Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы




Скачать 73.14 Kb.
НазваниеОткрытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы
Дата публикации17.06.2014
Размер73.14 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
МБОУ Климовская СОШ №1

Открытый урок по русскому языку

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы.

Подготовил: Загнет Александр Сергеевич, учитель русского языка и литературы.

Урок проведён 30.01.2012 года в 6 Б классе.

2012-2013 уч.год

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы.

Цели:

1.Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии.

2.Развивать и совершенствовать устную речь, мышление, внимание.

3.Воспитывать ответственность, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, рабочие листы.

Ход урока:

^ I.Организационный момент.

Вы слышите, звенит звонок!

Нам говорит, начнём урок!

Терять не будем ни мгновенья,

И всем поднимем настроенье.

Ребята, а какое у вас сегодня настоение?

- Бодрое, весёлое, немного настороженное.

У меня сегодня тоже прекрасное настроение, потому что я вижу вас всех красивых и нарядных, улыбающихся и готовых к работе.

Ребята, а каким вы хотели бы видеть наш сегодняшний урок?

- интересным, познавательным, увлекательным и, конечно же, добрым.

Надеюсь, что все наши пожелания сегодня исполнятся, и наш урок будет именно таким, каким вы хотите сами его видеть.

^ II.Проверка домашнего задания.

А начнём наш сегодняшний урок традиционно с проверки домашнего задания.

К сожалению, из-за нехватки времени мы не успеем проверить орфографический минимум и проверим только творческое задание.

Вам было необходимо написать небольшое сочинение и рассказать нам о распорядке своего дня, используя при этом одни глаголы, причём первый вариант должен был использовать только такие глаголы, у которых нет приставок, а второй вариант – только глаголы с приставками.

Посмотрим, что же у вас получилось.

Проснулась, позавтракала, побежала, поучилась, прибежала, поговорила, поиграла, поужинала, поспала.

^ III.Сообщение темы и целей урока.

Какую норму нарушила Полина?

- Орфоэпическую.

А что это за норма?

- Это норма, регулирующая правильное произношение звуков и постановку ударения.

Обратите внимание на тему урока, записанную на полотне. Какого слова в ней не хватает?

(… речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы.)

-Культура.

А что это такое?

- Это совокупность правил, норм поведения; форм человеческой деятельности в той или иной области науки и искусства.

А что же тогда будет культура речи?

- Правильное употребление слов, произношение звуков.

Посмотрите, пожалуйста, на полотно вновь, какая фраза на нём записана?

- РУССКИЙ ЯЗЫК В ОПАСНОСТИ.

А почему он в опасности?

- Потому что мы пренебрежительно относимся к своей речи, а иногда сознательно пренебрегаем теми нормами, которые достались нам от наших предков.

Как вы думаете, чему мы будем с вами сегодня на уроке учиться?

- мы будем учиться правильно употреблять глаголы.

Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с орфоэпическими нормами употребления глаголов, научимся правильно ставить ударения в глагольных формах и произносить сочетания звуков. Благодаря этому мы будем способствовать тому, что наша речь станет более точной, красивой и выразительной.

^ IV.Изучение нового материала.

Вновь обратим наше внимание на полотно, какие глаголы Вы на нём видите?

- звонить, включить, повторить, сверлить, вручить.

Ребята, что их объединяет?

- ????

Всё это верно, но это ещё не всё. Теперь давайте возьмём в руки рабочие листы, которые лежат перед вами и образуем от каждого из этих глаголов формы 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.

^ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

Что же теперь мы можем сказать об этих глаголах?

- Они все имеют ударение на последнем слоге во всех формах.

Я всё верно говорю, что не звОню, а звонЮ?

А ты всё верно говоришь, что не звОнишь, а звонИшь?

Ну а вы сейчас звонИте, и с друзьями говорите,

Ну а после, ну а после… телефоны зазвенят, и они вам позвонЯт.

Давайте запомним произношение этих слов. У них во всех формах ударение падает на окончание.

А сейчас я вам зачитаю ещё одно стихотворение, а вы постараетесь понять, что в нем не так?

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Тихо зеркальце чуть взЯла

И вопрос ему задАла.

- В этом стихотворении неправильно употреблены формы глаголов. Неправильно поставлены ударения.

Какие формы нарушены?

-Формы прошедшего времени.

Вновь обратимся к рабочим листам и образуем все формы прошедшего времени для этих глаголов для этих глаголов.

^ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

Что общего у этих глаголов?

- у них ударение падает на первый слог кроме форм женского рода.

А теперь давайте проявим своё творчество и составим маленькие рифмовки, которые бы подтверждали наше правило о постановке ударений в формах прошедшего времени.

Образец:

Я не бралА и не лгалА

Оно не брАло и не лгАло,

Я не спалА и не жилА,

Оно не спАло и не жИло.

Вы уже, наверное, устали, поэтому давайте проведём с Вами небольшую физкультминутку.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Молодцы, а сейчас вновь обратим своё внимание на белое полотно. На нём мы видим предложение. Прочитаем его.

И в каких городах мы только не были, каких только чудес не видели!

Что необычное вы услышали?

- не были. Ударение не падает на глагол.

А куда оно падает?

- на частицу.

Верно. Как вы уже заметили, ударение в русском языке подвижное и не привязано к определённому слогу, как, например, во французском языке. Оно может находиться не только на глагольной форме, но и переходить на частицу, которая связана с этим глаголом.

А какие ещё глаголы могут отдавать своё ударение частице не?

- ?????

Давайте воспользуемся учебником, откроем страницу 19.

- это глаголы дать, жить и пить.

А давайте попробуем составить предложения с этими глаголами так, чтобы ударение падало на частицу, при этом мы должны использовать формы и м.р., и ж.р., и ср.р., и мн.ч.

Он не был умён, но хитрости ему было не занимать.

Она ещё никогда не была так расстроена как сейчас.

Начиная с прошлой недели у Пети не было ни одной свободной минутки.

Какой сделаем вывод?

- Формы женского времени своё ударение частице не отдают. Оно сохраняется на прежнем месте.

Правильно. Однако употребление глаголов связано не только с постановкой ударений, но и произношением некоторых сочетаний звуков.

На полотне у меня, а также у вас на рабочих листах есть стихотворение. Давайте прочтём его.

Митяй-лентяй.

Трезвонят все будильники:

-Митяй, вставать пора!

А он храпит, как маленький,

До десяти утра.

Потом он просыпается,

Потом встаёт Митяй.

И начинает каяться:

- Я лодырь! я – лентяй!

Другие дети учатся,

Я сплю до десяти!

Что из меня получится?!

Нельзя таким расти!

Потом зевает Митенька

И спать ложится вновь,

Он ценит самокритику,

Питает к ней любовь.

Найдём в стихотворении все глаголы и определим, у каких глаголов произношение не совпадает с написанием?

- просыпается, каяться, учатся, получится, ложится.

^ ПРАСЫПАЙЭЦА, КАИЦА, УЧАЦА, ПАЛУЧИЦА, ЛАЖИЦА.

(Записать 2-3 слова на доске.)

Какой сделаем вывод?

- Все глаголы с орфограммой тся, ться пишутся по-разному, но произносятся одинаково. На месте сочетания ТС мы произносим долгий звук Ц.

^ V. Подведение итогов урока.

Чему мы сегодня научились на уроке?

- Мы научились правильно ставить ударение в глагольных формах.

Какие глаголы имеют ударение на последнем слоге во всех формах?

- Звонить, включить, повторить, сверлить, вручить.

Что мы знаем о постановке ударения у глагольных форм прошедшего времени?

- Ударение падает на основу, кроме форм женского рода. У них ударение падает на последний слог. (на окончание)

Я думаю, что сегодня на уроке нам удалось сделать нашу речь более красивой, грамотной и выразительной.

Удалось ли нам сегодня спасти наш язык от опасности пренебрежения и незнания норм произношения глагольных форм?

- Да, удалось.

А я считаю, что лучше всего удалось это у следующих учащихся…….

Немного хуже получилось у ………..

Домашнее задание

Домашнее задание у нас тоже будет творческим. На обратной стороне рабочего листа вам необходимо составить небольшой текст, используя слова, изученные сегодня на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconТема: Употребление глаголов в единственном и во множеством числе
Вызвать интерес учащихся к русскому языку, придать ему проблемно исследовательский характер

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconЕка и др.; 2 только [о] произносится в словах: затë
Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и...

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconМетодическая разработка по русскому языку Употребление глаголов в разных временных формах
Давайте зададим к глаголам в каждом отрывке вопросы: что делал? что делает? что будет, будем делать?

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconПравописание глаголов условного наклонения
Цели: повторить знания о глаголе как части речи, закрепить навык образования глаголов условного наклонения, способствовать развитию...

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы icon«Культура речи»
Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес...

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconУпотребление глаголов в речи
Способствовать формированию умений использовать глаголы в прямом и переносном значении, в различных временных формах

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconЦели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить...
Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconТема: «Фразеологизмы»
Открытый урок (мастер-класс на материале элективного курса по русскому языку в 11 классе). Лебедева Н. М

Открытый урок по русскому языку Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы iconГлаголы повелительной формы
Развивать внимание, способствовать развитию мышления, совершенствовать навыки употребление в речи глаголов в повелительной форме



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница