Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века




НазваниеСимволизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века
страница1/4
Дата публикации21.05.2014
Размер0.64 Mb.
ТипАвтореферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Темиршина Олеся Равильевна
Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века
Специальность 10.01.01 – Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора филологических наук

Москва

2012

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ХХ века филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Научный консультант доктор филологических наук, профессор

Авраменко Альберт Петрович
^ Официальные оппоненты Пинаев Сергей Михайлович

доктор филологических наук, профессор,

Российский университет дружбы народов,

профессор кафедры русской и зарубежной литературы


^ Кихней Любовь Геннадьевна

доктор филологических наук, профессор,

Институт международного права и экономики

им. А. С. Грибоедова,

профессор кафедры истории журналистики и

литературы


^ Дубова Марина Анатольевна

доктор филологических наук, доцент,

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт,

профессор кафедры русского языка
^ Ведущая организация Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского

Защита состоится 18 октября 2012 г. в 16:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.32 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова (1-й учебный корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан «___» _________2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук, профессор Голубков Михаил Михайлович
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Русский символизм как продуктивная художественная система, повлиявшая на становление поэзии второй половины ХХ века, в настоящий момент изучен явно недостаточно. Возможно, что это связано со сложностями, которые могут возникнуть в ходе подобного сопоставительного анализа.

Существует целый ряд работ, где символизм исследуется в аспекте типологических сопоставлений1. Во всех этих исследованиях отмечается связь символизма с русской и мировой культурой. Так, А.П.Авраменко указывает на то, что «А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Гоголь, Ф.Достоевский и даже Н.Некрасов – среди тех, кого символисты называли своими великими предшественниками»2. Однако эта связь дается либо «ретроспективно», либо же выявляются факторы влияния символизма на литературу рубежа веков. Однако символизм не только ориентировался на предшествующие культурные эпохи, впитывая в себя их опыт, не только оказывал огромное влияние на хронологически близкие течения и направления, но и обусловил перспективное развитие русской поэзии второй половины ХХ века.

Так, в некоторых современных поэтических течениях совершенно отчетливо реализуются символистские тенденции. Представители метареалистической поэзии (И.Жданов, А.Парщиков, О.Седакова) тяготеют к символистским художественным формам, что выражается в использовании архетипических образов и мотивов, сложности текстов, обращении к различным культурно-философским и литературным системам. Эти же черты присущи поэтическому стилю многих поэтов «новой формации»: творчеству рок-поэтов (например, лирике Б.Гребенщикова, О.Арефьевой, А.Башлачева, Д.Ревякина) и поэзии некоторых представителей авторской песни (творчеству Б.Окуджавы, В.Высоцкого3). Все это свидетельствует о том, что символистский компонент в поэзии второй половины ХХ века оказывается исключительно сильным, а сам символизм предстает как «контрапункт отечественной и мировой культуры, в котором стягиваются силовые линии важнейших притязаний нашего национального духа – религиозного, философского, социального, художественного характера»4.

Однако вопрос о символизме как о продуктивном факторе поэзии последних десятилетий ХХ века, который определяет ряд важнейших тенденций ее развития, до сих пор не был поставлен, что и обусловливает актуальность нашего исследования. Актуальность работы связана и с ее теоретическими аспектом: в настоящий момент одной из центральных проблем современного гуманитарного знания становится проблема типологии и исторического развития культуры5, соотнесенная с осмыслением разнородного культурно-исторического материала и выработкой общих методик его анализа6. Именно поэтому одной из насущных задач современного литературоведения становится разработка типологического аспекта литературной традиции.

Отсюда цель работы – выявить функции символизма как продуктивного компонента поэзии последних десятилетий ХХ века, вычленив закономерности типологического взаимодействия разных поэтических систем.

Цель исследования определяет его задачи:

  1. Разработать методику типологического сопоставления разных поэтических систем, базирующуюся на выявлении их общей мировоззренческой основы.

  2. Выявить базовые миромоделирующие установки символизма и описать структуру символистской модели мира, обусловленную его главными философско-эстетическими параметрами.

  3. Вычленить в творчестве А.Белого, К.Кедрова, И.Жданова, Б.Гребенщикова типологические признаки, доказывающие принадлежность их поэтических систем к одному типу поэтики.

  4. Определить принципы творческого освоения символистской традиции в поэзии последних десятилетий ХХ века.

В качестве основного метода в работе используется метод структурно-типологического сравнения, который позволяет определить общие принципы развития и трансформации той или иной литературно-эстетической общности.

^ Объектом работы являются поэтические системы А.Белого, Вяч.Иванова, А.Блока, И.Жданова, К.Кедрова, Б.Гребенщикова; философско-теоретические работы А.Белого, Вяч.Иванова, А.Блока, К.Кедрова.

Определяя объектные границы работы, мы сознательно ограничили круг изучаемых поэтов, руководствуясь принципом наибольшей культурной репрезентативности. Именно поэтому в качестве главной фигуры нами был выбран А.Белый.

Ключевая роль А.Белого в диссертационном исследовании обусловлена двумя факторами. Во-первых, общепризнанно, что А.Белый был наиболее «радикальным символистом». Это значит, что символистская эстетика и поэтика предстают в его творчестве в наиболее «чистом» (подчас даже «экспериментальном») виде. Во-вторых, творчество А.Белого до сих пор кажется исключительно современным: соединение научных и художественных поисков, разработка культурфилософии, теоретичность поэзии и философичность лирики - все это делает А.Белого одной из главных фигур русской культуры ХХ века и оправдывает возможность типологического сопоставления его творчества с творчеством ряда поэтов второй половины столетия.

Что касается поэтов последних десятилетий ХХ века, то здесь мы были вынуждены избрать наиболее репрезентативные имена в силу самой специфики исследовательского подхода. Тип поэтики в работе понимается как сложная система взаимосвязанных признаков, поэтому для обнаружения этой системы в отдельной поэтике, необходимо подвергнуть последнюю глубокому и тщательному анализу. В связи с этим расширение круга имен представляется нецелесообразным, ибо в таком случае исследование вышло бы за границы всех мыслимых объемов. Однако в ходе анализа для выявления общих тенденций развития поэзии последней трети ХХ столетия мы обращались к творчеству Т.Кибирова, В.Аристова, А.Парщикова, С.Гандлевского, О.Седаковой, Д.Ревякина, О.Арефьевой, Г.Алексеева.

^ Предмет работы – миромоделирующие основы символизма и система структурно-типологических черт символистской поэтики, воплощенная в мотивно-сюжетных, образных, тропеических структурах в лирике младосимволистов и в русской поэзии последних десятилетий ХХ века.

Новизна работы связана со следующими теоретическими и практическими аспектами.

  1. В диссертации впервые исследованы принципы семиотической соотнесенности символистского типа поэтики с общесимволистской моделью мира, вычленены способы его реализации в индивидуально-авторских поэтических системах.

  2. Определено влияние пространственного компонента на поэтическую семантику символистского типа поэтики, показана роль «языка пространства» в образовании лирических сюжетов и тропообразовании.

  3. Выявлен ряд типологических констант в поэзии А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова, что позволило понять роль символизма как продуктивного фактора развития поэзии последних десятилетий ХХ века.

^ Положения, выносимые на защиту.

  1. Схожесть мотивно-образных систем не является релевантным признаком для отнесения разных поэтик к одному типу, при определении типологических соответствий главным критерием будет сходство структурных принципов их построения.

  2. Тип поэтики является «смысловой производной» от модели мира, которая обусловливает его функциональные особенности.

  3. Главной конституирующей категорией модели мира является категория пространства, поскольку оно, позволяя воссоздать целостный образ реальности, обусловливает ее систему ценностей и смыслов.

  4. Философская установка на понимание бытия как «единораздельной цельности» обусловливает структуру символистского поэтического пространства. Его главными признаками становится разделенность на сакральную и профанную сферы, маркированная семиотическими границами, и нейтрализация этой разделенности, осуществляющаяся через уничтожение этих границ.

  5. Общая «пространственная схема», лежащая в основе символисткой модели мира, обусловливает разительные мотивно-образные переклички между поэзией А.Белого и поэтическими системами И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова.

  6. Преодоление пространственных границ между разными сферами в лирике А.Белого, К.Кедрова, И.Жданова, Б.Гребенщикова осуществляется с помощью (1) сюжета, соотнесенного с определенным типом лирического героя; (2) образов-медиаторов, представляющих собой традиционные символы, которые соотносятся с пространственной структурой мира (гора, дерево, крест, храм и т.д.); (3) пространственно-онтологических метафор, соединяющих в акте метафорического означивания разные уровни реальности.

  7. «Основной символистский сюжет» в поэзии А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова, Б.Гребенщикова реализуется преимущественно в двух конкретных сюжетных схемах, обусловленных вертикальной организацией пространственного континуума: сюжете восхождения и сюжете нисхождения.

  8. Главная типологическая особенность образов-медиаторов в лирике анализируемых поэтов заключается в повышенной семантической значимости этих образов, которая объясняется тем, что они связывают разные типы пространств.

  9. Модель пространства, воплощенная в лирике А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова, является концептуальной основой для метафорических систем их поэзии.

^ Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе уточняется понятие типа поэтики и предлагается методика типологического анализа разных поэтических систем, основанная на сопоставлении семантических принципов организации поэтического мира, обусловленных пространственным кодом.

^ Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при изучении как общих проблем русского символизма, так и творчества А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова. Итоги работы могут найти применение при рассмотрении проблем типологического литературоведения. Материалы и выводы диссертации могут быть востребованы в практике вузовского преподавания: при чтении курсов «История русской литературы ХХ века», при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам традиции модернизма в современной русской поэзии.

^ Апробация работы. Научные положения и результаты исследования апробированы в докладах на 16 международных конференциях: VII научная конференция «Феномен заглавия: посвящение как часть заголовочного комплекса» (Москва, РГГУ, 2003); «Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века» (Москва, 2003); «Русская литература ХХ – ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения» (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, 2006, 2008), «Художественный текст и культура V» (Владимир, 2003), «Грехневские чтения» (Нижний Новгород, 2005), «Современные пути исследования литературы» (Смоленск, 2006), «Проблемы поэтики русской литературы» (Москва, 2007), «Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст» (Украина, АР Крым, Саки-Евпатория, 2009), «Новое в современной филологии» (Москва, 2011), «Актуальные проблемы филологии и культурологии» (Хабаровск, 2011), «Перспективы развития современной филологии» (Санкт-Петербург, 2012), «Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях» (Киев, 2012). «Грибоедовские чтения» (Москва, 2012), «Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы» (Ставрополь, 2012).

По теме диссертации опубликовано 46 работ, из них 2 монографии (рец.: Уланов А. / Новое литературное обозрение. 2011. № 1. С. 380-382; Кихней Л.Г., Еремин Е.М. / Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2012. № 3. С. 183-189); 12 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных результатов докторских диссертаций; 2 статьи в зарубежных рецензируемых журналах.

Структура и объем работы обусловлены объектом и предметом исследования, его целью и задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух частей, включающих в себя шесть глав, и заключения. Библиографический список насчитывает 475 именований, общий объем работы 496 страниц.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, определяются его цели, задачи, разрабатывается методология исследования, формулируется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая часть работы «^ Символистская модель мира в творчестве А.Белого» посвящена философско-эстетическому и художественному наследию А.Белого. В первой главе диссертации «Общие принципы построения символистской модели мира» ставится и решается проблема сравнительного типологического анализа разных поэтических систем на основе общей художественной модели мира и выделяются главные параметры символистской миромодели. В первом параграфе главы «Проблемы литературной типологии и модель мира» определяется теоретическая база типологического анализа, предпринятого в последующих главах работы.

^ Литературная традиция в диссертации понимается как активный компонент литературного процесса, обладающий смыслопорождающей функцией, которая связывается с тем, что те или иные поэтические системы получают творческую переработку в новых литературных направлениях. Для выявления общих закономерностей такой творческой переработки необходимо использовать метод литературной типологии.

В качестве главного теоретического понятия исследования выступает понятие типа поэтики, который интерпретируется как система взаимозависимых признаков. В связи с этим системно ориентированный типологический анализ предполагает, во-первых, обнаружение этих признаков, во-вторых, установление между ними взаимосвязи. Говоря иначе, единицами сравнения должны стать не отдельные элементы поэтических систем, но сами системы. Следовательно, схожесть мотивов и образов не является релевантным признаком для отнесения разных поэтик к одному типу. При определении типологических соответствий главным критерием будет структурное подобие принципов их построения. Другими словами, те или иные поэтические системы могут наполняться разным содержанием, но если разные мотивы и образы входят в одинаковые структурные отношения, то можно предположить типологическое сходство этих систем.

^ Типологическое сходство разных поэтических систем обеспечивается общей моделью мира, лежащей в их основе. Для целей типологического анализа целесообразно разграничить понятия «модель мира» и «картина мира». Модель мира – это система общих мировоззренческих установок. Картина мира – это реализация этой системы в конкретных культурно-философских кодах7. Модель мира связана с типом поэтики, а картина мира – с индивидуально-авторской поэтикой. Установление типологического сходства на уровне миромодели позволяет сквозь разнообразие ее культурно-философских «воплощений» увидеть один мировоззренческий и поэтический тип.

^ Влияние модели мира на тип поэтики прежде всего реализуется на уровне комбинаторики образов, ибо модель мира в первую очередь задает способы «сочетания» разнообразных идей и правила комбинации образов, которые эти идеи воплощают. Следовательно, модель мира в самом общем, абстрактном виде оказывается «семантически пустой» логической структурой, которая «распределяет» элементы того или иного поэтического типа и устанавливает связи между ними. Тем не менее эта логическая структура сама должна быть обусловлена. Думается, что ее обусловливают общие мировоззренческие установки, которые реконструируются на уровне художественного направления.

Эти философские установки связываются с темами, мотивами и образами. Однако связь между поэтикой и ее «философским обоснованием» гораздо глубже. Мы предполагаем, что философские установки в первую очередь воплощаются в том или ином типе пространства. И в качестве основной гипотезы работы выступает гипотеза о том, что семиотическое пространство, включенное в модель мира, организует ее семантику. В этом смысле пространство является глобальным кодом, который, связывая разные уровни мира, распределяет знаки по разным семантическим группам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются пространственными смысловыми парадигмами.

Универсальность пространственного компонента делает его изучение насущно необходимым при анализе типологических культурных связей. «Семиотика пространства, - пишет Ю.М.Лотман,- имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры»8. Структура пространства может оказаться одним из возможных параметров типологического сопоставления разных поэтических систем еще и потому, что одинаковая «пространственная схема» с большой долей вероятности приводит к типологически сходным мотивам и образам.

Итак, связи между основными теоретическими понятиями, на которых базируется наш типологический анализ, таковы: модель мира, связанная с типом поэтики, включает в себя общие философские установки, которые обусловливают ее логическую структуру и воплощаются на уровне поэтического пространства.

Во втором параграфе главы «Символистская миромодель и способы ее отражения в культурфилософии и поэзии младосимволизма» определяются конкретные черты символистской миромодели и описываются основные способы ее воплощения в теоретической и художественной практике русского младосимволизма.

В качестве важнейшей философской константы символистской модели мира выступает категория универсализма, воплощающаяся в представлении о мире как о «единораздельной цельности». Эта философская константа определяет логическую структуру символистской модели мира, которая оказывается трехчастной. З.Г.Минц эту «триадичность» трактует как рефлекс соловьевского представления «о триадичности (трехэтапности) всякого развития»9. Это приводит к тому, что в символистской миромодели обнаруживаются две разнонаправленные тенденции: «одна состоит в установлении системы антитез, организующих мир пространственно, ценностно и т. д. Другая — в сближении противоположностей, в утверждении универсального изоморфизма всех явлений жизни <…>»10. Таким образом, логическая структура символистской миромодели соотносится с бинарностью и нейтрализацией этой бинарности.

Установка на символическое понимание бытия как «единораздельной цельности», связанная с логической триадой, по-разному реализуется в философско-теоретическом и поэтическом творчестве русских символистов.

В философско-теоретическом творчестве младосимволистов понимание бытия как «единораздельной цельности» приводит, во-первых, к доминированию онтологического кода, через который получают объяснения все иные (эстетические, аксиологические) пласты. Во-вторых, базовая мировоззренческая установка, реализующаяся в философии и эстетике младосимволизма, обусловливает сам способ работы со всеми философско-эстетическими противопоставлениями. Все эти оппозиции снимаются через «третье звено», в статусе которого выступает категории символа и символического, нейтрализующие противопоставление между всеми сферами бытия.

Эта концепция символа как своего рода «срединного звена» является обшей для эстетики и философии младосимволизма. Так, несмотря на то, что у А.Белого, Вяч.Иванова и А.Блока символ определяется с разных теоретических позиций, во всех этих определениях есть одна общая черта: символ всегда представляет собой триаду. Он бинарен по своей структуре, но эта бинарность, связанная с его основной функцией, – соединять два разных плана бытия – должна быть преодолена. Таким образом, структура символа тождественна логической структуре символистской модели мира, в которой также нейтрализуются все возможные противопоставления.

В поэзии символистское (и шире - символическое) понимание бытия обусловливает определенную модель пространства. Пространство в поэзии символизма оказывается гетерогенным, разделенным на два уровня, которые можно обозначить с помощью бинарного противопоставления «сакральный - профанный».

Противопоставление сакральной и профанной реальности реализуется в творчестве А.Блока, Вяч.Иванова и А.Белого в целом ряде конкретных пространственных оппозиций: «небо – земля», «долины – горные вершины», «нижняя бездна – верхняя бездна» и проч. Противопоставление между этими областями в соответствии с логикой символистской модели мира должно исчезнуть. В лирике младосимволистов нейтрализация этой пространственной разделенности осуществляется с помощью лирического сюжета (связанного с определенным типом лирического героя), пространственных метафор, образов-медиаторов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconОккультные мотивы в русской поэзии нашего века ”
Мимо этих оккультных учений не прошли, естественно, и русские поэты, и то или иное их отражение мы находим в творчестве многих лучших...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века icon«Символы моих духовных узнаний»: медитативные рисунки Андрея Белого Авторы: Моника Спивак
В октябре 2005 года в гостиной «Мемориальной квартиры Андрея Белого» открылась выставка неизвестных рисунков писателя, приуроченная...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconКалендарно-тематический план
Поэтические индивидуальности серебряного века. Символизм. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Поэзия В. Я. Брюсова. Основные темы...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconРефератов по современной русской литературе военная тема в современной русской прозе
Нравственные искания нашего современника в прозе (по­эзии, драматургии) последних десятилетий

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconНа рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее...
Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно,...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconУрок-лекция «Литература XX века»
Литература XX века сохраняет традиции русской классической литературы (в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. Бунина). В то...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века icon«Московский текст» в русской поэзии ХХ в.: М. Цветаева и Б. Окуджава Ничипоров И. Б
В поэзии целостные – явные или скрытые – циклы о Москве возникают в творчестве М. Цветаевой, Б. Пастернака, Б. Окуджавы, Г. Сапгира...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века icon3 введение
Эти проблемы как центральные фиксируются в публикациях, исследованиях различного уровня, а также в постановлениях правительства на...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconБродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века» Вступительное слово
А ведь это далеко не полный перечень выдающихся поэтических личностей «серебряного века», и все они – современники! В этом плане...

Символизм как миропонимание: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века iconАнтология русской поэзии
Антология русской поэзии от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница