Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература»




Скачать 112.66 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература»
Дата публикации06.06.2014
Размер112.66 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_____________Т.С. Иванова

«____» _____________ 2013 г.
Программа вступительного испытания

(Бакалавриат)
«Литература»


Москва 2013

Содержание

  1. Форма проведения вступительного испытания

  2. Правила проведения вступительного испытания

  3. Программа:

3.1. Организационно-методические указания

3.2. Требования к владению материалом

3.3. Основные понятия и особенности

3.4. Содержание и критерия оценок

3.5. Список литературы для подготовки

1. Форма проведения вступительного испытания
Письменный экзамен по литературе – это экзамен, на котором проверяются знания, умения и навыки абитуриентов по литературе в объеме существующей программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Продолжительность экзамена – 3 астрономических часа (180 минут). Во время экзамена в вузе не допускается использование вспомогательных материалов: текстов художественных произведений, а также любой справочной литературы.

Содержание письменной работы по литературе оценивается по следующим критериям:

  • соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия,

  • знание программных художественных произведений, литературно-критических статей, особенностей литературного процесса,

  • стройность композиции, логичность и взаимосвязь всех частей работы,

  • правильность и достоверность подобранного фактического материала, аргументированность собственного отношения к произведению,

  • проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры.

При оценке речевого оформления сочинения учитываются:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи,

  • стилевое единство и выразительность речи,

  • число речевых недочетов.

Примечание: Оценивая письменный ответ по литературе, экзаменаторы не учитывают орфографических и пунктуационных ошибок.

Абитуриентам предлагается письменно ответить на два из четырех предложенных вопросов по выбору, причем первые два вопроса составлены на материале русской литературе 19 века, вторые два вопроса – по русской литературе 20 века.

.

^ 2. Правила проведения вступительного испытания

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011г. № 2895 «Об утверждении Порядка приема гражданам в имеющих государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» пунктами 42.1.,42.2., 43.

42. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности устанавливается вузом на соответствующее направление подготовки (специальность) по профильному общеобразовательному предмету, определенному Перечнем вступительных испытаний.

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме в виде собеседования, тестирования или путем их сочетания.

Программы дополнительных вступительных испытаний профильной направленности по общеобразовательным предметам формируется высшим учебным заведением на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

42.1. Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом ежегодными правилами приема.

42.2. Вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, проводятся в письменной и (или) устной форме в виде, определяемом ежегодными правилами приема.

43. Вступительное испытания, в том числе дополнительное вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Постарайтесь правильно распорядиться отведенным Вам временем. Получив задание, внимательно прочитайте вопросы, найдите соответствующие разделы программы, внимательно их прочитайте. Не пишите сразу набело, используйте черновик. Сначала набросайте общий план ответа, затем детализируйте его и после этого приступайте к изложению самого материала. Контролируйте время.

Не забудьте взять с собой на экзамен паспорт, пишущую ручку и эту программу.

Абитуриенту, опоздавшему на вступительное испытание, время на его выполнение не продлевается. Покинуть аудиторию абитуриент может в любой момент, завершив или прервав, таким образом, вступительное испытание, работа в этом случае все равно будет оценена.

Работы абитуриентов шифруются и не должны иметь никаких посторонних надписей.
3. Программа

3.1. Организационно – методические указания

Цель каждого абитуриента на вступительном экзамене – показать знания по литературе и умение излагать свои мысли грамотно, логично, хорошим литературным языком.

Во вступлении должен быть заявлен главный тезис, основная часть должна содержать развернутые аргументы, подкрепленные примерами из текста художественного произведения и подтверждающие этот тезис, в заключении необходимо сделать четкие выводы по основному содержанию работы. При этом необходимо помнить, что основная часть должна составлять приблизительно три четверти от общего объема работы.

После того как работа выполнена в черновом варианте, можно приступать к последнему этапу работы – редактированию текста, переписыванию его на чистовик и окончательной проверке.

Помните, что экзаменатор проверяет только чистовой вариант работы, не сверяя его с черновиком, и на этом основании выставляет оценку. Поэтому этап переписывания и окончательной проверки работы требует особого внимания и самого серьезного отношения.

^ 3.2. Основные понятия и особенности
Образец экзаменационного билета письменного экзамена по литературе

  1. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Идейные и психологические «двойники» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

  1. Сатин и Лука в пьесе М. Горького "На дне".

Своеобразие темы любви в лирике А.А. Ахматовой

Программа письменного экзамена по литературе для абитуриентов филологического факультета включает следующие произведения:

«Слово о полку Игореве».


М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Г.Р. Державин «Фелица», «Памятник».

В.А. Жуковский «Море», «Певец во стане русских воинов», «Песня».

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Медный всадник», стихотворения «К Чаадаеву», «Свободы сеятель пустынный», «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Зимний вечер», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Поэт», «Анчар», «Поэт и толпа», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще быть может…», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Моя родословная», «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…», «Мцыри», «Герой нашего времени», стихотворения «Парус», «Бородино», «Смерть поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («Я, Матерь Божия…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Дума», «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Есть речи - значенье…», «Воздушный корабль», «Тучи», «Родина», «На севере диком стоит одиноко», «Прощай, немытая Россия…», «Выхожу один я на дорогу…», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др.

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Мертвые души».

И.А. Гончаров «Обломов», «Мильон терзаний».

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» (по выбору абитуриента).

Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Д.И. Писарев «Базаров».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Цицерон», «Весенние воды», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Зима недаром злится…», «Не то, что мните вы, природа…», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим…», «Так, в жизни есть мгновенья…», «Эти бедные селенья…», «Молчи, прошу, не смей меня будить…», «Есть в осени первоначальной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Две силы есть – две роковые силы…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») и др.

А.А. Фет «На заре ты ее не буди…», «Я долго стоял неподвижно…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Непогода – осень – куришь…», «Поделись живыми снами…», «Шепот, робкое дыханье…», «Вечер» («Прозвучало над ясной рекою…»), «Еще майская ночь» («Какая ночь! На всем какая нега!»), «Певица» («Уноси мое сердце в звенящую даль…»), «Я повторял: “Когда я буду…”», «В дымке-невидимке…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «А.Л. Бржеской («Далекий друг, пойми мои рыданья…»), «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «На книжке стихотворений Тютчева», «Я тебе ничего не скажу…» и др.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения «Коробейники», «В дороге», «Тройка», «Родина», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Несжатая полоса», «Замолкни, Муза мести и печали…», «Внимая ужасам войны…», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Похороны», «Надрывается сердце от муки…», «В полном разгаре страда деревенская…», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Орина, мать солдатская» и др.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» (по выбору).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой «Война и мир».

А.П. Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» и другие рассказы по выбору абитуриента, «Вишневый сад».

«Серебряный век» русской поэзии: Н.С. Гумилев, В.Я. Брюсов, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам и др. (по выбору абитуриента).

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».

М. Горький «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне».

А.А. Блок «Двенадцать», «Соловьиный сад», стихотворения «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «Незнакомка», «Русь», «О, весна без конца и без краю…», «Когда вы стоите на моем пути…», «На поле Куликовом…», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «На железной дороге», «Сердитый взор бесцветных глаз…», «Ты – как отзвук забытого гимна…», «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…», «Перед судом», «Коршун» «Скифы» и др.

А.А. Ахматова «Реквием», стихотворения (по выбору).

С.А. Есенин «Анна Снегина», стихотворения «Край любимый, сердцу снятся…», «В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Зеленая прическа», «Песнь о собаке», «Я покинул родимый дом…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Заметался пожар голубой…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая…», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Письмо к матери», «Персидские мотивы», «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Неуютная жидкая лунность…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…» и др.

В.В. Маяковский «Во весь голос», «Левый марш», «Необычайное приключение...», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и др.

М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (по выбору).

А.П. Платонов «Котлован».

А.Н. Толстой «Петр Первый».

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору), «Судьба человека».

А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Великая Отечественная война в русской литературе 1940–1990-х годов (К. Симонов, В. Гроссман, К. Паустовский, А Фадеев, В. Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Быков и др. – по выбору).

Нравственные и социальные проблемы в литературе 1960-1990-х годов (В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, Ю. Домбровский, Ю. Трифонов, В. Шукшин, В. Дудинцев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ф. Искандер и др. – по выбору).
^ 3.3. Содержание и критерия оценки

Баллы

Содержание

Кол-во ошибок в содержании и речевом оформлении

От 95-100

по школьной системе

«отлично»

Тема раскрыта полно, убедительно с отличным знанием текста произведения и др. материалов, продемонстрировано умение мыслить

Не более 1 фактической ошибки, или одной речевой

От 85-94

по школьной системе

«отлично»

Тема раскрыта полно, убедительно с хорошим знанием текста произведения и др. материалов, продемонстрированы интеллектуальные умения.

допустимы 1-2 фактических или речевых недочета

От 80 – 84

по школьной системе

«хорошо»

сочинение, достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, показывающее хорошее знание литературного материала, умение обосновывать свои мысли, делать выводы и обобщения.

допустимы 2-3 неточности в содержании или 2-3 речевых недочета




От 70 – 79

по школьной системе

«хорошо»

сочинение, достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, показывающее хорошее знание литературного материала, умение обосновывать свои мысли, делать выводы и обобщения

допустимы 3-4 неточности в содержании или 3-4 речевых недочета

От 60 -69

по школьной системе «удовлетворительно»

тема раскрыта неполно или есть отклонения от темы, нарушения в последовательности изложения материала, допущены фактические ошибки, частично проявлено умение делать выводы и обобщения.

допущено 4-5 неточностей в содержании или 4-5 речевых недочетов

От 41-59

по школьной системе «удовлетворительно»

тема раскрыта неполно или есть существенные отклонения от нее, материал изложен нелогично, фрагментарно,частично проявлено умение делать выводы и обобщения.

допущено 5-6 неточностей в содержании или 5-6 речевых недочетов

От 0 до 40

по школьной системе «неудовлетворительно»

тема не раскрыта, допущена нелогичность в повествовании, нет выводов и обобщений, бедный словарный запас

количество фактических и речевых ошибок превышает допустимые нормы



^ 3.4. Список литературы для подготовки

При подготовке к экзамену по литературе советуем использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные Федеральным агенством по образованию РФ, а также следующие пособия:

  1. Русская литература XVIII – XIX веков. Русская литература. ХХ век. Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1995.

  2. Русская поэзия XVIII века. Хрестоматия. Сост., автор вступ. статей и коммент. С.А. Джанумов. М.: Просвещение, 1996.

  3. Русские писатели XI – начала XХ века. Биобиблиографический словарь. Книга для учащихся. Под ред. Н.Н. Скатова. М.: Просвещение, 1995.

  4. А.А. Смирнов. Пособие по русской литературе. Для поступающих в вузы. М.: МГУ, 1993.

  5. Русская литература XХ века. Пособие для абитуриентов. Под ред. Бугрова Б.С., Кормилова С.И. М., 1995.

  6. От Крылова до Чехова. Пособие для абитуриентов по русской литературе. Под ред. Катаева В.Б. М., 1995.

  7. Статьи о русской литературе. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1996.

  8. Арефьева И.Н., Фрик М.В. Литература Х1Х века на уроках русского языка. Пособие-практикум для старшеклассников и абитуриентов. - СПб: "Паритет", 2002.

  9. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М., 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру 45. 04. 01 «Филология»
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по «Литературе»...
В ней конкретизируется содержание тем и компетенций, прописанных в образовательном стандарте, и определяется инвариантная часть учебного...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconФорма проведения и программа вступительного испытания на базе профессионального...
К каждому вопросу даются 4 варианта ответов, из которых только один верный. Максимальное количество баллов по итогам выполнения всех...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку соответствует...
Форма проведения вступительного испытания для поступающих на программы высшего профессионального образования (бакалавриат) – экзамен...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания по предмету «Литература» Программа...
«Литература» предназначена для абитуриентов, поступающих по специальности 072601. 51 «Декоративно-прикладное искусство и народные...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих на образовательную...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания по литературе
Вступительное испытание по литературе – это проверка знаний по истории и теории литературы, полученных в средней школе. Программа...

Программа вступительного испытания (Бакалавриат) «Литература» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по дисциплине «Литература»
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры литературы Ульяновского государственного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница