Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»




Скачать 81.22 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
Дата публикации25.05.2014
Размер81.22 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Князева Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ п. Светлополянск

Верхнекамского района Кировской области
Урок литературы в 11 классе по теме

«Поэзия Серебряного века. Моё открытие».

Технологическая карта урока.
Методическая тема урока: Развитие детской одаренности средствами литературы

Класс: 11

Предмет: Литература

Тема урока: «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»

ТДЦ:

  1. Обобщить знания, умения и навыки по теме «Поэзия Серебряного века», проконтролировать выполнение творческих индивидуальных заданий.

  2. Развивать навыки выразительного чтения, совершенствовать умение интерпретировать поэтический текст, способствовать развитию речевой деятельности, логического мышления, творческих способностей учащихся.

  3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к поэзии, самостоятельность.

^ Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Методы: метод проектов, частично-поисковый, исследовательский.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная работа

Средства обучения: литература (произведения поэтов Серебряного века), ИКТ, дидактический материал, иллюстрации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент. Целеполагание и мотивация

Постановка задач урока

Выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Моим стихам…» и его осмысление

2. Обобщение и систематизация теоретических знаний по теме «Модернистские течения в поэзии Серебряного века»

Акцентирует внимание учащихся на выступлении

Компьютерная презентация – обобщение теоретических знаний

3. Этап практического применения знаний и умений – творческая индивидуальная деятельность

Направляет деятельность учащихся

Защита творческих заданий:

  • Исследование «Поэты Серебряного века и Пушкин»;

  • Эксперименты поэтов Серебряного века (акростих);

  • Реклама презентации «Константин Дмитриевич Бальмонт»;

  • Романс (музыкальность поэзии Серебряного века);

  • Защита созданных иллюстраций.

4. Этап информирования о домашнем задании

Ответить на вопросы викторины или прокомментировать высказывания поэтов, подготовить остальные выступления, ответить на вопрос «Что явилось для меня открытием на этом уроке?»

Записывают домашнее задание в дневник

5. Этап подведения итогов урока

Подводит итоги, выставляет оценки

Осмысление, самовыражение, самореализация на уроке. Монологическая речь учащихся


На протяжении всего урока учащиеся заполняют таблицу (рефлексия этапов урока и всего урока).

^ Ожидаемый результат: знание материала учащимися, совершенствование культурного развития учащихся, их творческих способностей.
Конспект урока

Цели:

  1. Обобщить знания, умения и навыки по теме «Поэзия Серебряного века», проконтролировать выполнение творческих индивидуальных заданий.

  2. Развивать навыки выразительного чтения, совершенствовать умение интерпретировать поэтический текст, способствовать развитию речевой деятельности, логического мышления, творческих способностей учащихся.

  3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к поэзии, самостоятельность.


Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.И. Цветаевой «Моим стихам…» (читает учащийся).

  • Так писала Марина Ивановна Цветаева в 1913 году. Этим стихотворением она как бы предугадала судьбу поэтов своего поколения. Ими восхищались или их отвергали при жизни, многих предали забвению после революции. Их стихи были запрещены, забыты, считались упадническими. И вот стихам этих поэтов настал свой черед. Они восстали из небытия. Мы восхищаемся поэзией Серебряного века, мы спорим о ней, пытаемся понять, что-то отвергаем, а что-то принимаем.

  • И сегодня на уроке вы поделитесь с нами тем, что стало вам близко из огромного наследия русской поэзии Серебряного века.

- Что включает в себя понятие «Серебряный век русской поэзии»? (Отвечает учащийся)

3. Ответившему ученику запала в душу поэзия Александра Александровича Блока.
А чем заинтересовались вы? (Отвечает другой учащийся)

4. Поэзия Серебряного века продолжает традиции русской поэзии ХIХ века. Представители всех течений в той или иной мере касаются имени Солнца русской поэзии. Сейчас мы прослушаем результаты исследования «Поэты Серебряного века и Пушкин».

(Рассказ ученицы о своем исследовании)

- Что заинтересовало вас в этом докладе?

5. Творчество поэтом Серебряного века привлекает нас своими экспериментами. Один из них – это создание акростихов.

(Доклад одного из учеников)

- Кому посвящен акростих Николая Степановича Гумилева?

- Я предлагаю вам познакомиться с видами акростиха: телестих, месостих, зигзаг, лабиринт. Выясните их значение по словарю, попробуйте найти примеры.

6. Творчество Анны Андреевны Ахматовой заинтересовало одного из учеников, и он приготовил реферат-презентацию «Тема любви в творчестве А.А. Ахматовой»

(Реклама презентации учащегося)

7. – Любовь – это музыка. Стихи о любви как по волшебству превращаются в песни и романсы, проникновенные, задушевные. Одна из черт поэзии Серебряного века – музыкальность. Давайте послушаем романс на стихи М.И. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа».

(Романс исполняет ученица)

8. – Когда вы слушали романс, у вас возник зрительный образ лирической героини. Стихи Серебряного века сами просятся на полотно художника.

(Выступление двух учащихся: Чтение стихотворения Есенина «Корова» и иллюстрации учащихся к нему)

9. – Итак, домашнее задание: на выбор – письменно прокомментировать высказывания поэтов или ответить на вопросы викторины, которую составил заранее один из учеников. Возможно творческое задание – приготовить фильм или презентацию по изученной теме.

10. – К сожалению, мы ограничены во времени и нам приходится подводить итог этого урока. Так что же вы открыли для себя в Серебряном веке русской поэзии?

(Отвечает один из учеников)

- Дополните ответившего.

11. Выставление оценок. Заполненные листочки «^ Мои мысли, чувства, вопросы, замечания по поводу…» сдать.

Мои мысли, чувства, вопросы, замечания по поводу…


Выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Моим стихам…»




Презентация-обобщение «Поэзия Серебряного века»





Исследование «Отношение поэтов Серебряного века к Пушкину»




Акростих (эксперименты Серебряного века)




Реклама презентации «Константин Дмитриевич Бальмонт»




Романс на стихи М.И. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»




Иллюстрирование прочитанного стихотворения




Развернутый ответ на вопрос «Что я открыл для себя в поэзии Серебряного века». Дополните выступление своими мыслями.





^ Мне запало в душу…

Меня поразило…

Я открыл для себя…

Мне захотелось узнать…
Материал для домашнего задания

Викторина по поэзии серебряного века.
1. Докажите, что Н.С. Гумилев посвятил эти сроки А. Ахматовой:

Аддис-Абеба – город грез

На берегу ручьев прозрачных.

Небесный див тебя принес

Алмазный, средь ущелий мрачных.

2. Широко известная строчка В.Я. Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Попробуйте воспроизвести все стихотворение.

3. Закончите стихотворение А. Ахматовой:

Кто женщину эту ославливать будет,

Не меньше ли мнится одна из утрат.

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за … …

4. Назовите наиболее характерные черты поэтики Серебряного века в целом.

5. Назовите имена наиболее известных поэтов-символистов.

6. Термину «акмеизм», как обозначению направления, соответствовали еще два термина. Какие? От каких слов происходили эти термины?

7. Как поэты понимали принципы акмеизма?

8. От какого слова произошел термин «футуризм»? Как называется русский аналог этому слову?

9. Определите, к какому из направлений: символизму, акмеизму или футуризму – относится фрагмент:

На полярных морях и на южных

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны –

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель…

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

10. Царскосельская гимназия – какие имена Серебряного века связаны с этим классическим заведением?
Прокомментируйте данные высказывания В.Г. Белинского и поэтов Серебряного века.

  1. Поэзия воспринимается сердцем и уже им передается голове. (В.Г. Белинский)

  2. Я надеюсь создать поэзию, чуждую жизни, воплотить настроение, которого жизнь дать не может. (В.Я. Брюсов)

  3. Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными…

Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей. (В. Хлебников)

  1. Верь в звук слов: смысл тайн в них. (В.Я. Брюсов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий)...
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы...
Цели: дать понятие обучающимся о понятии Серебряный век и процессах, происходящих в литературе в период Серебряного века; развивать...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок семинар по литературе в 11 классе на тему «Поэзия Серебряного века»
Акмеизм. Характерные черты. Н. Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А. Ахматовой

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок литературы по поэзии «серебряного века»
Цели: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУроков литературы в 11 классе по теме «Основные литературные течения...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок литературы в 11классе «Мы были музыкой во льду …»
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconУрок литературы в 5-м классе Тема урока: Связь веков. Стихи поэтов...
Познакомить с творчеством поэтов “серебряного века” Иваном Алексеевичем Буниным, Анной Андреевной Ахматовой, Всеволодом Александровичем...

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» iconСписок литературы по программе 9 класса Древнерусская литература
Поэзия Серебряного века: А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, Н. А. Заболоцкий

Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» icon«Поэзия «Серебряного века»
Мы предлагаем изучение данной темы в системе с 5 класса. Таким образом, к 11классу будут накоплены фактические знания о поэтах. Сознание...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница