Пояснительная записка




Скачать 56.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации13.06.2013
Размер56.34 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(образец – на примере программы по литературе для 8 класса гуманитарного отделения)
Программа по русской литературе для 8 – 11 классов гуманитарного отделения строится по принципу двух концентров:

  1. 8 класс – пропедевтический (вводный, обзорный) курс изучения русской литературы с древнейших времён до 20 века включительно;

  2. 9 – 11 классы – изучение истории русской литературы 19 – 20 веков.

Такое построение программы связано с необходимостью рационального использования учебного времени с учётом четырёхлетнего курса лицейского образования.

Программа углубленного преподавания русской литературы в восьмом классе лицея ориентирована на первый год изучения данной дисциплины как профильного учебного предмета. В восьмой класс лицея поступают дети с разным уровнем предлицейской подготовки, и программа первого года углублённого изучения литературы призвана познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями русской литературы всех периодов её развития. Структура программы 8 класса предполагает более подробное изучение древнерусской литературы и творчества писателей 18 века, а также обзорное изучение творчества русских писателей 19 и 20 веков. Данная программа ориентирована на обобщение и углубление теоретико-литературных знаний учащихся, развитие навыков анализа художественного текста с опорой на историко-литературный и лингвистический контексты произведения.

^ Программа разработана на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля» (авторы – Есин, Кутузов, Ладыгин), опубликованной Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также, что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углублённого изучения литературы, которое следует отличать от расширенного изучения. Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы (см.: Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Тирасполь – Кишинёв, 2004).

Программа изучения русской литературы в восьмом классе гуманитарного отделения предполагает опору на такие учебные пособия, как «Литература. 8 класс» под редакцией Беленького (Москва, «Просвещение», 2002) и «Русская литература. 9 класс: учебное пособие для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы» под редакцией М.Качурина (Москва, «Просвещение», 1995).


Дата

Тематика занятий

К-во

часов

Форма проведения занятия

Используемые

источники

Примечание




^ Введение. Повторение.
Влияние творчества А.П.Чехова. Рассказы. Новаторство.Тема «футляра».

Новаторство Чехова-драматурга. «Вишневый сад». История создания. Комическое и трагическое в комедии. Конфликт.

Инсценирование эпизодов комедии.
Возникновение модернизма. Серебряный век. (1890-1921 гг.). Русский духовный ренессанс. Идеологическая раздробленность литературного процесса в 20 веке.
^ Критический реализм

на рубеже 19-20 веков.

Особенности русского реализма начала 20 века.

И.А.Бунин

Личность и художественный мир писателя. Традиции и новаторство бунинской прозы. «^ Антоновские яблоки».

Философские проблемы в рассказах «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Чаша жизни». Семинар-дискуссия.

Тема любви и смерти в рассказах «Лёгкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник».

Цикл «Тёмные аллеи». Характеры бунинских героинь.

Тема трагической любви в цикле. (Дискуссия).
А.И.Куприн

Обзор творчества. Традиции русского реализма в прозе писателя.

Мир чувств и «великая тайна любви» в повести «Олеся» и рассказе

рассказе «Гранатовый браслет». Образ «естественного человека».
М.Горький

Обзор творчества. Романтические рассказы и их герои: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш». Образ повествователя и способы выражения авторской позиции. Влияние философии Ф. Ницше на взгляды писателя.

Пьеса «На дне». «Новый реализм» Горького. Смысл названия пьесы. Расстановка персонажей и диалектика характеров. Философский и гуманистический смысл драмы. Два понимания правды и проблема веры.

Язык пьесы. Чеховские традиции в драме.

Горький как публицист. Цикл «Несвоевременные мысли». Отношение к революции и полемика с Лениным. Тема народа и судьбы России в цикле.
Л.Н.Андреев

Жизнь и творчество Андреева. Перепутья реализма и модернизма.

Рассказ «Жизнь Василия Фивейского»: мифологема судьбы. Мотивы Книги Иова в рассказе.

Повесть «Иуда Искариот»: диалектика предательства и авторская интерпретация евангельского сюжета.
Сатирическая литература начала века. Юмористические рассказы и политические сатиры А.Т. Аверченко и Н.А. Тэффи. Поэзия Саши Черного.
^ Модернистские направления и течения начала 20 века
Символизм как литературно-философское направление в поэзии рубежа 19 и 20 веков. Эстетические и мировоззренческие позиции русских символистов. Теория символа. Роль учения В. Соловьева в развитии символизма.

Декаденты и младосимволисты. ^ В.Я. Брюсов как теоретик русского символизма. Традиции, новаторство и поэтическое изящество лирики К.Д. Бальмонта. Поэзия Ф.К. Сологуба и Д.С. Мережковского. Чтение и анализ стихотворений по выбору учащихся.

Поэтика русского символистского романа. Анализ романов Ф.К. Сологуба «Мелкий бес», Д.С. Мережковского «Антихрист», А. Белого «Петербург» (одного из романов по выбору).
А.А.Блок

Периодизация и особенности творчества.

Любовная лирика. Циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Фаина», «Снежная маска», «Кармен».

Тема России в цикле «Родина».

Философская проблематика и символика поэмы «Двенадцать».

Обзор поэм «Скифы» и «Возмездие».
Акмеизм как «наследник» символизма. Эстетические принципы акмеистов.

Особенности поэзии Н.С. Гумилёва, «тоска по мировой культуре»: «Слово», «Жираф», «Волшебная скрипка», «Шестое чувство».
^ А.А. Ахматова

Периодизация творчества. Романность лирики. Роль детали в поэзии Ахматовой. Сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник» как лирический дневник.

Поэма «Реквием»: «Хотелось бы всех поименно назвать…»
Возникновение русского футуризма. Манифесты футуристов. Различия и сходство эго- и кубофутуристов. Поэзия В. Хлебникова. Языковые и поэтические эксперименты в стихотворениях «Заклятие смехом» и «Бобэоби пелись губы».

Особенности И. Северянина. Любовная и гражданская тематика. Мелодика «поэз».
В.В.Маяковский

Обзор творчества. Новаторский характер и пафос лирики 1913-1917гг. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!».

Идейная направленность поэмы «Облако в штанах»: «четыре крика четырёх частей».

Стихотворения «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся».

Революционное творчество Маяковского. Поэмы «Хорошо!» и «Во весь голос».

Комедии «Клоп» и «Баня» (обзор).


10


24















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе «Обязательного...
Третья часть («Список литературы») отсылает абитуриента к основным учебникам, учебным пособиям, справочным изданиям и энциклопедиям,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Пояснительная записка iconПояснительная записка основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Пояснительная записка iconПрограмма составлена
Пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка стр. 104

Пояснительная записка icon1. пояснительная записка
Актуальность и принципы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Концептуальные основы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница