый и полный карточный игрок». - 71 -

Силуэт «Ракитин, В. Н. Дубовицкая, Павленко, Григориус, В. Д. Елагин». - 72 -

Игра в карты. - 73 -

Щеголь и обезьяна. Карикатура (из семейного альбома?). - 74 -

Разворот книги «Устав воинский» (1716) с началом главы 49 «Патент о поединках и начинании ссор». - 75 -

Дуэльные пистолеты фирмы Лепажа. Париж. 1818 - 76 -

Гравюры из книги Б. Фишера «Искусство фехтовать во всем его пространстве: новое описание со всеми нужными познаниями как владеть шпагою» - 77 -

Чтение оды перед императрицей Анной Иоанновной. - 78 -

Зимний дворец со стороны Дворцовой площади. - 79 -

Кабинет Александра I в Зимнем дворце. Л. К. Плахов. X., м. 1830. - 80 -

Портрет М. М. Сперанского - 81 -

Гостиная на половине Александра I в Зимнем дворце - 82 -

Спальня на половине Александра I в Зимнем дворце. - 83 -

Екатерина II в храме богини правосудия. - 84 -

Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге. - 85 -

Портрет Павла I в короне и одеянии ордена св. Иоанна Иерусалимского. - 86 -

«Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20». - 87 -

Марсово поле и Румянцевский обелиск в Петербурге. - 88 -

«Вид большого парада у дворца императора Александра I в Петербурге». - 89 -

Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова. - 90 -

Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка. - 91 -

Портрет великой княгини Елизаветы Петровны ребенком - 92 -

Портрет императрицы Елизаветы Петровны в мужском костюме. - 93 -

Портрет генерала Н. Н. Раевского. - 94 -

К. Н. Батюшков. Автопортрет в цилиндре. - 95 -

Портрет В. Л. Пушкина - 96 -

Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева. - 97 -

Наполеон на поле сражения при Аустерлице. - 98 -

Разговор пленного русского с Наполеоном на Бородинском поле. - 99 -

Сцена из трагедии В. А. Озерова «Поликсена». - 100 -

Наполеон на поле сражения при Эйлау. - 101 -

Вид «печальной залы» с гробом Петра I. - 102 -

Продольная стена «печальной залы». - 103 -

Портрет Г. Р. Державина - 104 -

Смерть А. В. Суворова. - 105 -

Надгробие А. В. Суворова в Александро-Невской Лавре в Петербурге. - 106 -

Похороны М. И. Кутузова 11 июня 1813 года в Петербурге. - 107 -

Скорбь. Аллегория. Эскиз для барельефа памятника работы М. П. Мартоса «Супругу — благодетелю» в Павловске. - 108 -

Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV. - 109 -

Погребение. - 110 -

Миропомазание. - 111 -

«Новой деревенской Дом». Авантитул в кн. В. А. Левшина «Всеобщее и полное домоводство...» - 112 -

Фронтиспис из «Книги Марсовой...» с портретом Петра I. - 113 -

Портрет графа Г. П. Чернышова. - 114 -

Портрет обер-сарваера И. М. Головина в окружении корабельных инструментов и деталей корабля. - 115 -

Башкирцы. - 116 -

Портрет И. Т. Неплюева. - 117 -

Прием французского посла в Венеции. - 118 -

Березовый остров (Троицкая площадь на Санкт-петербургском острове). - 119 -

Трубецкой бастион Петропавловской крепости. - 120 -

Портрет графа Я. В. Брюса - 121 -

Портрет А. С. Матвеева (1625-1682). - 122 -

Портрет А. Н. Радищева. - 123 -

Смерть Катона Утического. - 124 -

Комендант города Уральска полковник Симонов передает Пугачева Суворову в 1774 г. - 125 -

Портрет С И. Шешковского. - 126 -

Французские офицеры отдают свои шпаги Суворову 15 апреля 1772 г. при сдаче Краковского замка. - 127 -

Взятие варшавского предместья Прага русскими войсками под командованием Суворова 4 ноября 1794 г. И. М. Билль. Гравюра резцом. 1790-е. - 128 -

Суворов в сражении при Нови 4 августа 1799 г. - 129 -

Портрет А. В. Суворова. Я. П. Норблин - 130 -

Вступление Суворова в Варшаву 29 октября 1794 г. - 131 -

Суворов отдыхает на соломе. - 132 -

Английская карикатура на Суворова. - 133 -

«Краткое описание о взятии Очакова». - 134 -

«Чин как провожали мальтийские кавалеры... Шереметева по наложении на него мальтийского креста...» - 135 -

Вид Измайлова. - 136 -

Портрет Петра II. - 137 -

Петр II в санях. - 139 -

Шереметево подворье. - 140 -

Портрет княгини Н. Б. Долгоруковой. - 141 -

Портрет М. М. Хераскова - 142 -

(1733-1807). - 142 -

Портрет Е. А. Лабзиной - 143 -

(1758—1828, урожд. Яковлевой) - 143 -

Бородинское сражение. - 144 -

Портрет В. А. Жуковского - 145 -

Портрет А. Р. Томилова. - 146 -

Портрет М. П. Ланского. - 148 -

Портрет Е. И. Чаплица. - 149 -

Портрет А. П. Ланского. - 151 -

Портрет графа Ф. В. Ростопчина. - 152 -

Портрет П. А. Оленина. - 153 -

Встреча Наполеона и Александра I 25 июня 1807 г. на Немане. - 154 -

Наполеон показывает гвардии портрет сына (накануне Бородинского сражения). - 155 -

«Вид сражения при селе Бородине 26 августа 1812 года на левом крыле Российско-Императорской армии у деревни Семеновка». - 156 -

На Бородинском поле после сражения. - 157 -

А. В. Чичерин и С. П. Трубецкой в палатке. - 158 -

А. В. Чичерин на марше. - 159 -

Пленение маршала Вандама в сражении под Кульмом 30 августа 1813 г. - 160 -

Обер-офицер лейб-гвардии Егерского полка. - 161 -

Портрет Е. Ф. Муравьевой с сыном Никитой. - 162 -

Портрет Н. И. Тургенева - 164 -

Портрет братьев Коновницыных. - 165 -

В. К. Кюхельбекер и К. Ф, Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825. - 166 -

Портрет А. Г. Муравьевой. - 167 -

Портрет П. П. Коновницына-младшего. - 168 -

Портрет М. С. Лунина. - 170 -

Секретный возок, доставивший в Сибирь двух ссыльных поляков. - 171 -

Портрет Е. П. Нарышкиной. - 172 -

Автопортрет Н. А. Бестужева. - 173 -

Портрет М. Ф. Орлова. - 174 -

Фрагмент «Панорамы Невского проспекта» с изображением здания аптеки. - 175 -

Портрет А. И. Якубовича. - 176 -

И. Д. Якушкин на крыльце дома среди родственников жены. - 177 -

Портрет Е. А. Карамзиной. - 178 -
«Беседы о русской культуре» принадлежат перу блестящего исследователя русской культуры Ю. М. Лотмана. В свое время автор заинтересованно откликнулся на предложение «Искусства-СПБ» подготовить издание на основе цикла лекций, с которыми он выступал на телевидении. Работа велась с огромной ответственностью — уточнялся состав, главы расширялись, появлялись новые их варианты. Автор подписал книгу в набор, но вышедшей в свет ее не увидел — 28 октября 1993 г . Ю. М. Лотман умер. Его живое слово, обращенное к многомиллионной аудитории, сохранила эта книга. Она погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX в. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, на поле сражения и за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать этот текст, где бытовое и бытийное неразделимы. «Собранье пестрых глав», героями которых стали выдающиеся исторические деятели, царствующие особы, рядовые люди эпохи, поэты, литературные персонажи, связано воедино мыслью о непрерывности культурно-исторического процесса, интеллектуальной и духовной связи поколений.
В специальном выпуске тартуской «Русской газеты», посвященном кончине Ю. М. Лотмана. среди его высказываний, записанных и сбереженных коллегами и учениками, находим слова, которые содержат квинтэссенцию его последней книги: «История проходит через Дома человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье человека» превращает его в историческую личность». Издательство благодарит Государственный Эрмитажи Государственный Русский музей, безвозмездно предоставившие гравюры, хранящиеся в их фондах, для воспроизведения в настоящем издании.

^ Часть первая

Люди и чины
Изучаемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства. Русское дворянство, каким мы его встречаем в XVIII — первой половине XIX века, было порождением петровской реформы. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Дворянство Московской Руси представляло собой «служилый класс», то есть состояло из профессиональных слуг государства, главным образом военных. Их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе — «верстали» деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Если он «уходил за ранами или увечием», в службу должен был пойти его сын или муж дочери; если он оказывался убит, вдова через определенный срок должна была выйти замуж за человека, способного «тянуть службу», или поставить сына. Земля должна была служить. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда «воинник» становился «вотчинником». Между «воинником» и «вотчинником» существовало глубокое не только социальное, но и психологическое различие. Для вотчинника война, боевая служба государству была чрезвычайным и далеко не желательным происшествием, для воинника — повседневной службой. Вотчинник-боярин, служил великому князю и мог погибнуть на этой службе, но великий князь не был для него богом. Привязанность к земле, к Руси была для него еще окрашена местным патриотизмом, памятью о службе, которую нес его род, и о чести, которой он пользовался.
Патриотизм воинника-дворянина был тесно связан с личной преданностью государю и имел государственный характер.
В глазах же боярина дворянин был наемником, человеком без рода и племени и опасным соперником у государева престола. Боярин в глазах дворянина — ленивец, уклоняющийся от государевой службы, лукавый слуга, всегда втайне готовый к крамоле. Этот взгляд начиная с XVI века разделяют московские великие князья и цари. Но особенно интересно, что, судя по данным фольклора, он близок и крестьянской массе. Петровская реформа, при всех издержках, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, решила национальные задачи, создав государственность, обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и создав одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации. И если нынешние критики Петра порой утверждают, что судьбы России сложились бы более счастливо без этой государственности, то вряд ли найдется человек, который хотел бы представить себе русскую историю без Пушкина и Достоевского, Толстого и Тютчева, без Московского университета и Царскосельского лицея. Еще в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничтожение местничества, показал, что господствующей силой в вызревавшем государственном порядке будет дворянство. Вряд ли стоит повторять общеизвестные истины о социальном эгоизме этого нового господствующего сословия и предаваться запоздалому обличению крепостного права. Недобрая память, оставленная им в русской истории, слишком очевидна. Однако, отрицая историческую роль русского дворянства, мы рискуем впасть в крайность. Деятели Петровской эпохи любили подчеркивать общенародный смысл осуществляемых в тяжких трудах реформ. В речи, посвященной Ништадтскому миру, Петр сказал, что «надлежит трудитца о пользе и прибытке общем от чего облегчен будет народ»1. Сходную мысль выразил и Феофан Прокопович в речи, посвященной этому же событию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconОглавление Оглавление 2 Предисловие 3 Общие вопросы 5
Описание образа жизни, способствующего максимально полной реализации умственного потенциала, заложенного в человеке

Оглавление iconКолористика Оглавление Оглавление 2 Колористика 3 Характеристика...
Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом

Оглавление iconОглавление оглавление 2
«Как стереть с себя 15 лет» – это уникальная в своем роде методика, показавшая методом многолетнего (и, что ценно, масшатбного) тестирования...

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление предисловие

Оглавление iconОглавление
Семиотика жестов и этикет



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница