Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)»




НазваниеПрограмма включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)»
страница1/18
Дата публикации27.05.2014
Размер1.95 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа по русскому языку для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторская программа конкретизирует содержание образовательно­го стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разде­лам и темам курса. Примерная программа выполняет три основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участни­кам образовательного процесса получить представление о целях, со­держании, общей стратегии обучения, воспитания и развития уча­щихся средствами данного учебного предмета

^ Организационно-планирующая функция предусматривает примерное распределение часов.

Контролирующая функция заключается в том, что примерная про­грамма может использоваться для итоговой и промежуточной аттеста­ции учащихся.

Рабочая программа является ориентиром для составления ав­торских учебных программ и учебников.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность ав­торского выбора вариативной составляющей содержания образова­ния. При этом авторы учебных программ и учебников могут предло­жить собственный подход в части структурирования учебного матери­ала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым при­мерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предос­тавляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
^ Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов требования к уровню подготовки выпускников.

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы:

«Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)»;

«Система языка (языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции)»;

«Русская культура в языке и речи (культуроведческая компетенция)».

Раздел «Речь и речевая деятельность» содержит систему речевед-ческих понятий: общение, текст, тема и содержание текста, основная мысль, структура текста; функционально-смысловые типы речи; сти­ли речи; виды речевой деятельности. Содержание обучения речевой деятельности раскрывается в терминах умений и навыков.

Во втором разделе — «Система языка» — язык представлен как систематизированный курс с его традиционными подразделами: фо­нетика, орфоэпия, словообразование, лексика и фразеология, синтак­сис, сведения о русском языке. Отбор материала указанных разделов осуществлен на основе учета типологических трудностей русского языка для нерусских учащихся: отсутствие некоторых грамматических категорий в родном языке, расхождение в способах выражения тех или иных значений (категории рода, одушевленности и неодушевлен­ности, предложно-падежная, видо-временная системы и пр.).

В разделе «Русская культура в языке и речи» описан круг явлений русской культуры, с которыми должны познакомиться учащиеся на­циональных школ в процессе изучения русского языка.

Содержание разделов изложено изолированно, однако развитие речи связывается с изучением каждого раздела, каждой темы система­тизированного языкового курса.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются уме­ния и навыки устной и письменной речи, которые должны быть сфор­мированы на основе изученного теоретического материала. Такая структура программы обеспечивает практическую направленность изучения всего курса русского языка и соответствует сложившейся традиции.
^ Общая характеристика учебного предмета

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он яв­ляется государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык — важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учашихся.

Обучение русскому языку в V—IX классах должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточ­ный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для его последующего развития и совершенствова­ния при наличии значимой для учащихся речевой практики.

Программа базируется на современных подходах к обучению язы­ку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в основной школе являются принципы коммуникативности и сознательности.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой це­ли предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное прибли­жение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуни­кативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятель­ность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения сво­бодного владения русским языком.

Принципы коммуникативности и сознательности в своей сово­купности определяют сознательно-коммуникативный подход к обуче­нию русскому языку в школе с нерусским языком обучения.

Второй подход, реализуемый в обучении русскому языку, — культуроведческий. В соответствии с этим подходом обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов обучение русскому языку предпола­гает:

— взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и языковой системы;

- учет родного языка, предполагающий: с одной стороны, опору а знания, умения, навыки учащихся, полученные на уроках родного языа, с другой стороны — предупреждение его интерференции;

- преемственность и перспективность обучения.
Цели

Изучение русского языка в основной школе направлено на достиэкени ведующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности средству общения и получения знаний в разных сферах человече­ской деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникатив­ных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях обще­ния, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенство­вании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функциониро­вании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистиче­ских ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифициро­вать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативнос­ти, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять инфор­мационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической языковедческой), культуроведческой компетенции, которые определяют основные содержательные линии предмета.

^ Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, ;психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ; этапах (V-VII, У1П-1Х классы).

^ Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение знаний о языке как знаковой системе и общественномм явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обших ведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировние способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

^ Культуроведческая компетенция предполагает осознание ж формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

дачи предмета русский язык в школе с родным (нерусским) языком обучения:

освоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии; овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка; формирование способности общаться на русском языке в бытовой, уебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах; формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях рус­ого народа, его материальной и духовной культуре, о социокульрных стереотипах речевого общения.

^ Место предмета в федеральном базисном учебном плане

5щий объем часов, отводимых на русский язык в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации[ составляет 630 часов. Программа рассчитана на 570 часов, в том: в V—VII классах — по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю VIII—IX— классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.

В рабочей программе отражен региональный (национальный) компонент, на который в федеральном БУПе отводится примерно 10% учебного времени от 630 часов, что составляет 60 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

изучения русского языка способствует развитию логического умения учащихся: в ходе обучения приобретаются умения анализироать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления…

В процессе изучения русского языка у учащихся формируются умения, а именно: добывать самостоятельно знания, пользоваться учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.

^ Результаты обучения

результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат компоненты: знать/понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь-владение конкретными умениями и навыками русского языка


ПРОГРАММА

Русский язык

V класс (138 ч)
1 Повторение пройденного в I—IVклассах (8ч)

I. Значение изучения русского языка в национальной школе (вступи­тельная беседа).

Произношение и правописание слов с безударными гласными, звонки­ми и глухими, твердыми и мягкими, шипящими согласными, с ь и ь раз­делительными знаками.

П. Совершенствование навыков произношения в составе слова русских звуков, особенно трудных для учащихся данной национальности. Совер­шенствование навыков русского литературного произношения и правопи­сания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными и согласными, со стечением согласных.

Речь

I. Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологи­ческая, выразительные средства устной речи (тон высказывания, логичес­кое ударение, паузы, темп речи, громкость голоса, мимика, жесты).

П. Умения:

— выразительно читать тексты (отдельные отрьшки из художественных произведений), содержащие диалог;

— формулировать вопросы, отвечать на них, принимать участие в бе­седе на темы, связанные с учебой, трудом, экскурсией;

— составлять диалог по теме и ситуации;

—— воспроизводить содержание услышанного и прочитанного;

— самостоятельно строить высказывания;

— составлять рассказ о детских играх, работе, прогулке и записывать его.
^ Текст (10ч)

I Текст. Тема текста. Тема широкая, тема узкая. Основная мысль тек­ста. Смысловые части текста. Простой план. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение (практически).

Умения:

— определять тему и основную мысль текста, выраженную в заглавии или в одном из предложений; определять и формулировать основ­ную мысль текста;

— делить текст на смысловые части и составлять план текста в форме вопросительных и повествовательных предложений;

—создавать зачин текста;

—употреблять различные способы и средства связи предложений в тексте и строить концовку текста;

— определять типы речи.

Здесь и далее количество часов по классам дано примерное.
^ Синтаксис и пунктуация (26ч)

I. Словосочетание и предложение, их различие.

Связь между словами и словосочетаниями в предложении.

П. Умения:

— определять связь слов в предложении по вопросам;

— употреблять именные, глагольные и наречные словосочетания (су­ществительное + существительное, глагол + существительное в кос­венном падеже, прилагательное + существительное, притяжательное местоимение + существительное, порядковое числительное + сущест­вительное, глагол + наречие).

I. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, воп­росительные, побудительные. Восклицательные предложения. Их интони­рование. Средства выражения вопроса и побуждения.

П. Умения:

— пользоваться в речи побудительными и восклицательными пред­ложениями, интонировать их, выделять голосом нужные по смыслу слова;

— участвовать в беседе с товарищами.

I. Главные члены предложения. Способы их выражения. П. Умения:

— употреблять в предложениях подлежащие, выраженные существи­тельными, местоимениями, сочетанием существительных, инфи­нитивом; сказуемые, выраженные глаголами в личной форме со­вершенного и несовершенного вида; связкой + существительное (местоимение, прилагательное); глаголом в личной форме несовер­шенного и совершенного вида + инфинитив;

— использовать повтор и согласование видо-временных форм сказуе­мых в качестве межфразовой (параллельной) связи.

I. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение. Порядок слов в предложении с второстепен­ными членами предложения.

П. Умение употреблять в речи распространенные предложения с до­полнениями, выраженными существительными в косвенных падежах без предлогов и с предлогами для обозначения прямого и косвенного объекта; с согласованными определениями, выраженными прилагательными, указа­тельными и притяжательными местоимениями; с несогласованными опре­делениями, выраженными существительными; с обстоятельствами, выра­женными существительными с предлогами и без предлогов, наречиями.

I. Предложения с однородными членами. Интонация и знаки препина­ния. Союзы при однородных членах.

П. Умение пользоваться предложениями с однородными членами, ин­тонационно правильно произносить такие предложения и ставить знаки препинания в них.
^ Лексика и фразеология (6ч)

I. Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначные и однозначные слова. Первоначальные сведения о фразео­логических оборотах.

Знакомство с русско-национальным и национально-русским, толко­вым, орфографическим словарями.

П. Обогащение и активизация словарного запаса. Знакомство с новыми словами и фразеологизмами.

Умения:

— употреблять в речи однозначные и многозначные слова;

— группировать слова по лексическим темам;

— пользоваться двуязычными, толковыми и орфографическим слова­рями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconПояснительная записка Содержание образования включает разделы, соответствующие...
Ле «Речевая компетенция» задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения учащихся в говорении (диалогическая...

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconПояснительная записка Содержание образования включает разделы, соответствующие...
Ле «Речевая компетенция» задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения учащихся в говорении (диалогическая...

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconПояснительная записка. Содержание образования в 5 классах Речевая компетенция
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом...

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconРабочая программа театрального кружка «Удивительный мир сказок»
Занятия проводятся 1 раза в неделю по подгруппам и индивидуально в течение 1 года. Программа состоит из 4-х разделов: «Художественно...

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconРабочая программа по английскому языку 6 класса включает следующие...
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconРабочая программа по английскому языку 5 класса включает следующие...
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconРабочая программа по английскому языку 9 класса включает следующие...
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconУчебно-методический комплекс по русскому языку Класс
Умк включает в себя следующие разделы: рабочая программа, технологические карты учебных блоков, контрольно-измерительные материалы....

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconСамостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация...
Самостоятельная речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых...

Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница