Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология»




Скачать 294.66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология»
страница1/3
Дата публикации26.06.2014
Размер294.66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Инвентарный номер:




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка и общего языкознания
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Квалификация (степень) выпускника - МАГИСТР

Направление: 032700.68 «Филология»

Профиль подготовки «Русский язык»

Форма обучения ОЧНАЯ

Институт гуманитарных наук

Курс 2 Семестр 3

Москва 2012

^ Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Квалификация (степень) выпускника - МАГИСТР

Направление: 032700.68 «Филология»

Профиль подготовки «Русский язык»

Форма обучения ОЧНАЯ

Институт гуманитарных наук

Курс 2 Семестр 3

Москва 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Направление: 032700.68 «Филология». Профиль подготовки «Русский язык»

Автор: профессор кафедры русского языка института гуманитарных наук, д.ф.н. Геймбух Е.Ю.

Рецензент:

[ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.]
^

Заведующий кафедрой


профессор, д.ф.н. Ярыгина Е.С.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка, протокол от 26.08.2013, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.


^ ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Филологический анализ поэтических текстов» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «магистр») от 14.01. 2010 г.

Цель дисциплины: целостный анализ поэтического текста, изучение эстетических функций разных уровней языка.

Задачи дисциплины:

  • изучение современных подходов к филологическому анализу текста;

  • ознакомление с новыми типами поэтических текстов и новыми подходами к их изучению

  • рассмотрение проблем поэтики грамматических категорий на современном этапе развития филологической мысли


2. ^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Филологический анализ поэтического текста в лингвистическом аспекте» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП (Статус дисциплины в рабочем учебном плане: М2).

^ Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 3 зачетные единицы (108 часов).

Количество аудиторных часов: 24 часа практических занятий.
Отчетность по дисциплине – зачет.

^ Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Филологический анализ поэтического текста» являются филология и гуманитарное знание, языковая, межличностная и межкультурная коммуникация, образование, культура.

^ Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров: русский язык в теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация.

Магистр готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях; педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

  • прикладная (редакторская, экспертная) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах; организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.

Освоение дисциплины «Филологический анализ поэтического текста» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Лингвистика текста», «Типология текстов», для подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. ^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся:

Студент, приступающий к изучению дисциплины «Филологический анализ поэтического текста», обязан в полном объеме освоить материал курсов современного русского языка (фонетика, лексика и фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис) и стилистики русского языка. Он должен иметь представление об эстетических возможностях разных уровней языка, об асимметрии языкового знака, о наличии ядерного и периферийных значений грамматических форм. Необходимым требованием к первоначальному уровню подготовки является также знание важнейших терминов и понятий, используемых для характеристики языка художественного произведения, в частности, знание системы тропов и фигур.

Процесс изучения дисциплины «Анализ художественного текста в лингвистическом аспекте» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9.

Общекультурные компетенции (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • свободное владение русским языком как средством научного общения (ОК-3);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

^ Общепрофессиональные компетенции:

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3).

^ Научно-исследовательская деятельность:

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7).

^ Педагогическая деятельность:

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

  • владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9).

  • готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

^ Проектная деятельность:

– владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).
^ В результате изучения дисциплины студент должен в соответствии с ФГОС ВПО:

знать:

  • основные положения и концепции в области филологического анализа художественного текста; принципы анализа языка художественной литературы; основные подходы к изучению субъектной и пространственно-временной структуры художественного текста;

уметь:

– применять полученные знания в анализе литературного произведения, а именно: характеризовать изучаемый текст в лингвистическом аспекте с точки зрения его жанровой и родовой принадлежности, специфике семантической и композиционно-речевой организации; своеобразия повествовательного монолога;

владеть:

– современными методами филологического анализа художественного текста, в том числе: анализировать язык произведения с точки зрения включения в историко-литературный контекст; языковые и метрические особенности произведения, зависимость от рода и жанра; методикой выявления интертекстуальных связей.
4. ^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(в часах и зачетных единицах)


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

24

3

в том числе:







Практические занятия

24

3

^ Самостоятельная работа

84

3

Общая трудоемкость дисциплины

108

(3 зач.ед)

3

Вид промежуточной аттестации: Зачет




3


^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

Дисциплина в полном объеме осваивается в течение одного семестра (1-й семестр, второй курс). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится зачет. Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, зачет не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендованные сроки (указаны во 2-й части УМКД).

^ Предмет и задачи курса. Программы и учебники (для иностранцев, билингвов, носителей языка). Вопросы анализа текста в литературоведении и лингвистике. Понятие образца и нормы для литературного языка и для языка художественной литературы. Соотношение понятий «художественный», «поэтический», «лирический».

Связь филологического анализа текста с курсами русского языка (лексика, фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис). Поуровневый подход к анализу текста; эстетические возможности разных уровней языка. Проблема поэтики грамматических категорий.

^ Понятие о тексте в филологии, семиотике и культурологии. Текст в постмодернистских теориях. Признаки текста: связность, завершенность, неизменяемость. Текст как структура. Уровни текста (композиционно-речевой и лексико-семантический). Единицы текста. Специфика художественного текста: зависимость языка от рода и жанра. Текст, контекст и подтекст.

^ Лексико-семантическая организация художественного поэтического текста. Слово как единица организации текста. Эстетическая трансформация слова в поэтическом тексте (приращение значения; изменение значения). Система тропов и стилистических фигур (типы и проблемы классификации). Ключевое слово. Семантическое поле. Тематическое поле. Концепт. Зависимость используемых в поэтическом произведении языковых средств от его темы и жанра, художественной и идейной позиции автора.

^ Поэтика грамматических категорий. Изменение содержательной и формальной структуры категорий рода, лица, числа, времени в системе художественного текста и функциональные особенности подобных изменений. Новое в грамматике текста на современном этапе развития поэзии.

^ Композиционно-речевая структура текста. Основной и побочный текст (заглавие и его типы, заголовочные комплексы; эпиграфы, авторские посвящения, обращения, примечания и т.п.). Сильные позиции текста. Линейное и вертикальное развертывание текста (когезия: слово – предложение – строфа – текст; интеграция: лейтмотивное проведение идеи, лексические и семантические повторы, кольцевая композиция и т.п.).

^ Субъектная структура текста

Типы поэтических произведений. Категории персональности (имя собственное, местоимения, личные формы глаголов, особые типы синтаксических конструкций и др.). Базовые единицы анализа субъектной структуры: образ автора (лирический герой) и персонаж. Понятие о языковой личности и языковой маске. Голос автора. Ролевая лирика.

^ Хронотоп художественного текста

Основные принципы изучения пространственно-временной структуры художественного текста.

Особенности организации художественного времени: время основного субъекта речи и персонажей; проспекция и ретроспекция; прерывистость (дискретность); параллельность развития и/или пересечение разных форм субъектного времени и др.

^ Специфика пространственной организации художественных текстов: возможность совмещения реального и идеального пространства, расширения и сужения пространства, существования одного пространства в другом (принцип «матрешки»).

^ Типы хронотопа в художественном тексте: М.М.Бахтин о пространственно-временной организации текста. Значимость поэтики грамматических категорий для выражения пространственно-временных отношений в поэтическом тексте: множественность значений личных местоимений первого лица «я» и «мы»; неоднозначность категории настоящего времени глагола, возможность употребления одних временных форм в значении других; использование специфических конструкций.

^ Текст и интертекст. Типы интертекста: «свое» и «чужое» слово в структуре целого. Языковые и неязыковые средства включения «чужого» слова (цитация, реминисценции, аллюзии; прямая и косвенная речь; смена точек зрения – пространственной и/или оценочной; игра стилями и др.). Связь родовой/жанровой принадлежности произведения и характера интертекста.

^ Специфические особенности текстов разных родов литературы. Взаимодействие речевых сфер автора и персонажа, внешнее и внутреннее уподобление/разделение авторской речи и речи героя (совмещение/противопоставление оценочных/стилистических планов). Несобственно-прямая речь, несобственно-авторская речь, имитация устной речи.

Лирика и лирическое. Лирика и стих. Различные формы выражения авторского сознания в лирике: лирический герой и герой ролевой лирики. Проблема конститутивных признаков лирики: история вопроса и современные теории. Драматизация лирического текста (басня, диалоги и пр.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «филологический анализ текста»

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconПрограмма производственной практики Построение научных текстов Для...
Практика «Построение научного текста» призвана обеспечить магистранта опытом создания текстов различных научных и научно-учебных...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconНаправление 032700. 62 Филология
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины История португальского языка Направление...
История португальского языка рассматривается в связи с историей народов, говорящих на этом языке. Усвоение дисциплины «История языка»...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconРабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки:...
...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconПрограмма производственной практики Логографический практикум Для...
Логографическая практика призвана обеспечить магистранта опытом создания текстов различных жанровых и стилистических характеристик...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconПрограмма дисциплины современность и культура направление подготовки:...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления...

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconУчебно-методический комплекс Составитель: В. В. Корякова, доцент...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»

Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ поэтических текстов квалификация (степень) выпускника магистр направление: 032700. 68 «Филология» iconПрограмма производственной практики Педагогический практикум Для...
«Введение в литературоведение» (1 курс бакалавриата «Филология»). При этом магистранты могут посещать занятия преподавателей по любой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница