Закончить хочется стихами




Скачать 152.83 Kb.
НазваниеЗакончить хочется стихами
Дата публикации28.05.2014
Размер152.83 Kb.
ТипЗакон
www.lit-yaz.ru > Литература > Закон


Работа с художественной тканью текста как приём

анализа литературного произведения

Мы нередко в школе говорим о физическом здоровье детей, забывая о том, что тело – ещё не весь человек, что у нас есть ещё душа и дух. А вот русским классикам было очень хорошо известно, что причины всех нестроений человеческой жизни кроются в духовной сфере.

Изучение в школе русской классической литературы можно уподобить иммунным прививкам, которые делаются от инфекционных заболеваний. Глубокое и внимательное чтение русской литературы – это «прививка» от пошлости, агрессии, цинизма и безвкусицы. И поможет нам в этом анализ художественной ткани текста.

Филологический анализ литературного произведения, как его определяют учёные - филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и функциональностью ( от лат. Fictio –выдумка, вымысел ); и как форма обращения к миру, т.е.как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определённая коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5).

«Произведение» и «текст» - это не синонимы. Текст – это и первичная данность сотканной ткани произведения, и словесная форма его выражения, а произведение – это и замысел автора, и строй, и его смысл. Следовательно, говоря образно, мы идём от текста к произведению.

Работая над анализом художественного текста, мы, конечно, пытаемся проникнуть в художественную ткань, суть, «основу содержания» (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожёгов и Н.Ю.Шведова) произведения. Мастер слова, словно кружевница, создаёт для нас своё детище. А нам нужно бережно разобраться в сотканной для нас словом ткани. И эта ткань, словно плащаница, покрывает образ задуманного автором. Приоткрывая завесу, заглядывая в тайну и душу художника, надо поклониться этой великой плащанице (ткани) – великому слову и образу, которые, слившись, помогают нам разобраться в художественной ткани текста.

Слово художественным становится тогда, когда мы, приоткрыв ткань (завесу), видим некий сверхсмысл. Кроме того, каждое слово, имеющее свою окраску, т.е. слово – метафора, слово – символ, сами являются реалиями, требующими от читателя определённых знаний.

С помощью образа (ткани) мы пытаемся «преодолеть» отделённость слова, увидеть те сочетания, которые помогают ощутить целостность произведения.

Всё это мы должны объяснить и показать своим ученикам в практике анализа художественного произведения.

Закончить хочется стихами:

Вот я стою у светского портрета –

Как если б у иконы я стоял.

В чём истинная миссия поэта?

Он в мир выводит свет первоначал –

И это свет нетварный, нерекомый!

Созвучья озарились изнутри –

И стих взмывает: лёгкий – невесомый.

Расправь крыла – и широко простри.

И оторвись от косного, земного!

Достав до звёзд Персея и орла,

Ты убедись: в начале было слово –

В тебя его энергия вошла.

«О. Кипренский. Портрет Пушкина». Лучизм. Альманах Ю.Линника.

Предлагаю приоткрыть завесу ткани, проанализировав содержание уникальной поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием».

В поэме есть такие строки:

^ Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“ (3, 29).

Заглянем под сотканный художественным словом поэтессой покров, поклонимся плащанице её образов, и увидим душу, которая спасёт нас.

Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №979 Новосёлова С.Ю.

^ Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой «Реквием»»

Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста и показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве и биографии.

^ Учитель: Новоселова С.Ю., 11 класс

Конспект урока.

Оборудование урока:

На доске: 1.Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием»».

2. Эпиграф: «Я - голос ваш, жар вашего дыхания,

Я - отражение вашего лица…»

3. Портреты А.Ахматовой

4. Словарная работа: реквием, апокалипсис.

5. Компьютер, проектор, экран.

CD-ROM: В.А. Моцарт «Реквием»

Видеофильм: «А.Ахматова «Листы из дневника»

А.Ахматова читает «Вместо предисловия»

А.Демидова читает «Эпилог»

Слайды для мультимедийного проектора:

  1. Тема урока.

  2. Цель урока.

  3. Эпиграф.

  4. Стихотворение «Молитва».

  5. Понятие «реквием».

  6. «От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвый, ни живым». А.С. Крюков.

  7. «Посвящение». «И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих» Апокалипсис «Откровения Иоанна Богослова».

  8. Понятие «апокалипсис».

  9. А.С.Крюков.

  10. А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

  11. Поэма «Реквием».

  12. Карточка.

  13. Родина в понимании А.Ахматовой.

  14. Художественные образы.

  15. Картина В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

  16. 17. Впечатления - «Реквием».

18.Приговор

  1. Распятие.

  2. Богоматерь.

  3. Родина – мать.

  4. 23. Заключение. Подведение итогов.

Листы с поэмой А.Ахматовой «Реквием».

Именные карточки (слайд 12).

Буклет-памятка с домашним заданием.

Подготовленные сообщения учащихся:

1.История создания поэмы «Реквием».

2.Словарная работа: текст, произведение, ткань, плащаница, реквием, апокалипсис.

3.Сообщения о стрельцах и их женах с опорой на картину.

Домашнее задание на этот урок:

1.Прочитать поэму А.Ахматовой « Реквием».

2.Определить тему произведения.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: Тема нашего урока - это «Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»».

Слайд 2.

Сегодня мы будем анализировать содержание поэмы через художественную ткань текста и разберёмся, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Андреевны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве и биографии на примере поэмы.

Перед нами уникальное произведение, текст которого вы прочитали.

Как вы думаете «текст» и «произведение» это одно и то же?

Ученик: Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание»)

Произведение - создание, творение, плод творчества художника (Викисловарь)

Учитель:. Текст – это и первичная данность сотканной ткани произведения и словесная форма его выражения, а произведение – это и замысел автора, и строй, и его смысл.

Ребята, а что обозначает слово «ткань»?

^ Ученик: Это «Основа содержания» (Толковый словарь русского языка .С.И. Ожёгов и Н.Ю Шведова)

Учитель: В поэме много библейских образов, и поэтому хочется провести параллель между тканью и плащаницей Иисуса Христа и Богородицы. Плащаница - это плат большого размера с живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.

Ткань, плащаница…

В поэме есть такие строки:

Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“

Что за «покров» «соткала» поэтесса?

Может ли в один ряд встать слово «покров» с «тканью» и «плащаницей»?

Заглянем под сотканный художественным словом поэтессой покров, поклонимся плащанице её образов, и увидим душу, которая спасёт нас.

Слайд 3.

Ахматова - это всегда тайна. Тайна в особом даре сопереживания, способности перевоплощаться. Ещё задолго до «Реквиема», в 1922г., она написала в стихотворении «Многим»:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица…

Ахматова чувствует единство с теми, о ком пишет и в 1917г., и в 1922, и в 1937, и в 1941гг, выражая сознание своей причастности ко всему, что происходит в России, и в личной ответственности за происходящее. У неё, как у многих людей ее круга, была возможность покинуть страну, но она посчитала своим долгом принять те испытания, которые выпали на долю России.

Слайд 4. И главная молитва Ахматовой – это молитва за Россию:

Дай мне горькие годы недруга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Так писала она в 1915г в стихотворении «Молитва».

Но предмет нашего пристального внимания сегодня – поэма «Реквием», писавшаяся с 1935г по 1940г.

Слайд 5. ( Звучит Моцарт «Реквием»). 2 мин.

Это музыкальное произведение имеет то же название, что и у Ахматовой. В записных книжках Анны Андреевны слово «реквием» написано латинскими буквами, и для себя поэтесса определила его как «вдохновение, мастерство, труд». Выясним, что означает слово «реквием» по словарю

Ученик: из Большого энциклопедического словаря: «Вечный покой даруй им, Господи»- это заупокойная месса, богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.

Учитель: назвав так свою поэму Ахматова, открыто заявляет о том, что её поэма – это надгробная слово. А.С. Крюков – литературовед, литературный критик, публицист, педагог, доктор филологических наук утверждает:

Слайд 6. «От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвым, ни живым».

Давайте разберёмся, почему?

Слайд 7. Начнем с « Посвящения». Учитель читает наизусть. Найдите строки, передающие все силу и тяжесть материнского горя.

^ Ученик: Перед этим горем гнуться горы,

Не течет великая река…

Учитель: Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса»

«И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих».

Слайд 8. Что такое «Апокалипсис»?

^ Ученик: Библейская книга, содержащая пророчества о «конце света»

Учитель: Почему, как вы думаете, Ахматова использует апокалипсическую картину?

Ученик: Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, двинулись с места.

Слайд 9. Учитель: Вы действительно правы. Исследователь творчества А. Ахматовой А. С. Крюков так обобщает апокалипсическую тему: «Поэма погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния, отнимая всякую надежду. Апокалипсический лик смерти явлен с потрясающей реальностью, спасенья нет». В поэме есть цитата «каторжные норы». Откуда она?

^ Слайд 10.Ученик: А.С. Пушкин стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Когда-то А.С. Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Учитель: С какой целью поэтесса включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив «каторжные норы»?

^ Ученик: Поэтесса специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, т.к. они страдали и гибли за высокую цель.

Учитель: А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой?

^ Ученик: Это бессмысленные страдания, они безвинные жертвы сталинского террора.

Учитель: Их безвинность и приводит поэтессу к «смертной тоске». Расскажите, какой факт из биографии поэтессы дал толчок для написания поэмы?

(Сообщение ученика об истории создания поэмы)

Слайд 11. Учитель: Только ли семейная трагедия послужила поводом для написания «Реквиема»?

Ученик: Нет

Учитель: А что еще?

Ученик: ^ Нельзя говорить о поэме как исключительно, о семейной трагедии, т.к. «Реквием» - это воплощение народной беды, горя, трагедии.

Учитель: Сейчас вы услышите голос Ахматовой. (2 мин.) Это не только голос матери, но и голос историка. (А.Ахматова читает «Вместо предисловия»).

Слайд 12. Учитель: Возьмите карточку, впишите туда найденные в «Посвящении» эпитеты, сравнения. Запишите, какое настроение они создают. (1 мин.)

^ Ученик: Гнетущее, тяжёлое, чувство одиночества. Мы можем прочувствовать тяжесть материнского горя.

Учитель: Какой вывод можно сделать, кому посвящает Ахматова свою поэму?

^ Ученик: Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.

Учитель: А теперь скажите, какое местоимение использует здесь поэтесса?

^ Ученик: Мы, им, я – это личные местоимения.

Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей..

Учитель: Сейчас я назову вам слово, вы запишите в карточке ( в таблице), какие ассоциации оно у вас вызывает. Закройте глаза, чтобы сосредоточится, не отвлекаться, и то, что сразу возникает в вашем воображении, вы мне опишете.

Слайд 13. Итак, это слово – Родина.

А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление»). Впишите во 2-ой столбик. Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова? Что вы написали?

^ Ученик: Родина – это живой человек, женщина которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «чёрных марусь»

Учитель: Какие поэтические приёмы использовала поэтесса, чтобы показать весь ужас происходящего?

Слайд 14.Ученик: Гротеск

Учитель: Что это?

Ученик: Сильное преувеличение – «только мёртвый, спокойствию рад»

^ Метафора – переносное значении слова. «Звёзды смерти стояли над нами».

Учитель: А с точки зрения композиции (построения)?

Учитель: Это экспозиционный фон, на котором будут разворачиваться события.

Учитель: Читаем наизусть 1 часть. Какое событие здесь описано? Арест.

Учитель: Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

^ Ученик: На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.

Учитель: Что напоминает вам эта часть? Народный плач, заупокойный плач женщины.

Учитель: Почему « я, как стрелецкие жёнки»?

Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

Слайд 15 картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

(Сообщение учащихся о стрельцах с опорой на картинку. 2м.)

Учитель: Во все времена судьба сыновей и мужей – погибать, матерей – их оплакивать. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Ко 2-ой и 3-ей частям некоторые из вас создали слайд, опираясь на свои впечатления. Прокомментируйте.

Слайд 16. Ученицы читают наизусть и комментируют. (Цвет. Повторы. Болезненное состоянии души).

Ученица читает наизусть 4 часть.

Учитель: Что такое Кресты? ^ Тюрьма в Петербурге.

К кому обращены слова 4 части. К себе.

Слайд 17. Что происходит с героиней?

Ученик: Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.

Учитель: Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что твориться за тюремными стенами. Оттуда редко возвращались. Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Слайд 18. Ученица читает 5 часть наизусть.

Учитель: Выделите глаголы.

^ Ученик: Кричу, зову, кидалась, перепуталось. Не разобрать, ждать, глядит, грозит.

Учитель: Что обозначает глагол? Действие.

Что глаголы помогают выразить поэтессе?

Ученик: ^ Героиня хочет что-то предпринять, она мечется в безысходной ситуации.

Учитель: Много ли глаголов в конце этой части?

Ученик: Нет. Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели.

Учитель: Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.

^ Ученица читает наизусть 6 часть.

Учитель: А теперь перечитайте сами 7-9 части, в 7 найдите строчки, которые помогут сформулировать основную идею этой части.

Слайд 18 Надо память до конца убить.

Почему? ^ Так как героиня предчувствует «светлый день и опустелый дом».

Кому приговор? И сыну и матери.

Учитель: В 8 и 9 частях какое настроение?

^ Ученик: Ужас застилает глаза героине, она обращается к смерти, а в 9 ужас усиливается настолько, что, находясь в безумном бреду, она не помнит себя.

Слайд 19, 20 Учитель: Прочтите название 10 части. Распятие. Читают наизусть.

Почему Мать написана с большой буквы?

^ Ученик: Поэтесса обращается к библейскому сюжету. Это светлый образ Богоматери

Учитель: Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

Ученик: Одно горе у матерей. Любая мать, теряющая сына, сближается в горе с Богоматерью.

Учитель: Образ Богородицы в „Реквиеме“ является не просто лишь одним из „ликов“ героини, он требует своего осмысления как один из главных, а может быть и главный, образ поэмы. Обращение к образу Божией Матери помогло Ахматовой обозначить истинный масштаб происходящего, подлинную глубину горя и страдания, выпавших на долю Матери узника ГУЛАГа,— и таким образом создать монументальное эпическое обобщение. Показательно, что в „Реквиеме“ образ Богородицы появляется не только в сцене Распятия, т. е. тогда, когда поэт обращается непосредственно к евангельскому сюжету. Образ этот венчает поэму. Его появление в „Эпилоге“ символично: „Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“ У поэтессы уже встречался в ранних стихах образ Богородицы, желающей укутать в платок младенца.

В молитве матери есть такие строки: «Не дай Бог пережить своих детей». Это страшно.

Мы подходим к последней части – «Эпилогу», но прежде чем мы услышим его, я хочу вас спросить:

-В каком году написана поэма? 1935-40 гг.

А не кажется ли вам, что поэтесса особым материнским чутьём предчувствует какое-то общее горе?

^ Ученик: Она предчувствует тяжкие испытания, которые выпадут на плечи народа во время войны.

Учитель Да, Ахматова поэтесса чести, и образ матери «Реквиема» приходит в блокадный Ленинград. Учитель читает стихотворение «Постучись кулачком – я открою».

Стихотворение посвящено мальчику-соседу, погибшему в Ленинграде при бомбёжке, Вале Смирнову. Чувствуете ли вы здесь материнскую заботу?

Слайд 21. Теперь своим скорбными материнским чувством она обнимает всех детей. И постепенно перевоплощается в образ Матери-Родины.

А теперь рассмотрим композиционную схему, как бы подведя итог вышесказанному.

От какого лица а начале идёт повествование?

^ Ученик: От первого. Это я.

В тюремных очередях её просят описать события, и она говорит дальше мы, рассказывая о народной трагедии, обращаясь к прошлому -- «стрелецким жёнками» и декабристам, сравнивая с настоящим и предчувствуя новую беду (войну).

Учитель: И заканчивает в «Эпилоге» - „Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов». Слово «покров» в поэме многозначно. Это и платок, согревающий всех страдающих. Это и плащаница, покрывающая как сына, так и Мать. А талант поэтессы, через образ Богоматери, приводит её к вселенной скорби. Поэма - это и Всемирный Собор, созывающий русский народ.

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 г. Это последняя часть – «Эпилог». (Слушаем чтение «Эпилога» А.Демидовой)

Слайд 22.Давайте подведём итог: почему поэма не даёт «ни покоя, ни света, ни мёртвым, ни живым?»

^ Ученик: Это крик боли «стомильонного народа», выпавшему жить в страшное время. Нельзя об этом забывать. Поэма - памятник матери, будет вечным символом скорби всех страдающих женщин.

Слайд 23.Учитель: Посмотрите на цель урока. Как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой?

Ученик: Осознание своего предназначения поэта и роли поэта в судьбе народа позволили ей подняться над своими страданиями и утратами, осознать их смысл, уловить связь событий.

Учитель: Хочется вернуться опять к слову «покров» и увидеть ещё одно значение, о котором мы говорили в начале урока.

Соткала покров из подслушанных слов.

Как вы думаете, смогли ли мы заглянуть под сотканный покров художественного слова Анны Ахматовой? Разгадать тайну ткани её слова в поэме? Наверное, чуть-чуть.

Обратимся к эпиграфу поэмы, который был написан в 1961г.

Читаем эпиграф. Что вы можете сказать?

Ученик: Она никогда не покидала Родину, и всегда была опорой другому человеку.

Учитель: Об этом говорит и эпиграф нашего урока

Читаем его.

Ученик: Она потому и может рассказать о страданиях от имени всех, что имеет на это право: она разделила и вынесла те же страдания.

Учитель: Когда перелистываешь книгу Ахматовой, вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредёшь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и поэзии этой «бездомной страницы» был Дом, который служил ей во все времена её верным и спасительным прибежищем. Этот Дом-Родина, родная русская земля, этому Дому она с юных лет отдала все свои самые светлые чувства.

Домашнее задание: В воспоминаниях А.Наймана об А.А.Ахматовой есть записи, согласно которым поэтесса «чувствовала», что её поэма воспринимается как «литература разоблачений». Когда за рубежом стали восторгаться поэмой как поэтическим документом эпохи, она прокомментировала: «Да, там есть одно удачное место – вводное слово «к несчастью» - «там, где мой народ, к несчастью, был», - напомнив, что это всё-таки стихи, а не только «кровь и слёзы». Докажите, что «Реквием» - стихи, а не только «кровь и слёзы».

Презентация к уроку.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закончить хочется стихами iconКнига первая. «Хочешь ли ты жить?»
Кому не хочется жить?! Или – хотя бы выжить?! Думаете, вопрос праздный? Да ещё и глупый… Разве не понятно, что всем хочется жить…...

Закончить хочется стихами iconНазовите номер телефона для сообщения о пожаре?
Он кидает участникам по очереди мяч, при этом начинает говорить стихотворную строчку, участник должен поймать мяч и закончить стихотворение....

Закончить хочется стихами iconЗакончить в срок, и был не прибран дом

Закончить хочется стихами iconA a, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh, II, Jj, Kk, LL, Mm, Nn, Oo, Pp,...
Обезьянка Пэм не успела дописать рассказ о своём друге. Помоги ей закончить предложения

Закончить хочется стихами iconA a, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh, II, Jj, Kk, LL, Mm, Nn, Oo, Pp,...
Обезьянка Пэм не успела дописать рассказ о своём друге. Помоги ей закончить предложения

Закончить хочется стихами iconA a, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh, II, Jj, Kk, LL, Mm, Nn, Oo, Pp,...
Обезьянка Пэм не успела дописать рассказ о своём друге. Помоги ей закончить предложения

Закончить хочется стихами iconА закончить описание праздничного вечера хотелось бы строками стихотворения
Праздничный концерт, посвященный Дню милиции прошел 8 ноября в дк «Заброденский»

Закончить хочется стихами iconВесна. Подснежники. Девчонки
Весна вообще всегда долгожданная. Хочется снять теплую куртку, рассыпать по плечам золото волос, надеть балетки… Хочется идти по...

Закончить хочется стихами iconУчитель Иванова предложила своим ученикам самую актуальную тему для...
Вот интересно, а учителя радуются началу учебного года? Им не хочется, чтобы каникулы были подольше. Мне вот, например, очень хочется....

Закончить хочется стихами iconЗадание 1
Задание 2: Помогите закончить стихи. Слова для справок: ракета, конфета, вагон, ли­мон, ёж, дождь, цель, ель



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница