Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна




Скачать 90.26 Kb.
НазваниеУрок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна
Дата публикации02.06.2014
Размер90.26 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Открытый урок литературы
Раздел: Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды»
Вид занятия: литературно-музыкальная композиция.
Цель занятия:

  • расширить и углубить представление уч-ся об А.И. Куприне – мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком;

  • показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека;

  • соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства – литературу, музыку.


Знать:

  • вехи творчества писателя;


Уметь: анализировать произведение.
Тип урока: активный диалог.
Используемый материал: таблицы, учебник, раздаточный материал.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ:
Любовь всесильна: нет на земле ни горя – выше кары ее,

ни счастья – выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир
I. Организационный момент.

  • приветствие;

  • доклад старосты об отсутствующих на уроке;

  • постановка целей и задач урока.


II. Вступление
Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.
^ Её глаза на звёзды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И всё ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Преподаватель: Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.
^ Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?
Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. « Любить,- писал Л.Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: « Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо».

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
^ III. Беседа по содержанию рассказа
- О чем произведение Куприна? почему оно называется «Гранатовый браслет»?

( В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями» - символ любви и трагедии в судьбе героя. )

- Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идет: лето сменяется осенью, молодость – страстью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада)

- Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

(Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.)

-Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от « сердечной недостаточности»?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих…К мужу относится как к другу – «прежняя страстная любовь давно ушла»; спасает его от полного разорения.)
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

- Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

( Студенты находят в тексте характеристики гостей и зачитывают)

- Кто из гостей изображен с симпатией? Почему?

( Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого ,но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил «русскими, мужицкими чертами»,»добродушно-веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой»… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью». Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви , для которой «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость»).

- Что же «счастливо-чудесное» произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова)

-Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать её автору? Как же относится к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдет подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

-Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять,ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шейн произнес слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: «… Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…»)

- Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

( Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности – «громадное счастье». Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него « единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё».)
^ Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…»

- Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

( В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием?

(Князь Шейн: « Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

- Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по –настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека». Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: «В комнате пахло ладаном..»

-Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона).

-Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Аносова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»).

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюбленный в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд , он понимал: « между ним, «маленьким человеком», и ею – непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюбленный осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущенные муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращен, а Желтков поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

- Почему Куприн по-иному осмыслил «курьёзный случай» и ввёл в свой рассказ трагический финал?

( Трагический финал производит большое впечатление, придает необычайную силу и весомость чувству Желткова).

-Как вы думаете какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: «..Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и , целуя её большие прекрасные руки, закричала…»)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната Бетховена №2).

-Почему Желтков «заставляет» Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались веё уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно «это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твоё»).

-Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

-В чем по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

-Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности)

-Давайте найдем не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены «заплеванной лестнице дома, в котором живет Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода»).

-Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная «Желтков» и преувеличенно громкая, тройная «Мирза – Булат - Тугановский». Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная «филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты», и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

-Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чем смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? какую традицию русской литературы 19 века продолжил писатель в этом произведении?

( Смысл рассказа – показать благородство души простого человека ,его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. « Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)
^ IV Заключение.



К. Паустовский говорил, что «Куприн плакал над рукописью « Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами.. говорил, что ничего более целомудренного не писал». Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.
V Домашнее задание (ответить письменно)
Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconУрока по литературе. Тема урока. Особенности художественного воплощения...
Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет”

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconПрограмма: Г. С. Меркин. Тема урока: рассказ а. И. Куприна «куст сирени»
...

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconПлан-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое...
Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconУрок литературы в 7 классе учитель : Самсонова Л. Н. Тема урока:...
Тема урока: «Разнообразные жанры в творчестве Лермонтова». «Молитва», «Ангел», «Романс», «Песня»

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconУрок литературы в 9 классе Тема: Болдинская осень в творчестве А. С. Пушкина
Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconСтихи о любви в творчестве любого поэта занимают главное место. А как же иначе?
Стихи о любви в творчестве любого поэта занимают главное место. А как же иначе? Одно из самых прекрасных человеческих чувств воспели...

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский

Урок литературы Раздел: Тема любви в творчестве А. И. Куприна iconУрок внеклассного чтения в 9-м классе Тема урока: «Езда в остров любви»
М. Цветаевой, установили органическую связь ее с философией любви начала XX века. Вам было дано задание: выбрать стихи о любви и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница