Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа)




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа)
страница1/6
Дата публикации16.05.2014
Размер0.8 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Литературное чтение Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М. «Просвещение» 2011г.

Цель программы:

- овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи программы:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге;

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.

Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Раздел «^ Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане.

Учебная программа «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология»

На предмет «Литературное чтение» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет уплотнения программного материала.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

^ Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
^ Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
^ Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание курса учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, вы¬деление опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Формы и средства контроля

Основными формами текущего контроля являются:

  1. - устный опрос;

  2. - диагностические работы;

  3. - тестовые задания;

  4. - самостоятельные работы.

В конце учебного года проводится комбинированная письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе. На выполнение контрольной работы отводится весь урок.


Вид

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество

плановых:
















контрольных

работ

1

3

2

2

8

проектных работ

2







1

3

Тематическое планирование.


№ пп

Тематическое планирование

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

^ Первая четверть (32 ч).










Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1 ч







Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

^ Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Составлять связанное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.













^ Самое великое чудо на свете (4 ч)

2


3

4


5
6

7

8

-9

10
11

12

-13

14,1516

17


18
19


20


21


22

23

24

25
26

27

28
29
30


31
32


33

34
35

36

37

38

39
40
41

42

43
44

45
46

47

48
49,50

51,5253
54

55


56
57
58
59


60
61
62

63


64

65
66

67
68
69
70


71
72

73


74
75
76


77

78

79
80

81

82

83

84

85

86
87

88
89
90

91

92

93
94
95


96

97


98

99


100


101
102

103
104


105


106
107

108
109

110

111
112

113
114

115

116

117
118

119
120
121

122

123

124

125

126

127

128


129-130

131
132-133
134
135
136


Рукописные книги Древней Руси
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Оценка достижений.
.
^ Устное народное творчество. ( 14ч. )
Русские народные песни.


Докучные сказки.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев.


Русские народные сказки.

«Иван – Царевич и серый Волк».

Иван – Царевич и серый Волк».

Иван – Царевич и серый Волк».

«Сивка – Бурка».

^ Волшебные сказки.

Особенности волшебной сказки. Составление плана сказки.

Составление плана сказки. В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

^ Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь I (11 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Русские поюты 19 – 20 века

Ф. И. Тютчев «Листья», «Весенняя гроза»

.

^ Олицетворение средство художественноя выразительности.

Сочинение миниатюра «О чем расскажут осенние листья».
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

И.С. Никитин «Встреча зимы…».
И. З. Суриков «Детство», « Зима».
Вн.чт. Стихи русских поэтов о зиме.
Оценка достижений. Урок - путешествие в Литературную страну.
Великие русские писатели (24 часа)
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина. Лирические стихотворения.

^ Вторая четверть(32 ч).

Лирические стихотворения.

«Зимнее утро», Зимний вечер».
«Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.

^ Контрольная работа №2. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (А.А.Плешаков «Доброе слово о хищниках»,А.П.Гайдар «Совесть»)

И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А. Крылову.
Басни И.А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Вн.чт. ^ Басни И.А. Крылова.
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Лирическое стихотворение. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведение живописи.

Вн.чт. Мир волшебных звуков в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Рассказы Л.Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов.
^ Вн. чт. Произведения Л. Н. Толстого.
Контрольная работа №3. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (Л.Толстой «Две мыши», Э.Шим «Долг»)

Оценка достижений. Литературный праздник «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь II (6 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов.Стихи о природе.
Вн.чт. ^ Творчество Н.А.Некрасова.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт. « Золотое слово».
И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.^ Вн.чт.Стихи И.А.Бунина.
Контрольная работа №4. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (С.Алексеев «Всюду известны», Эзоп «Умная мама – жаворонок»)
Литературные сказки (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела .Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешествиница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений.
Были-небылицы (10 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела М.Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжение сказки
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
^ Вн.чт. Рассказы о животных.
Оценка достижений. Урок – путешествие

по «Былям – небылицам».
«Поэтическая тетрадь I»(6 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Саша Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.
Вн. чт. Стихи о животных.
А.А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Оценка достижений.

Вн. ч т. Стихи любимых поэтов.
Люби живое(16 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

М.П. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержание текста.Вн.чт. Рассказы о животных.
^ Контрольная работа №5. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (Э.Шим «Черёмуха», Э.Киселёв «Мальчик – огонёк»)
В.И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Вн. чт. Рассказы В.В. Бианки
Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
Вн.чт. ^ Рассказы о животных.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Урок – конференция «Земля наш дом родной» (обобщающий урок).

^ Вн.чт. Стихи оРодине.
Контрольная работа №6. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (С.Михалков «Сами виноваты», В .Волков «Кнут»)
Поэтическая тетрадь II (8 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

Вн. чт .Любимые стихи А.Л. Барто .
С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение.

Е.А. Благинина «Кукушка».

«Котенок». Выразительное чтение.
^ Проект: «Праздник поэзии».

Оценка достижений.
Урок «Крестики – нолики» обобщающий урок. Вн. чт. Любимые произведения.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
А.П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама».
М.М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники».
^ Вн.чт. Наш дом. Стихи о детях и их родителях.
Н.Н. Носов «Федина задача».

« Телефон».
Вн.чт. Н.Н. Носов. «Друг детства».


Контрольная работа №7. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (В.Осеева «Что легче», М.Алёшин «Пчела и муха»).
Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Оценка достижений.
По страницам детских журналов (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.
Вн.чт. ^ Чтение любимых детских журналов.
Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».
Вн.чт.Юмор в в произведениях детской литературы.
Р. Сеф «Веселые стихи».

Оценка достижений. Читательская конференция «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература (8часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
^ Вн.чт. Мифы Древней Греции.
Г. –Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Вн.чт. Сказки известных писателей.
Зарубежная литература (8часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей
^ Вн.чт. Мифы Древней Греции

Г. –Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Вн.чт. Сказки известных писателей.

Контрольная работа №8. Проверка навыка чтения вслух и умений работать с текстом художественного произведения (В.Корабельников «Праздник синиц»,

«Эта басня сложена про тебя»).

Оценка достижений. Развивающий час по теме: «Зарубежная литература».


2 ч



1 ч


1 ч





1 ч








1 ч


1 ч
1 ч


1 ч

1 ч
1 ч

1 ч

1 ч





1 ч
1 ч
1 ч


1 ч



1 ч











1 ч
1 ч

1 ч

1 ч


1 ч
1 ч

1 ч

1 ч
5 ч


1 ч

1 ч


1 ч
1 ч

1 ч
1 ч


1 ч

2 ч

2 ч

1 ч
1 ч

1 ч
1 ч





1 ч





1 ч

1 ч

2 ч
1 ч
1 ч
1 ч

1 ч


1 ч

2 ч

1 ч
1 ч

2 ч


1 ч
3 ч


1 ч

1 ч
1 ч

1 ч


1 ч


1 ч
2 ч

1 ч
1 ч

1 ч

1 ч

1 ч
1 ч

3 ч

2 ч

1 ч



1 ч

1 ч
1 ч
1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч


1 ч
2 ч

1 ч
1 ч
1 ч







Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

^ Читать текст вслух целыми словами. Интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текс про себя.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученую информацию по истории создания книги.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

^ Читать возможные аннотации из книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

^ Ускорять и замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Пересказывать текс по самостоятельно составленному плану; находить героев которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристики героев.

Называть основные черты характера героев.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достиженья.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения.

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

^ Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведение.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

^ Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведения живописи и произведение литературы.

Соотносить заглавие рассказа с темной и главной мыслью отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

^ Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста – повествования.

^ Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризировать их. Используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения в учебнике.

^ Третья четверть (40 ч).

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности и прозаическом тексте.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

^ Читать сказку выразительно по ролям.


Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Объяснять смысл выражения с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

^ Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание., высказывать свое мнение.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

^ Четвертая четверть (32 ч).

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие темы.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, осмысливая стихотворения.

Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Придумывать свои вопросы к тескам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

^ Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме. Используя информацию журнала.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Составлять рассказ о творчестве писателя.

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета.


  1. Работа по данному курсу обеспечива­ется УМК:

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Родная речь» 3 класс, М.: Просвещение, 2012

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению, 3 класс, М.: Просвещение, 2012

2. Специфическое сопровождение (обо­рудование):

- иллюстрации к литературным произведе­ниям;

- портреты писателей;

- репродукции произведений живописи.

. 3. Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособ­лений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- настенная доска с набором приспособ­лений для крепления картинок;

- телевизор (по возможности);

- видеомагнитофон/видеоплеер (по воз­можности);

- аудиоцентр/магнитофон;

- диапроектор;

- мультимедийный проектор (по возмож­ности);

- экспозиционный экран (по возможности);

- компьютер (по возможности);

- сканер (по возможности);

- принтер лазерный (по возможности);

- принтер струйный цветной (по возмож­ности);

- фотокамера цифровая (по возможности);

- видеокамера цифровая со штативом (по возможности).


^ Примерные контрольно-измерительные материалы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
«Литературное чтение» Л. Ф климановой, в г. Горецкого, М. В. Головановой Школа России. Концепция и программы для нач кл.: пособие...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» Жильниковой Галины Сергеевны
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина «Литературное...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1 класса...
Для реализации основной образовательной программы разработаны следующие рабочие программы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для 5 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для 5 класса (далее «Программа») разработана на основе авторской программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница