Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»




НазваниеРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
страница1/12
Дата публикации24.06.2014
Размер1.39 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 3 класса общеобразовательной массовой школы МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова на 2013\2014 учебный год. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 год.

  • Федеральный перечень учебников на 2013\2014 учебный год.

  • Программа формирования универсальных учебных действий.

  • Образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова (по УМК «Гармония»).

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013\2014 учебный год.

  • Локальный акт образовательного учреждения (Положение об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения).

Концепцией (основной идеей) программы является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

Программа реализует образовательную область «Филология» и ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности

Программа реализуется в течение 2013\2014 учебного 3 года обучения в начальной школе, 3 года изучения предмета.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач:

  • Личностные задачи

1) Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2) Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

3) Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4) Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5) Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином

российского общества, уважающим историю своей Родины.

6) Формирование привычки к рефлексии.

7) Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8) Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9) Развитие мышления, внимания, памяти.

10) Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

  • Метапредметные задачи

  1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения

к обучению.

  1. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

  2. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

  3. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения

с другими школьными предметами.

  1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

  2. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой

и отечественной художественной литературой.

  1. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

  2. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном

пространстве.

  1. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

  • Предметные задачи

  1. Формирование положительной мотивации к чтению.

  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

  3. Развитие воссоздающего воображения.

  4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

  5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных

впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

  1. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

  2. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.

  3. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию

форме литературного произведения.

  1. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

  2. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

  3. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения

и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

  1. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.

  2. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

  3. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях,

в Интернете.

  1. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

  2. Развитие литературных способностей.

^ Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа.

Возможны и письменные работы, небольшие по объёму – ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально, для этого подбираются дополнительные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Вид уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

  2. урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;

  3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

  4. урок обобщения и систематизации знаний УОСЗ;

  5. урок проверки. Оценки и контроля знаний – УПОКЗ




  1. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение».




    1. Программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония» ; Смоленск: издательство «Ассоциация XXI век», 2013.

2.2 Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель (140 часов в год)

2.3 Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;

- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владение техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка: овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; приобщение к литературе как искусству слова; приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

^ Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомен­дациями ФГОС и отвечает критериям художествен­ной и познавательной ценности, сочетания класси­ки и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается сле­дующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

  • соответствием учебного материала и способом его систематизации ведущей задаче каждого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств (в 3 классе, поскольку в это время ещё больше, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в курсе доминируют разделы с произведениями нравственной тематики).

Курс создаёт содержательную базу для формирования универсальных учебных действий: личностных и метапредметных. С целью формирования читательской самостоятельности учащимся в 3 классе регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений. Отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка).

В 3 классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круга чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащимися младшего школьного возраста, и познавательные текста (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.


  1. ^ Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане


Учебный предмет «Литературное чтение» в 3 классе реализует образовательную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитан на 4 часа в неделю, 35 учебных недель, 140 часов в год.


  1. ^ Описание ценностных ориентиров учебного предмета «Литературное чтение»




  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




  1. ^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» на конец 3 класса.


К концу 3 класса у учащихся должны сформироваться следующие читательские умения:


  • ^ Навык чтения

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70-80 слов в минуту.


  • Работа с текстом и книгой

• понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

• выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• работать с толковым словарем;

• использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

• давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• составлять простой план произведения;

• пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

• выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

• развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.


  • ^ Литературоведческая пропедевтика

• выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

• выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

• использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

• накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).


  • ^ Развитие творческих способностей

• уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

• уметь подготовить творческий пересказ;

• уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• оставлять собственные высказывания на основе прочитанного.
^ Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий средствами предмета

«Литературное чтение», конец 3 класса


  • Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смысло-образование);

нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России и других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной

децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.

  • ^ Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать

результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

  • ^ Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности (П-1.)1; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать

прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем (П-2.).

  • ^ Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность

оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

  1. ^ Содержание тем учебного курса. 4ч в неделю, всего 140ч




Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

^ Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

Труд человека кормит, а лень портит (12 ч.)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».

^ Читают правильно, бегло и выразительно.

Читают по ролям. Читают выборочно.

Определяют эмоциональное состояние персонажа и его причины. Выявляют тему и идею текста. Составляют картинный план. Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников. Составляют небольшой текст на заданную тему. Составляют словарик текста. Анализируют текст с точки зрения его содержания. Составляют картинный план. Выборочно пересказывают прочитанное. Выбирают и читают книги на заданную тему. Готовят сообщение по заданной теме.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

Драматизация, словесное и графическое иллюстрирование.

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (8 ч.)


Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

^ Читают молча и, выразительно, вслух.

Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию персонажа. Определяют и формулируют личное отношение к персонажам. Иллюстрируют прочитанное. Характеризуют персонажей. Наблюдают художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. Выявляют специфические сказочные языковые средства: повторы, в том числе тавтологические; устойчивые сказочные эпитеты и др. Определяют и обосновывают тип русской народной сказки. Выделяют из текста эпизод.

Делают творческий пересказ эпизода (от иного лица). Выполняют словесное рисование места действия и портрета персонажа. Иллюстрируют прочитанное.

Составляют картинный план. Планируют свою учебную деятельность. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Создают текст по заданным параметрам.

Определяют и обосновывают тип сказки. Обсуждают успешность совместной деятельности.

Определяют эмоциональный характер текста. Выделяют опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Уметь прогнозировать содержание читаемого.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

^ Унылая пора! Очей очарованье!.. (6 ч.)

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый,

ядрёный...».

^ Читают молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Составляют партитуру для выразительного чтения. Заучивают наизусть стихотворный текст.

^ Делают художественный творческий пересказ эпизода (от иного лица). Создают высказывание в виде продолжения прочитанного. Иллюстрируют прочитанное графически. Применяют прием музыкального иллюстрирования. Делают творческий пересказ эпизода (от иного лица). Выбирают и самостоятельно читают книги по предложенной теме.

Определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль. Определять эмоциональный характер текста. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение.

^ Много хватать — своё потерять (4 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари

«Солнце и туча».

^ Читают правильно и выразительно. Прогнозируют читаемое. Читают выборочно. Характеризуют персонажей.

Определяют и обосновывают личное отношение к персонажам. Составляют план. Пересказывают прочитанное. Читают по ролям. Иллюстрируют прочитанное. Сравнивают произведения разных авторов. Выбирают книги по заданным параметрам и читают их.

Классифицируют книги, имеющиеся на выставке. Обобщают прочитанное по заданиям рабочей тетради.

Формулировать тему небольшого текста. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст.

Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.

^ Тайное всегда становится явным (11 ч.)

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса- лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

^ Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию поведения персонажей. Определяют и обосновывают личное отношение к персонажам. Выявляют причинно-следственные связи событий. Наблюдают за использованием такого средства выразительности, как гипербола. Составляют цитатный план.

^ Читают по ролям. Делают сообщение, опираясь на личный опыт. Анализируют цитатный план. Находят в тексте элементы сюжета. Соотносят пословицы с произведением. Соотносят иллюстрации и фрагменты текста. Выявляют подтекст.

Выделяют из текста эпизод. Наблюдают над ролью пейзажного описания.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей. Определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ.

^ Ежели вы вежливы... (3 ч.)

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

^ Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Характеризуют главного персонажа. Определяют отношение автора к персонажам. Высказывают и обосновывают свое мнение относительно прочитанного. Выявляют подтекст. Сравнивают персонажей разных произведений. Выявляют причинно-следственные связи. Определяют идею произведения. Выделяют эпизоды из текста. Соотносят пословицы с прочитанным произведением. Пересказывают. Читают по ролям. Инсценируют. Составляют собственное высказывание.

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выявлении их смысла. Пользоваться сносками и школьным толковым словарём. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Пересказывать с опорой на картинный план.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

^ Снег летает и сверкает... (9 ч.)

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин

«Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...».

Прогнозируют характер текста перед чтением. Читают молча и выразительно вслух. ^ Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитета в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием сравнения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием метафоры (без термина) в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. Составляют предложения на заданную тему, используя языковые средства выразительности. Составляют партитуру для выразительного чтения. Словесно иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. Создают сочинение по картине. Находят и читают книги по заданной теме.

Составлять картинный план. Последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана). Определять эмоциональный характер текста. Составлять подробный и творческий пересказ по изменённому плану.

Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение.

^ Каждый своё получил (18 ч.)

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*;

Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц

«Песенка про сказку».

^ Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Анализируют заголовок произведения с целью выявления его соответствия идейному содержанию текста.

Определяют отношение к персонажам.

Наблюдают использование приема противопоставления. Наблюдают художественное своеобразие народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. Выявляют идею произведения. Определяют и обосновывают тип народной сказки. Создают текст по заданным параметрам.

Сравнивают произведения. Читают по ролям. Сравнивают произведения по их идейному содержанию. Заучивают наизусть.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, получение и др.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

^ Жизнь дана на добрые дела (8 ч)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»;

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

^ Читают молча и вслух. Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют личное отношение к персонажам. Определяют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи событий. Выделяют эпизод. Определяют идею произведения. Наблюдают за использованием художественного повтора.

^ Делают творческий пересказ (от иного лица). Иллюстрируют прочитанное (словесно). Читают по ролям. Создают текст по заданным параметрам. Создают текст-повествование на заданную тему.

Делятся со сверстниками читательским опытом.

Выявляют в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выявлении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарём.

Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного

^ За доброе дело стой смело (9 ч)

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

^ Читают молча и вслух. Читают выборочно.

Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют мотивацию персонажей.

Характеризуют персонажей. Определяют идею произведения. Выявляют художественные особенности народной сказки (построения, языка). Определяют тип народной сказки. Составляют план.

Соотносят пословицы с текстом. Делают пересказ. Иллюстрируют прочитанное (графически и словесно). Определяют жанр произведения. Сравнивают произведения. Создают продолжение текста. Знакомятся с произведением нового жанра. Характеризуют образ лирического героя. Наблюдают за использованием такого средства языковой выразительности, как художественный повтор. Выделяют в тексте, определяют роль в художественной речи. Составляют цитатный план. Словесно иллюстрируют прочитанное. Находят и читают книги по заданной теме.

Определять, от какого лица (автора-рассказчика или персонажа) ведётся повествование; правильно называть книгу (автор, заглавие). Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста.

Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.

^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».

^ Читают правильно и выразительно. Читают выборочно. Анализируют заглавие произведения. Определяют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют подтекст.

Определяют тему текста. Выявляют идею произведения. Определяют жанр произведения. Сравнивают персонажей из разных произведений. Создают продолжение текста. Сочиняют текст на заданную тему. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют и аргументируют свое отношение к прочитанному. Определяют тему текста. Рассуждают на заданную тему.

Определяют и характеризуют образ рассказчика. Наблюдают над художественным своеобразием произведения. Читают по ролям. Создают небольшой текст. Находят и читают книги по заданной теме. Делают презентацию книги.


Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

^ Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха».

^ Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию персонажа. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием глаголов в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием повтора в художественно организованной речи. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть. Характеризуют персонаж. Словесно иллюстрируют прочитанное. Озаглавливают текст. Наблюдают за использованием метафоры в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитетов в художественно организованной речи.

Наблюдают за использованием антонимов в художественно организованной речи. Обогащают словарный запас. Сравнивают произведения. Различают типы текстов (повествование, рассуждение, описание).

^ Создают текст в виде продолжения прочитанного.

Выявлять роль авторского начала в произведении. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова. Составлять представление о книге по обложке; прогнозировать тему, жанр, характер текста.

Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение.

^ Любовь – волшебная страна (14 ч)


В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».

^ Читают молча и вслух. Читают выборочно.

Анализируют заглавие произведения. Отвечают на вопросы к произведению.

Определяют личное отношение к персонажам. Определяют мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей.

Выявляют причинно-следственные связи событий. Выявляют роль пейзажа в тексте.

Определяют идею произведения. Наблюдают за использованием тавтологического повтора. Наблюдают за использованием эпитетов. Наблюдают за использованием метафоры. Наблюдают за использованием сравнений. Наблюдают за использованием сказочных слов и оборотов речи. Наблюдают за выразительностью использования глаголов. Наблюдают за использованием приема противопоставления. Иллюстрируют прочитанное (словесно). Создают продолжение текста в стилистике произведения. Делают творческий пересказ (от иного лица). Соотносят иллюстрацию с эпизодом. Озаглавливают эпизод. Сравнивают произведения. Делают художественный творческий пересказ (от иного лица). Иллюстрируют прочитанное (словесно и графически). Сочиняют продолжение текста.

Выявлять авторское отношение к персонажам. Ориентироваться в книге. Работать с содержанием (оглавлением). Составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста.

Выразительное чтение. Чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование.

^ Чудесное – рядом (11 ч)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».

^ Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют идею произведения. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Наблюдают за использованием эпитетов в художественно организованной речи. Обогащают словарный запас. Составляют партитуру для выразительного чтения. Пересказывают прочитанное от иного лица. Создают сочинение по картине. Сравнивают типы речи. Ориентируются в книге. Выявляют подтекст. Иллюстрируют прочитанное.

Заучивают наизусть. Сопоставляют произведения, посвященные одной теме.

^ Составляют текст-рассуждение на заданную тему. Выделяют эпизод. Озаглавливают эпизод. Пополняют словарный запас. Создают текст на основе своего жизненного опыта.

Наблюдают за использованием средств языковой выразительности (олицетворение, метафора, сравнение). ^ Составляют текст-рассуждение.

Определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль. Определять эмоциональный характер текста.

Словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова...
«Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О. В. –Смоленск: Издательство...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса...
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно:...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»,...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
«Литературное чтение» Л. А. Ефросинина (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб и доп....

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана...
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. М., «Просвещение», 2011...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо)

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов...
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса "литературное чтение"
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница