Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению




Скачать 220.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению
Дата публикации26.06.2014
Размер220.43 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка

Пояснительная записка
к рабочей программе
по литературному чтению 3 класс


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Литературное чтение 1 - 4  классы» автор Э. Э. Кац.

При составлении тематического планирования использованы:

- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- примерная программа для начальных классов;

- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Э.Э.Кац «Литературное чтение» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. -  М.: АСТ: Астрель, 2009.

Планирование рассчитано на 103 учебных часа (3 часа в неделю).

Программа реализуется на основе системы учебников «Планета знаний»:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Э.Э.Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.

^

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3 класс (103 ч)

Круг чтения. «Уж небо осенью дышало…» (12 ч)


К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

^ Народные сказки (12 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

^ Поэтические страницы (5 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

^ О мужестве и любви (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (6 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

^ Авторские сказки (10 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (6 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

^ Братья наши меньшие (11ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

^ О совести и долге (12 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

^ Весна пришла (5 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

^ И в шутку, и всерьёз (13 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

^

Навык и культура чтения


Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
^

Работа с текстом и книгой


Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
^

Развитие воображения, речевой творческой деятельности


Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
^

Литературоведческая пропедевтика. Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.


Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

^

Планируемые результаты освоения

программы по литературному чтению


к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

  • представление об общих нравственных категориях у разных народов;

  • нравственное чувство и чувственное сознание;

  • умение анализировать свои переживания и поступки;

  • способность к самооценке;

  • эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

  • бережное отношение к живой природе;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с видами искусства, наблюдениями за природой.



ПРЕДМЕТНЫЕ

^

Речевая и читательская деятельность


Учащиеся научатся:

  • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

  • пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

  • рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

  • привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

  • определять и оценивать позиции литературных героев;

  • выявлять тему и главную мысль произведения;

  • сопоставлять героев, идеи разных произведений;

  • составлять план рассказа;

  • определять свое и авторское отношение к героям;

  • формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
^

Творческая деятельность


Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • продолжать сюжет произведения, историю героя;

  • участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на зад. тему, по репродукции картины, иллюстрации, по результатам наблюдений;

  • выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
^

Литературоведческая пропедевтика


Учащиеся научатся:

  • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

  • находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы к словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять приемы, использованные писателем для создания лит. персонажа и выражения отношения к нему.

  • использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные


Учащиеся научатся:

  • соотносить свои действия с поставленной целью;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового худ текста;

  • планировать свои учебные действия;

  • анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

  • составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

  • планировать свою читательскую деятельность;

  • планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные


Учащиеся научатся:

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • свободно ориентироваться в аппарате учебника;

  • находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления;

  • выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

  • находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

  • сопоставлять инф-ю, полученную из научно-популярной статьи, с худ. произведением;

  • ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

  • находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

  • извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

  • знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

  • сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

  • овладевать диалогической формой речи;

  • формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных. результатов при работе в группе.


^ Учебно - тематический план

Тема

Количество часов

Уж небо осенью дышало

12

Народные сказки

12

Поэтические страницы

5

О мужестве и любви

11

Зимы ждала, ждала природа

6

Авторские сказки

10

Басни

6

Братья наши меньшие

11

О совести и долге

12

Весна пришла

5

И в шутку, и всерьез

13

Итого: 103 часа



Календарно-тематическое планирование уроков

«Литературное чтение» 3 класс (103 часа)





п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Фактич. проведено

1 четв.
1-3

^ УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО
К.Паустовский. Барсучий нос.

12 часов
3



3-6.09




4-5

И.Бунин. Листопад.

2

10-11




6-7

М.Пришвин. Хрустальный день. Капитан-паук. Недосмотренные грибы.

2

13-17




8

Н.Рубцов. У лесной избушки…

1

18




9-11

К.Паустовский. Подарок.

3

20-25




12

Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей.

1

27






13-15

^ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
«Семь Симеонов» (русская народная сказка).

12 часов
3



1-4.10




16-18

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка).

3


8-11




19

«Жаба- королева» (литовская народная сказка).

1

15




20-21

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка).

2

16-18




22-23

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).

2

22-23




24

Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

1

25






25

^ ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ
А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок)

5 часов
1



29




26

Ю.Мориц. «Песенка про сказку».


1

30




2 четв

27

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада).

1

8.11





28


Г.Сапгир. «Про сны».


1


12




29

К.Бальмонт. «У чудищ».

С.Островой. «Сказки…»

1

13






30-32

^ О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ.
В.Белов. «Верный и Малька».

11 часов.
3



15-20




33

И.Тургенев. «Воробей».

1

22




34-37

Н.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

4

26-3.12




38-39

Л.Н.Толстой. «Прыжок».

2

4-6




40

Внеклассное чтение. Сказки Е.Шварца.

1

10






41

^ ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА…
С. Есенин. «Разгулялась вьюга…»

6 часов.
1



11




42

А.С.Пушкин. «В тот год осенняя погода…» (отрывок)

1

13




43

А.С.Пушкин. «Зимнее утро».

1

17




44

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога».

1

18




45

Ф.И.Тютчев. «Чародейкою Зимою…»

1

20




46

Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров.

1

24





47-48

^ АВТОРСКИЕ СКАЗКИ
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

10 часов.
2



25-27




3 четв

49-51

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

3

10-15.01




52-54

Х.К.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».

3

17-22




55

Л.Н.Толстой. «Царь и рубашка».

1

24




56

Внеклассное чтение. Сказки Х.К.Андерсена.

1

28






57

БАСНИ
О.Мандельштам. «Муха».

Эзоп. «Мухи».

6 часов.
1



29




58

Эзоп. «Кошка и мыши».

1

31




59

Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья», «Лгун».

1

4.02




60

И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

5




61

И.А.Крылов. «Слон и Моська».

1

7




62

И.А.Крылов. «Две Бочки».

1

11






63-65

^ БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
А.П.Чехов. «Белолобый».

11 часов.
3



12-18




66-67

М.Пришвин. «Лимон».

2


19-21




68-69

Л.Н.Толстой. «Лев и собачка».

2

25-26




70-72

К.Паустовский. «Кот Ворюга».

3

28-5.03




73

Внеклассное чтение. Произведения К.Паустовского.

1

7






74-76

^ О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ
Ю.Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении).

12 часов.
3



11-14




77-79

А.Платонов. «Разноцветная бабочка».

3

18-21




80

А.Кешоков. «Мне больно, мальчики».

1

25




4 четв.

81-83

К.Паустовский. «Тёплый хлеб».

3

26-9.04




84-85

К.Д.Ушинский. «Слепая лошадь».

2

11-15






86

^ ВЕСНА ПРИШЛА
Народные песни.

А.А.Фет. «Весенний дождь».

5 часов.

1


16




87

М.Пришвин. «Лесная капель».

1

18




88

К.Бальмонт. «Золотая рыбка».

1

22




89

А.А.Фет. «Рыбка».

1

23




90

Внеклассное чтение. Стихотворения о весне.

1


25






91

^ И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ
Шутки-прибаутки.

13 часов.
1



29




92-93

«Болтливая баба» (русская народная сказка).

2

30-2.05




94-96

А.Линдгрен. «Как Эмиль угодил головой в супницу».

3

6-13




97

С.Маршак. «Про двух соседей».

1

14




98

С.Маршак. «Старуха, дверь закрой».

1

16




99-101

М.Зощенко. «Великие путешественники».

3

20-23




102

Внеклассное чтение. Мои любимые книги.

1

27




103

Обобщение знаний, полученных в 3 классе

1

28






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О. В., допущенная Министерством...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconПрограмма по технологии пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению
...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по литературному чтению

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л. А. Ефросининой 2009 года издания....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с фгос ноо на основе примерной рабочей программы для школ с родным...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс рабочая программа по литературному чтению iconРабочая учебная программа по литературному чтению
При составлении рабочей программы по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений составленная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница