Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия




НазваниеПравославного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия
страница1/37
Дата публикации07.06.2014
Размер5.3 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37




Электронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета
Православие и современность. Электронная библиотека.
Протоиерей Георгий Флоровский
Пути русского богословия

Часть II

На пути к катастрофе.

(Кризис церковной культуры)



© Holy Trinity Orthodox School

Издание второе, исправленное и дополненное, 2003 год.
Содержание


Часть II

На пути к катастрофе.

(Кризис церковной культуры)

VI. Философское пробуждение

1. Начало «великого ледохода» русской мысли

2. Рождение «русского любомудрия»

3. Философский подъем тридцатых и сороковых годов

4. Историософия русской судь­бы

5. Западничество в среде славянофилов

6. Религиозные воззрения Гоголя

7. А.С. Хомяков — идеолог славянофильства

8. О месте и роли Церкви

9. Три периода русской философии

10. Религиозный кризис «возбужденных семидесятых»

11. Владимир Сергеевич Соловьев — трех­членная схема «вселенской теократии»

12. Николай Федорович Федоров — «блеск мечты не есть пламень благодати...»

13. Заключение

VII. Историческая школа

1. Общие предпосылки церковных преобразований

2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы

3. Столкновение косности и мечтательности

4. Новые попытки перевода Библии на русский язык

5. Реформа духовной школы

6. Начало научного осмысления Истории Церкви

7. Исторический ме­тод систематического богословия

8. Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие. Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский

9. Религиозный кризис 60-70 годов. Лев Толстой, как зеркало русской интеллигенции

10. Эпоха Победоносцева

11. Проблематика христиан­ской совести. Антоний Храповицкий

12. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев

13. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов

14. Заключение

VIII. Накануне

1. Время искания и соблазнов

2. 90-е годы Соловьева. (От религиозной мысли к религиозной жизни)

3. Петербургские «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 годов

4. Планы церковной реформы

5. Религиозная философия начала века

6. Заключение

^ IX. Разрывы и связи

1. Русская душа на роковом перекрестке. Завязка русской трагедии культуры

2. Ересь новых гносимахов. Ненужное богословие

3. Выпадение из богословского пре­емства — трагедия Русского Православия

4. Кризис обличительного богословия. «Православие призывается во свидетельство»

5. Новое богословское исповедание

6. Подвиг свидетельствовать, творить и созидать


^

VI. Философское пробуждение




1. Начало «великого ледохода» русской мысли



Гегель очень выразительно описывал процесс философского пробуждения. В сомнении и муках выходит сознание из безразличного покоя непосредственной жизни, из «субстанциального образа существования», подымается над житейской суетой, — и мир оказывается для него мыслительной загадкой или вопросом. Есть свои времена и сроки для философских рождений. И не вообще наступает время философствовать, но у определенного народа возникает определенная философия. Такому пробуждению всегда предшествует более или менее сложная историческая судьба, полный и долгий исторический опыт и искус, — теперь становится он предметом обдумывания и обсуждения. На­чинается философская жизнь, как новый модус или новая ступень народного существования...

Такое философское рождение или пробуждение, это распадение «внутреннего стремления» со «внешней действительностью», переживало русское сознание на рубеже двадцатых и тридцатых годов прошлого века...

Это был душевный сдвиг, прежде всего...

Приходит новое поколение, «люди тридцатых го­дов», — и все оно стоит под знаком какого-то беспокойства, какого-то крайнего возбуждения. «Паника усили­вается в мысли», говорит Ап. Григорьев,1 «и болезнь напряженности нравственной распространяется, как зараза». Это новое поколение чувствует себя в жизни как-то не­уютно, точно не на месте. Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний, этой отрави­тельной «рефлексии», какого-то нравственно-волевого раздвоения личности, не то тоски, не то грусти. Это был ядо­витый сплав дерзости и отчаяния, безочарования и большой пытливости. И отсюда жадное стремление выйти из настоящего. Так от начала «критический» мотив прихо­дит в философское самоопределение. И в разное люди того беспокойного поколения находили выход из этого неприютного настоящего, — кто в прошлое, кто в буду­щее. Кто готов был отступать назад, из «культуры» к «природе», в первобытную цельность, в патриархальное и непосредственное прошлое, когда, казалось, жизнь была героичнее и искреннее, («святое прежде» у Жуковского) — пастораль и «экзотическая мечта» характерны для той эпохи и на Западе. Другие уносились в предчувствиях небывалого будущего, вдохновенного и радостного...

Уто­пизм есть верная сигнатура2 эпохи...

Важно, однако, что именно философский пафос становится преобладающим в утопических грезах этих «замечательных десятилетий...»

Психологический анализ не исчерпывает вполне опыт тех лет. И недостаточно объяснять это беспокойство из трудных и тягостных социально-политических обстоятельств эпохи. Сдвиг проходил глубже. Еще менее удовлетворяет ссылка на подражание западной «роман­тической» моде. В русских исканиях и борениях слишком много чувствуется искренней, подлинной боли и страсти, чтобы можно было видеть здесь подражание или позировку. Верно, что то была очень впечатлительная эпоха, и западные впечатления были у нас тогда очень действенными. Но они вызывали и творческий отклик. «Книги пере­ходили и переходят у нас непосредственно в жизнь, в плоть и кровь...»

Мысль пробуждается. «Возникает некоторая необходимая для духа анархия», остроумно замечает Шпет3...

Как верно заметил Достоевский, то была эпоха, «впервые сознательно на себя взглянувшая...»

Повседневные загадки и вопросы текущей жизни стремительно сгущаются в философские вопросы...

Философская рефлексия становится неодолимой страстью. «О эти муки и боли души, — как они были отравительно сладки! О, эти бессонные ночи, — ночи умственных беснований вплоть до рассвета и звона заутрени!» (Ап. Григорьев) Экзальтация и сомнение странно сплавляются в единый отравительный состав...

В эти годы начинается «великий ледоход» рус­ской мысли, как удачно его назвал Гершензон4...

«Было время, когда слово «философия» имело в себе что-то магическое», именно об этом времени вспоминал впоследствии Ив. Киреевский. Уже в 1830-м году он открыто заявлял: «нам необходима философия, все развитие нашего ума требует ее». И предсказывал. «Наша философия должна развиваться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих настроений нашего народного и частного бытия.»..

Киреевский был вдвойне прав, — в характеристике, и в прогнозе...

В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к философии, какая-то философская страсть и тяга, точно магическое притяжение к философским темам и вопросам. В предыдущем поколении таким культурно-психологическим магнитом была поэзия, — теперь она уже перестает им быть. Начинается «прозаический» период и в литерауре. Из поэтического фазиса русское культурно-творческое сознание переходит в фазис философский. Впрочем, Киреевский говорил даже и так: «уже при первом рождении нашей литературы мы в самой поэзии искали преимущественно философии...»

И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и интересов родной жизни, рождается в те годы русская фило­софия. Рождается из историософического изумления, почти испуга, в болезненном процессе национально-исторического самонахождения и раздумья. И рождается именно русская философия, не только — философия в России. Ибо рождается или пробуждается русское философское сознание, — некто новый начинает философствовать. Рождается или становится некий новый «субъект философии...»

Русская мысль пробудилась над немецким идеализмом. Но не следует преувеличивать значение этой «рецепции немецкого идеализ­ма» в творческом сложении русской мысли. То было именно пробуждение, вспышка, увлечение, — дух захватило. Всего скорее можно говорить о некоем симпатическом зара­жении. «В начале ХIХ-го века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в ХV-м, — он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали какие-то баснословные предания, — его душу» (В. Одоевский, «Русские ночи»)...

Философские системы отзываются в загоревшихся душах целым хором отголосков. Вчитай­тесь в интимные документы тех поколений, в дневники и в переписку, в черновые тетради, — и становится очевидно, что подлинная «паника» захватила и взволновала души...

Вздрогнула и отклонилась стрелка некоего душевного сейсмографа...

Люди тех поколений не построили своих и новых систем. Они кажутся со стороны какими-то растерянными эклектиками. Они слишком много спорят и говорят, — говорят больше, чем пишут. Очень немногое из тогдашнего брожения окристаллизовалось в литературных формах. И, однако, совершилось самое важное — мысль пробудилась...

Это была духовная прививка, оплодо­творившая все русское культурное творчество, и надолго. Это было философское воспитание духа. Отсюда именно эта тончайшая пронизанность всей почти русской литературы и всего искусства вообще философской проблематикой и беспокойством...

Тогда настала эпоха романтизма в русской культуре, и романтизма не в литературе только, — еще более это было время романтизма в жизни. Речь идет, конечно, о жизни пробудившегося меньшинства...

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconУниверситета Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия...
...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconКнига православного богослова и патролога, доктора философии Оксфордского...
Оксфордского Университета, доктора богословия Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже епископа Илариона...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconДогмат и история
Источник: Протоиерей Георгий Флоровский «Догмат и история» Издательство Свято-Владимирского Братства

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconЭлектронная библиотека Российской государственной библиотеки (ргб)
Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета. Здесь вы можете найти литературу по истории, политике, философии,...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconМетодические рекомендации «подготовка и проведение государственных...
Рецензенты: В. Д. Миленко, ст преп кафедры зарубежной литературы и русского языка Севастопольского городского гуманитарного университета,...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconСомнений православие
Автор: М. М. Дунаев — профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconLib. Ru: Библиотека Максима Мошкова
Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета. Здесь вы можете найти литературу по истории, политике, философии,...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconИз прошлого русской мысли
Источник: Георгий Флоровский «Из прошлого русской мысли» Издательство «Аграф» Москва 1998 стр. 104-123

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconПравославного Гуманитарного Университета Дворкин Александр Леонидович...
Набрано по: Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. Нижний Новгород: Издательство Братства...

Православного Гуманитарного Университета Православие и современность. Электронная библиотека. Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия iconЮрий Максимов Православие и ислам Об
Русской Православной Церкви, автор пяти книг и свыше ста статей на темы взаимоотношений ислама и христианства, патрологии, богословия,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница