Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»




НазваниеРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
страница1/11
Дата публикации23.05.2014
Размер1.27 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
c:\users\adm\documents\panasonic\mfs\scan\20131205_150223.jpg

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова на 2013\2014 учебный год. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 год.

  • Федеральный перечень учебников на 2013\2014 учебный год.

  • Программа формирования универсальных учебных действий.

  • Образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ им. А. Н. Арапова (по УМК «Гармония»).

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013\2014 учебный год.

  • Локальный акт образовательного учреждения (Положение об учебной рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения).

Концепцией (основной идеей) программы является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.

Программа реализует образовательную область «Философия» и ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования для данной образовательной области и предмета

Программа реализуется в течение 2013\2014 учебного года обучения в начальной школе, 2 года изучения предмета.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач:

  • ^ Личностные задачи

1) Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2) Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

3) Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4) Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5) Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином

российского общества, уважающим историю своей Родины.

6) Формирование привычки к рефлексии.

7) Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8) Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9) Развитие мышления, внимания, памяти.

10) Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.


  • Метапредметные задачи

  1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения

к обучению.

  1. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

  2. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

  3. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения

с другими школьными предметами.

  1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

  2. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой

и отечественной художественной литературой.

  1. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

  2. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном

пространстве.

  1. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении,

письме.


  • Предметные задачи

  1. Формирование положительной мотивации к чтению.

  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

  3. Развитие воссоздающего воображения.

  4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

  5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных

впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

  1. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

  2. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.

  3. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию

форме литературного произведения.

  1. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

  2. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

  3. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения

и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

  1. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.

  2. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

  3. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях,

в Интернете.

  1. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

  2. Развитие литературных способностей.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа.

Возможны и письменные работы6 небольшие по объёму – ответ на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально, для этого подбираются дополнительные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Вид уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

  2. урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗРЗВУ;

  3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

  4. урок обобщения и систематизации знаний УОСЗ;

  5. урок проверки. Оценки и контроля знаний – УПОКЗ



  1. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

    1. Программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой (учебно-методический комплект «Гармония»; Смоленск: издательство «Ассоциация XXI век», 2012.

    2. рабочая программа в полном объёме соответствует авторской программе по предмету

2.3 основные цели изучения курса «Литературное чтение»:

- создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

- содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;

- создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владение техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка: овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; приобщение к литературе как искусству слова; приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

^ Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

  • широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

  • соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения (Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению).

В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно-ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «в едёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного.

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) — таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

  • обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

  • систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;

  • сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Таким образом, методический аппарат учебников и учебных пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в Программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.

Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.


  1. ^ Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане


Учебный предмет «Литературное чтение» во 2 классе реализует образовательную область «Филология». Программа и материал УМК рассчитан на 4 часа в неделю, 35 учебных недель, 140 часов в год.


  1. ^ Описание ценностных ориентиров учебного предмета «Литературное чтение»




  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




  1. ^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» на конец 2 класса.


К концу 2 класса у учащихся должны сформироваться следующие читательские умения:

  • ^ Осмысленность чтения

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

-    выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-    пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

-    отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-    опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-    определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-    уметь прогнозировать содержание читаемого;

-    осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-    формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-   выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

  • ^ Правильность чтения:

плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

  • Скорость чтения:

К концу учебного года — 50-60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».

  • ^ Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

-  повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

-соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

-  передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

-  пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

  • ^ Работа с текстом и книгой

Школьники должны уметь:

- выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

- определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

- выявлять авторское отношение к персонажам;

- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

- характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

-  выделять эпизод из текста;

- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;

-  подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;

- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

- ориентироваться в книге;

- работать с содержанием (оглавлением);

- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).

  • ^ Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

- расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

- осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

- воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

-  получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

  • ^ Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

-  говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

- читать по ролям;

- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

- графически иллюстрировать прочитанное;

- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

-  готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

^ Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий средствами предмета

«Литературное чтение», конец 2 класса

  • Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям.

  • ^ Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.

  • ^ Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах (П-1.); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения.

  • ^ Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.




  1. ^ Содержание тем учебного курса.

4ч в неделю, всего 140ч


^ Раздел учебного курса, кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

Учимся читать: Читая — думаем (29 ч.)

Произведения современной отечественной литературы. Умение различать типы книг (изданий), виды информации с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстрированный материал, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Оценка иллюстрации к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи и музыки. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опроных слов. Умение пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Декламация произведений. Чтение наизусть. Умение выделить событие или события, составляющие основу художественного произведения . Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Умение различать типы книг (изданий), виды информации (научная, художественная). Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдение норм литературного произношения.

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть). Различение жанров произведений.


Воспринимают на слух художественное произведение.

Определяют эмоциональное

состояние персонажа и эмоциональный характер текста.

^ Читают выразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения.

Рассуждают о пользе и необходимости обучения и умения хорошо читать.

^ Заучивают наизусть и декламируют стихотворный текст. Читают молча, а также вслух

плавно и выразительно.

Читают выборочно.

Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанного произведения.

Иллюстрируют прочитанное.

Составляют рассказ на заданную тему.

^ Выбирают и читают книги на

заданную тему.

Осваивают орфоэпические нормы.

Соблюдают при чтении логическое ударение.

Определяют подтекст, причинно-следственные связи.

Сравнивают произведения.

Определяют тему текста.

Озаглавливают произведения

способом соотнесения заголовков с текстами.

Сравнивают три произведения,

находя в них общее. Воспринимают на слух стихотворное произведение в исполнении учителя.

Прогнозируют читаемое по содержанию и эмоциональной

окраске.

Соотносят рисунок с текстом.

Отвечают на вопросы к тексту.

^ Ищут и читают книги на заданную тему.

Читают выборочно, находя

нужный фрагмент по заданному

параметру.

Выявляют подтекст.

Характеризуют персонажей.

Отвечают на вопросы к тексту.

Наблюдают за применением

приёма звукописи (ассонанса).

Обращаются к словарям.

Составляют словарик произведения.

^ Читают по ролям. Определяют главную мысль произведения.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке.

- формировать положительную

мотивацию к обучению и к чтению.

– формировать национальное

самосознание.

– формировать экологическое

сознание.

– развивать рефлексию.

– формировать нравственно-

этические ориентиры.

– формирование личных качеств – организованности, целеустремлённости.

Регулятивные:

-способность к волевому усилию;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

– выдвигать цель при выразительном чтении (целеполагание).

– следовать инструкции.

– контролировать себя при чтении.

– принимать, удерживать и ре-

ализовывать учебную задачу.

– формировать привычку к самоконтролю.

– оценивать результаты своей

деятельности.

Познавательные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- строить сообщения в устной форме.

-приводить сравнения классифицировать

предметы по заданным критериям;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений.

– ориентироваться в тексте.

– анализировать произведение c точки зрения эмоционального

характера.

– анализировать прочитанное с

целью соотнесения темы произведения с пословицами.

- анализировать произведение

с целью выявления причинно-

следственных связей.

– выявлять общее в содержании двух произведений.

– ориентироваться в группе текстов.

– сравнивать литературные

произведения.

– анализировать прочитанное

с целью определения недостающего (по смыслу) слова.

– конструировать предложения.

– дифференцировать уже известную и новую информацию.

– анализировать прочитанное с

целью характеристики персонажей.

– составлять план текста.

– анализировать текст для выявления его идеи.

Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;

-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать дру-

гого, соблюдать правила общения.

– аргументировать своё мнение.

– создавать монологический

текст.

– создавать монологический

текст.

– сотрудничать при подготовке, проведении и анализе игры «Радиотеатр».


Иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение по ролям, инсценировки, фронтальный опрос

^ Учимся читать: Читаем правильно (10 ч)

Различие жанров произведений. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с произведением зарубежной литературы.

Юмористические произведения классиков детской литературы. Характер героя, его поступки и их мотивы. Способ чтения: целыми словами. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Чтение по ролям.

^ Читают правильно и выразительно вслух.

Учатся соблюдать орфоэпические нормы.

Читают по ролям.

Выбирают и читают книги на

заданную тему.

Выявляют подтекст.

Выявляют и формулируют

идею произведения.

Отвечают на вопросы к тексту. Определяют, от чьего имени ведётся повествование.

^ Делают словесное описание.

Читают по ролям.

Инсценируют прочитанное.

Находят и читают книги по за-

данной теме. Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют жанр произведения.

Обмениваются читательским

опытом.

Личностные:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

-положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные:

-способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

Коммуникативные:

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по сотрудничеству;

- постановка вопросов;

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное и графическое рисование.

^ Учимся читать: Читаем быстро (8 ч)

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы. Сравнение народных и авторских скороговорок. Способ чтения: целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произведения. Работа над развитие речи, памяти, дикции.

^ Читают вслух бегло, правильно

и выразительно.

Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок.

Сравнивают два произведения – народное и авторское.

Иллюстрируют прочитанное.

^ Находят и читают книги.

Участвуют в конкурсе.

Определяют жанровое своеобразие произведений.

Анализируют заголовок.

Прогнозируют тематику текста

перед чтением.

Личностные:

– приобщаться к национальной

культуре через устное народное творчество.

– развивать эстетическое чувство юмора.

– формировать ценностные

ориентиры.

– формировать нравственно-

этическую ориентацию.

– развивать рефлексию.

– формировать положительную

мотивацию к обучению.

– развивать эмпатию.

Регулятивные:

– действовать по инструкции.

– принимать и удерживать учебную задачу.

– развивать навык самоконтроля при чтении.

– принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

– оценивать результаты своей

деятельности.

– развивать навыки контроля и самоконтроля при чтении.

Познавательные:

– ориентироваться в книгах;

– анализировать учебный материал по заданным параметрам.

– ориентироваться в тексте.

– анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики

– прогнозировать.

– анализировать заголовок для

выявления его ироничного подтекста.

– анализировать произведение

с целью выявления образа лирического героя и его характе-

ристики.

– анализировать текст для определения его эмоционального ха-

рактера.

Коммуникативные:

– формировать навыки учебного сотрудничества при организации соревнований и конкурсов.

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

– аргументировать своё мнение.

Иллюстрирование изучаемых произведений, выразительное чтение по ролям, инсценировки.

^ Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч)

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Осознанность и выразительность чтения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям. Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть).

Произведения о приключениях. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Различие жанров произведений: малый фольклор и литературные формы.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами описания. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Понимание содержания литературного произведения. Работа по формированию навыка составления партитуры для чтения, выразительного чтения.

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям. Работа над формированием навыками чтения по ролям. Приобщение к культуре театра. Работа над: постановкой: действия, сюжетные картинки, определение круга действующих лиц, составление их характеристик.

^ Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Тренируют мелодику разговорного голоса.

Участвуют в обсуждении заданной темы.

Словесно иллюстрируют произведение.

Учат наизусть стихотворение.

^ Выбирают и читают книги на

заданную тему. Читают вслух осмысленно, правильно и выразительно.

Читают выборочно.

Выявляют причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы к тексту.

Сочиняют на заданные тему и

жанр.

Характеризуют персонажей.

Определяют эмоциональное

состояние персонажей.

^ Словесно описывают интерьер.

Читают по ролям.

Рассказывают о своих предпочтениях.

Выделяют главное в содержании текста.

Определяют эмоциональный

характер произведения.

Инсценируют прочитанное.

Иллюстрируют прочитанное.

Определяют эмоциональный

характер фрагментов текста.

^ Выбирают и читают книги на

заданную тему.

Работают над партитурой для

выразительного чтения (отмечают паузы).

Заучивают наизусть стихотворный текст и декламируют его.

Личностные:

– развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический вкус.

– развивать рефлексию.

– формировать нравственно-

этическую ориентацию.

– развивать эмпатию.

– развивать чувство юмора.

– развивать рефлексию.

– формировать смыслообразование.

Регулятивные:

– принимать и удерживать учебную задачу.

– развивать навык самоконтроля при чтении.

– принимать и реализовывать

учебную задачу.

– контролировать себя при чтении.

– развивать умение оценивать

результаты деятельности.

– ставить перед собой исполнительскую задачу.

– оценивать результаты своей

деятельности.

– ставить и реализовывать исполнительскую задачу.

Познавательные:

– ориентироваться в тексте.

– ориентироваться в книгах.

– анализировать текст для определения его эмоционального характера.

– анализировать текст для выявления мотивации, причинно-

следственных связей.

– анализировать текст с целью характеристики персонажей

– анализировать текст с целью нахождения в нём главного содержания.

– анализировать произведение с целью выявления его эмоционального характера, а также определения настроения персонажа.

– обобщать мораль басни.

– выделять главное (в предложении, в тексте).

Коммуникативные:

– вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

– аргументировать своё мнение.

– сотрудничать при проведении

соревнования.

– прислушиваться к мнению одноклассников.

– составлять высказывание определённого жанра на заданную тему.

– составлять небольшое высказывание.

– прививать навыки сотрудничества.

– проявлять навыки взаимопомощи и сотрудничества.

- аргументировать высказывания.

– учитывать мнение окружающих.

– сотрудничать при проведении совместной творческой деятельности.

– составлять текст определённого жанра на заданную тему.

Творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текста по аналогии) и по картинке, продолжение прочитанного.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 3 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова...
«Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О. В. –Смоленск: Издательство...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса...
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно:...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»,...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
«Литературное чтение» Л. А. Ефросинина (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб и доп....

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана...
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. М., «Просвещение», 2011...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо)

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов...
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями...

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса "литературное чтение"
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница