Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо




Скачать 83.55 Kb.
НазваниеМежпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо
Дата публикации10.06.2014
Размер83.55 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА

литература, история, музыка, ИЗО

2007 г.
VI КЛАСС
Задание 1. Назовите основные законы народной сказки.
Задание 2. Прочитайте начала стихотворных сказок, авторами которых являются великие поэты первой половины 19 века. Вставьте имена царей (персонажей сказок), назовите имена авторов и названия сказок.

а) «Жил-был добрый царь...»
б) «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь...»
Задание 3. Где находится Лукоморье?

Задание 4. В каком веке в русских грамотах появляются слова «дьяк» и «подьячий»? Кем были эти люди по социальному происхождению и чем занимались?
Задание 5. Назовите автора поэмы «Задонщина».
Задание 6. По каким книгам обучались грамоте дети в XVI в.?
Задание 7. Назовите имена русских поэтов, авторов известных колыбельных:

а) «Спи, младенец мой прекрасный...» («Казачья колыбельная»);

б) «Спи, моя радость, усни...».
Задание 8. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь изображает походы запорожцев против панской Польши, упоминает действительные исторические факты, имена, походы.
Насколько Гоголь точен в обращении с историческим материалом?
Задание 9. Какие оперы были написаны русскими композиторами XIX века по мотивам произведений Н.В.Гоголя?
^ Задание 10. Теория и история литературы.

а) Назовите произведения русских писателей ХIХ-ХХ вв., в название которых вынесено имя героя. Чем, по Вашему мнению, объясняется такой выбор?

б) Назовите художественный прием, основанный на преувеличении;

в) Фольклорный жанр, опирающийся на народные предания и легенды. Термин, употребляющийся для обозначения народного стиля повествования;

г) Слово из последней ремарки А.С.Пушкина в трагедии «Борис Годунов»;

д) В какой повести Н.В. Гоголя упоминаются персонажи-однофамильцы двух известных немецких писателей?
^ Задание 11. Идейно-эстетический анализ художественного текста.
М. Ю. Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утром в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;  

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -  

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…
1. Определите основную мысль стихотворения.

2. Найдите эпитеты, олицетворения.

3. Найдите архаизм, приведите современный синоним.

4. Определите  тип рифмы (во всех строфах) и стихотворный размер.
Задание 12. Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд об осени, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

^ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА

2007 г.
VII КЛАСС
Задание 1. Изобретя русскую мозаику, ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
Задание 2. В одном из произведений Г.Р. Державин, определяя свои заслуги, говорил о способности «истину царям с улыбкой говорить». Было ли это выражение поэтической гиперболой? Каких царей поэт имел в виду?
Задание 3. С именами каких русских писателей связаны следующие географические названия: Холмогоры, Ясная Поляна, Болдино, Таруса, Спасское-Лутовиново, Вологда, Багдади, Константиново?

Задание 4. Назовите зодчего, который возвел Успенский собор на территории Кремля.
Задание 5. Назовите исторического деятеля, которому летописец дает следующую характеристику: «Был он братолюбец и нищелюбец, и добрый страдалец за землю Русскую».
Задание 6. Что означает понятие «наказная память»?
Задание 7. В каких значениях использовал А.С. Пушкин слово «солнце»? Назовите эти значения, приведите примеры из пушкинской поэзии.
Задание 8. Прочитайте стихотворное произведение В.А. Жуковского «Людмила» и ответьте на следующие вопросы:

а) Назовите жанр этого произведения;

б) Переводом какого произведения является «Людмила»? Назовите автора этого произведения;

в) Кто из русских поэтов-современников Жуковского сделал перевод того же самого произведения?

Задание 9. Кто и когда создал памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве?

^ Задание 10. Теория и история литературы.
а) Назовите прием, который использован в приведенном отрывке:

«Ехала деревня

Мимо мужика

Вдруг из подворотни

Лают ворота»?

б) Прочитав ставшее народным произведение этого писателя, А.С.Пушкин сказал: «...теперь этот род сочинений можно мне и оставить». О каком произведении шла речь? Назовите автора, произведение и его жанр;

в) Дайте определение «хайку» («хокку»). Какие признаки обязательно должны присутствовать в этом произведении? Попробуйте сами сложить хайку (2-3 примера).

г) Что сделал герой А.С. Пушкина с выписанной из Москвы географической картой, которая «висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла (героя) шириною и добротою бумаги»?

д) Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?
^ Задание 11. Идейно-эстетический анализ художественного текста.
Ф.И. Тютчев
Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.
1. Определите тему и основную мысль (идею) стихотворения.

2. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.

3. Найдите архаизм, приведите современный синоним.

4. Определите  тип рифмы (во всех строфах) и стихотворный размер.
Задание 12. Переложите на стихи сказку Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Перенесите действие персонажей в наши дни.

^ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА

2007 г.
VIII КЛАСС
Задание 1. По какому принципу называются главы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева?
Задание 2. Какого героя и какие видения преследовали даже во сне: «Принимая всевозможные виды…цвела перед ним в образе пышного грандифлора,…представлялась готическими воротами,…- огромным пауком»? Вставьте пропущенные слова, назовите героя, автора и произведение.
Задание 3. С какой просьбой А.С. Грибоедов обратился к Николаю I при вручении ему мирного договора, заключенного с Персией в Туркманчае?

Задание 4. Кому принадлежат следующие высказывания и в связи с какими событиями они появились?

а) «Бунтовщик хуже Пугачева»;

б) «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского оружия не останется в царстве моем».
Задание 5. Объясните символический смысл крестного знамения у православных и его отличие от католического.
Задание 6. Определите, о правлении каких монархов говорится в эпиграмме, назовите государственные посты людей, приведенных в ней:

«Встарь Голицын мудрость весил.
Гурьев грабил весь народ, Аракчеев куролесил.
А царь ездил на развод.
Ныне Ливен мудрость весит.
Царь же вешает народ,
Рыжий Мишка куролесит,
И по-прежнему развод».
Задание 7. Назовите автора и произведение, которому предпослан следующий эпиграф. Назовите автора эпиграфа.

«Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий.

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий»?

Задание 8. Туалеты каких героев изображены в нижеприведенных отрывках? Назовите авторов и произведения.

а) «К окну поспешно он садится,

Надев персидский архалук,

В устах его едва дымится

Узорный бисерный чубук.

На кудри мягкие надета

Ермолка вишневого цвета

С каймой и кистью золотой,

Дар молдаванки молодой»

б) «Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик... Булавки дождем сыпались вокруг нее»

в) «...фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были как парик Людовика XIV; рукава a l imbecile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее, ушах».
Задание 9. Когда в Москве открыли памятник Н.В. Гоголю (проект скульптора Н.А. Андреева), в литературно-художественном кружке состоялся вечер, и кто-то предложил устроить конкурс на лучшее стихотворение-экспромт о памятниках Гоголю и Пушкину. Приз получил Гиляровский, написавший: «Гоголь сгорбившись сидит, // Пушкин гоголем глядит». Определите жанр изложенной выше истории.
^ Задание 10. Теория и история литературы.

а) В молодости Н.М. Карамзин сравнивал себя с Дон Кихотом, но называл себя рыцарем не «печального образа», а какого?

б) О каком известном русском поэте нижеследующие строки: «10 августа 1812 года...был принят в Московское ополчение поручиком. В день Бородинской битвы он находился в резерве, затем, будучи прикомандирован к штабу М.И. Кутузова, составляет в военной типографии листовки, бюллетени»?
в) Фольклорный жанр, опирающийся на народные предания и легенды. Термин, употребляющийся для обозначения народного стиля повествования;

г) Слово из последней ремарки А.С.Пушкина в трагедии «Борис Годунов»;

д) В какой повести Н.В. Гоголя упоминаются персонажи-однофамильцы двух известных немецких писателей?
Задание 11. Идейно-эстетический анализ художественного текста.
^

И. А. Бунин

Детство




Чем жарче день, тем сладостней в бору


Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.
1. Определите основную мысль стихотворения.

2. Найдите эпитеты, олицетворения.

3. Найдите архаизм, приведите современный синоним.

4. Определите  тип рифмы (во всех строфах) и стихотворный размер.
Задание 12. Напишите небольшую (на 2-3 страницы) творческую работу на тему «Зачем нам нужна художественная литература?».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconУрок в 8 классе (музыка, изо, история, литература) Тема: «Непокорённый Ленинград»
Цель: Выявить причины по которым фашисты, покорившие Европу и взявшие многие города ссср, не смогли прорвать оборону Ленинграда

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconУрок в 8 классе (музыка, изо, история, литература) Тема: «Непокорённый Ленинград»
Цель: Выявить причины по которым фашисты, покорившие Европу и взявшие многие города ссср, не смогли прорвать оборону Ленинграда

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Невесты, представляющие разные «царства» отрасли знаний (география, литература, математика, музыка, физкультура, история, изо, физика,...

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconIх заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Задания: нарисуйте иллюстрацию к этой музыке, напишите небольшое сочинение о своих впечатлениях после прослушивания. Какие эмоции...

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого?

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвертого?

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого?

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого?

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого?

Межпредметная заочная олимпиада литература, история, музыка, изо iconМежпредметная олимпиада
Тоня расставила 4 крестика на расстоянии 4 см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница