Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10




Скачать 108.9 Kb.
НазваниеМетодическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10
Дата публикации26.06.2014
Размер108.9 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
«МОЙ ПУШКИН»

Литературная гостиная для учащихся 8 класса.



Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10.

Цели:

  1. Воспитать духовно-нравственные качества учащихся через культуру, литературу в процессе учебной и внеклассной деятельности.

  2. Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы, театра, музыки.

  3. Приобщить к работе с книгами и другими образовательными ресурсами по творчеству А. С. Пушкина.

  4. Развивать речь через выразительное чтение поэтического текста.

Форма мероприятия: литературная гостиная

Оборудование: Мультимедийная презентация (по биографии и творчеству А.С.Пушкина, музыкальное оформление, футажи)

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Начало. «Почему Пушкин всегда современен?»

  3. Биография. «Мое открытие Пушкина».

  4. Лицей.

  5. Поэт и история. Поэт и современность.

  6. Заключительное слово учителя.

  7. Декламация учащимися стихотворений А.С.Пушкина, своих сочинений о поэте.


Ход мероприятия
1. Вступление. Музыкальный фон. Звучит "Хоральная прелюдия" И. С. Баха. 
Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята.

Сегодня наша встреча в литературной гостиной посвящена А. С. Пушкину и называется «Мой Пушкин». .И действительно, у каждого из нас – свой Пушкин. У каждого возраста – свой Пушкин. Проникнув в душу однажды, пушкинское слово остается с нами на всю жизнь.

Всем знакомым с лирикой Пушкина даровано высшее благо и счастье войти в непосредственное личное общение с духовным миром гения. Счастливцы слышат живые переливы его голоса и, водя пальцем по строке, улавливают его пульс. Этим счастливцам дано наслаждение от страницы к странице блуждать по просторам поэтического мира Пушкина.

Интимный разговор с Пушкиным дает ощущение великих сил его души. Кажется, что поэт оказывается рядом с тобой, требуя немногого, но это немногое оказывается многим. Пушкин требует немногого – чтобы собеседник был человеком…
2. НАЧАЛО. Выход ведущих.

Ведущий1 : Мы приглашаем вас совершить путешествие в Россию в 19 век. Его еще называют «золотым веком» русской культуры. Именно в начале 19 столетия в России произошел мощный взлет литературы

На экране появляется (Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина художник Кипренский О. А.
Ведущий2: Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывем вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Ведущий 1: И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 -й век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям… Л. Рубальская « Во все времена».

Ведущий2 : В это время в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. Самым знаменитым в Москве был салон З.А. Волконской . (Слайд ...)

душой блестящих литературных собраний и бесед была , конечно же , сама хозяйка салона - писательница, композитор, певица - Зинаида Александровна Волконская.

(Открывается занавес.

Стены комнаты украшены портретами и видами мастеров живописи этой эпохи. На диване сидит Волконская в окружении дам и кавалеров за низким столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. 
А. С. Пушкин стоит на краю сцены.


Звучит романс на слова Пушкина «Погасло дневное светило». Сопровождение - футаж «Распускающиеся цветы»).
^ ПУШКИН: Я потрясен! Я тронут этим обольщением тонкого художественного кокетства! (Целует руку Волконской).
ВОЛКОНСКАЯ: Да полно Вам, Александр! Мы рады Вас видеть в салоне. Вы главный гость нашего вечера сегодня.

Теперь ваша очередь, милостивейший государь! Прочтите же что-нибудь! (просят все гости)

Гости: Просим!

ПУШКИН: читает стихотворение «Поэт». Звучит музыка.
Ведущий 1: Есть имена – как солнце,

Имена, как музыка,

Как яблони в рассвете.

Мы говорим о Пушкине – поэте,

Действительном в любые времена.

Ведущий 2: Почему Пушкин всегда современен? Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом?

Ведущий 1: Н.В.Гоголь говорил о Пушкине, как о русском человеке, каким он станет в своем развитии, может быть через двести лет! Приглашая людей будущего полюбоваться их собственным портретом в начале 21 века! Гоголь увидел в волшебном «чудо-зеркальце» пушкинского творчества Россию будущего.

Ведущий 2: А если представить…

Ведущий 1: Что «дым столетий» не отодвинул, не скрыл от нас живого Пушкина. Для нас он не только величественный и бронзовый лик. Ведь каждый из нас может сказать: «МОЙ ПУШКИН».

(Музыкальный фрагмент Вивальди «Времена года»)

(Слайд 2 Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.)

^ 3. МОЕ ОТКРЫТИЕ ПУШКИНА.

Выходят ученик и ученица 4 класса.

Ученик: МОЕ ОТКРЫТИЕ ПУШКИНА. Я еще не читаю, а только слушаю. «Сказка о царе Салтане».

Я слышу добрый и такой родной голос мамы.

(Ученица читает отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане»)
Ученик: Сказка прочитана. Тихая, неторжественная, очень печальная и добрая. И я прошу взрослых снова и снова читать Пушкина. Мне хочется слышать пушкинское слово, и, едва научившись читать, я беру в руки книгу «Сказки Пушкина». Так начинается для меня «Мой Пушкин».

(Слайд 3 «Пушкин-лицеист». Скульптор Р.Р. Бах 1900).

4. ЛИЦЕЙ.

Ведущий 1: Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни привело.

Все те же мы, нам целый мир чужбина

Отечество нам – царское село.

(Слайд 4 . Царское село. Вид на лицей и церковный флигель.

Вид части Царскосельского парка худ. Мартынова А. Е.

Царское село. Садовая улица. Худ. А.Е.Мартынов).

Ведущий 2: Слова эти выгранены на постаменте памятника юноше-Пушкину в садике, у входа в лицей. Сколько прекрасных стихов посвящено им лицею! Сколько воспитанников увековечено в них!

Ведущий 1: А каким он был лицеист-Пушкин?

Подготовленные ученики читают отрывки из книги Ю.Тынянова «Пушкин»

Отрывок 1.

«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял черный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за черный стол.

Воспитанник Пушкин тоже бывал, сажаем за черный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».

Отрывок 2.

«Вскоре все заметили: он грызет перья на уроках – что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».

«Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником , и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»

Ведущий 1: Однажды, закончив лекцию по русской словесности раньше урочного часа, профессор сказал:

Профессор: А теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Ведущий 2: Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились. Но вдруг…

Профессор: Опять Пушкин? Читайте…

Пушкин: Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на Лилею

Нам укажи.

Ведущий 1: Стихи – прелестны. Они очаровывают задорным настроением и смелым образом роза – дитя зари.

Но профессор, сам писавший стихи в старом стиле, не принимал поэзии юного Пушкина.

Профессор: Что это за стихи! Ветрены, легковесны! Пишите вы как-то не по правилам!

Пушкин: Помилуй, сжалься надо мной –

Не нужны мне твои уроки.

Я знаю сам свои пороки.

Конечно, беден гений мой…

А ты, мой скучный проповедник,

Умерь ученый вкуса гнев!

Поди, кричи, брани другого

И брось ленивца молодого,

О нем тихонько пожалев.

Ведущий 2: Лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Профессор: - Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?

^ Пушкин: - Нулю!

Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!

Пушкин: В те дни, в таинственных долинах

Весной при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине

Являться муза стала мне!

Ведущий 1: Друзья мои! Прекрасен наш союз

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз!

(Слайд 5. Пушкин на лицейском экзамене. Художник Репин Е.Г.)

Ведущий 2: Он был привезен в лицей почти ребенком

(Слайд 6. Пушкин. Гравюра Е. Гейтмана 1922 г. А.С. Пушкин. Автопортрет).

А вышел из него – гениальным поэтом!

Ведущий 2: Здесь зазвучала в полный голос его муза, здесь определился строй его мыслей и чувств. Здесь зародилось умение дружить, верить, любить. «Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода», - писал А.С.Пушкин

( Подготовленный ученик читает стихотворение «Пущину»).

^ 5.ПОЭТ И ИСТОРИЯ, ПОЭТ И СОРЕМЕННОСТЬ.

Ведущий 1: Ответственность поэта за свой талант, за свой гений, чувство долга перед своим народом никогда не позволяли Пушкину стоять в стороне от происходящего. Эти даты: 1833, 1834 гг. многое значат в жизни поэта: это годы работы над «Капитанской дочкой».

Пушкин говорил: «Только одна история народа может объяснить истинные требования оного».

Ведущий 2: Неудивительно поэтому, что в это время он изучает крестьянскую войну под предводительством Пугачева, хочет понять её смысл, причины, значение для судеб государства.

Ведущий 1: В «Общих замечаниях» к «Истории Пугачёва» (1834) Пушкин ясно указывает: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». Дворянская историография и публицистика пушкинского времени Пугачёва именовала не иначе как извергом и злодеем. Поэтому исторический труд Пушкина есть не что иное, как подвиг художника, он сознательно выбрал путь народного писателя, путь, обрекавший его на гонения. И в самом деле, далека от Пушкина «обитель дальная трудов и чистых нег»!

Ведущий 2: Его «Капитанская дочка» ставит и решает на историческом материале важные общественные и нравственные вопросы о взаимоотношениях дворянства и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об отношениях власти и народа, об истинном мужестве, чести и долге, о самоотверженной любви и преданности.
Ученик читает: Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес.

Тогда роман на новый лад

Займет веселый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нем изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

(Слайд 7. Сцена свидания Гринева с Пугачевым. Художник С.В.Ге).

Ведущий 1: «Эта сцена – поединок великодушный, соревнование в величии.

Очная ставка внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.

Очная ставка внутри Гринева, влечение человеческого долга с долгом воинским.

Очная ставка долга и бунта, Присяги и Разбоя. И гениальный вывод: в Пугачеве- разбойнике, одолевает человек; в Гриневе-ребенке, одолевает воин», - так писала Марина Цветаева.

Пугачев: - Что, Ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда мои молодцы накинули тебе веревку на шею? Я чаю небо с овчинку показалось.…А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

Гринев усмехнулся.

Чему ты усмехаешься? Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Гринев: - Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.

^ Пугачев: - Кто же я таков по твоему разумению?

Гринев: - Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев: - Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро! а разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня, что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного прочего? Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы. И в князья. Как ты думаешь?

Гринев: - Нет. Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

^ Пугачев: - А коли отпущу, так обещаешь ли, по крайней мере против меня не служить?

Гринев: - Как могу тебе в этом обещаться? Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобиться? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Пугачев: - Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уже дрема клонит.

Ведущий 1: Страницы русской истории промелькнули перед нами. Судьба России – судьба поэта - судьба русской литературы. Ученые говорят, что Пушкин – первый и единственный поэт-историк. Но все же есть ли разница между историком и поэтом?

Ведущий 2: Историка интересуют события. Поэта – люди. Обращение к истории для поэта – всегда средство разобраться в настоящем, а значит, и заглянуть в будущее, ведь без прошлого нет будущего.

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ведущий 1: Каждый из нас размышлял о том, что означают слова «мой Пушкин».

.Просим поделиться вашими раздумьями.

( Чтение фрагментов из сочинений учеников, стихотворений собственного сочинения на тему «Мой Пушкин».)

«С каждым прочитанным произведением Пушкина я открываю для себя мир удивительный, неповторимый и прекрасный, заставляющий думать об истинной природе человека, о подлинных ценностях человеческой жизни. И пройдет еще двести, еще триста лет… Пушкин будет всегда!» и т. д.

(Звучит музыка. Гендель «Музыка на воде».)

Слово учителя: У каждого из нас – свой Пушкин. Пушкинское слово проникает в душу однажды, чтобы не покинуть нас никогда, заставляя думать и восхищаться, удивляться красоте нашей русской речи. Заставляет чувствовать гордость. Гордость за то, что Пушкин – русский поэт. Это сокровище русской культуры. И как сказал Аполлон Григорьев- «Пушкин – это наше все». Пушкин есть, он жив, жива его поэзия! Пушкин жив для нас как великий национальный поэт, как пламенный патриот своего отечества, поэт - гражданин, чьи светлые песни подобны лучам утреннего солнца, освещающего необъятные просторы нашей Родины, дающего Веру и Надежду...

                    

 Устав от суеты мирской,  

 В благом молчанье одиноком,

Мой Пушкин, каждою строкой  

Я говорю с тобой, как с Богом.   

И повторяю вновь и вновь,-   

Твой пламень сердце не остудит.

Тебя, как первую любовь,   

России сердце не забудет!           

     (Н. Доризо)                

 Давайте почитаем стихи А. С. Пушкина, которые стали вашим открытием мира и самого себя в этом мире.

7. Декламация учащимися стихотворений А.С.Пушкина, своих сочинений о поэте.

(Звучат стихи А.С.Пушкина, подготовленные для выразительного чтения наизусть).

Ведущий 2:Браво! Благодарю! На этой возвышенной, но бесконечно светлой ноте, хочется закончить нашу встречу. И пусть слова замечательного поэта А. С. Пушкина и образы его героев, их идеалы оставят в вашей душе самые светлые, добрые воспоминания.

(Звучит "Маленькая ночная музыка соль мажор" В.А. Моцарта). 


Литература.

1. Марченко Н. Приметы милой старины. – М.: Изографус, Эксмо, 2002, с. 16.
2. Правила светского обхождения о вежливости. – М., 1829, с. 57.

3. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Художественная литература, 1980, с. 53.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconУрок в 6 «А» классе Методическая разработка для 6 класса
Автор: Вдовенко Сильвия Петровна-учитель русского языка и литературы гбоу сош №121 г. Москвы

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Автор: Валитова Р. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «Шыгырданская сош №1»

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Нижнебалтачево Манапова Е. З. Мр татышлинский район р башкортостан

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе
Разработала: учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха...

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconМетодическая разработка «мамин день» зиновьева ангелина мироновна,...
Зиновьева ангелина мироновна, учитель русского языка и литературы мбоу «лицей №122» г. Барнаула

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconМетодическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского...
Сформировать представление о своеобразии интерпретации темы любви в поэзии В. Маяковского

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconИсследование в 11 классе по литературе знакомьтесь: иосиф бродский
...

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна

Методическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе в 8 классе. Гаврик Л. Б., учитель русского языка и литературы мбоу сош №10 iconМетодическая разработка урока литературы в 10 м классе Кобиль Татьяна...
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница