Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.




НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.
страница1/9
Дата публикации16.05.2014
Размер0.97 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни И. И. Дмитриева «Муха», И. А. Крылова «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...», А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...», А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», стихотворения о войне К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...», рассказ В. М. Шукшина «Критики».

В рабочую программу включены для изучения из вышеперечисленных произведения: поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», стихотворения о войне К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...». Рассказ В. М. Шукшина «Критики» заменен на рассказ «Сельские жители».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

— итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:

— выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

— сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

— сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

— перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

— видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

— определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

— сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

— сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

— использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

— создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

— отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. — М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

3. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: дидактический материал по литературе: 6 класс. — М.: Просвещение, 2008.

4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2008.

5. Маранцман В. Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. — СПб.: Просвещение, 2004.

6. Обернихина Г. А., Соколова Л. Э., Вольнова И. П., Емельянова Т. В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. СПб.: Просвещение, 2006.

7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т. В. Зуева. — М.: Просвещение, 2005.

8. Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. — М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. — М.: Вербум, 2004.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2006.

4. Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. — М.: Просвещение, 2005.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6 класс. — М.: Просвещение, 2006.

6. Матвеева Е. И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е. И. Матвеева. — М.: Эксмо, 2009.

7. Тумина Л. Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.

8. Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. — М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2000.







Тема урока

Количество часов

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Внутрипредметные и межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

План

Факт

^ ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир

1

Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор

Рецептивная: чтение статьи учебника В. Б. Шкловского «В дорогу зовущие», высказываний о книге А. Моруа, С. Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период

Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

^ Русский язык: словарная работа (кругозор, хороший вкус, верность суждений, широта интересов, интеллектуально развитый человек, культура общения). Литература: стихотворения о книге И. Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мартынова «Мечтают взять книгу в руки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «Открываю томик одинокий...», К. Кулиева «Солнце греет землю, красит небо...» и др.: о ком и о чем говорят поэты, прославляя книгу?

Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга — предмет для мысли» и др.)

Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях







^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)

2

Обрядовый фольклор. Календарно обрядовые песни

1

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

^ Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Музыка: песни обрядового фольклора: «Коляда ходя, бродя содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам дома. Каким образом это пожелание выражено? Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, жать, долговая, постать и др.). ИЗО: иллюстрация «Масленица» худ. Б. Кустодиева, репродукция «Хоровод. Лубок»: какие обряды изображены художниками? Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников?

Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен

Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен, соблюдая манеру их исполнения. Продумать, какие из них предполагают при исполнении дополнительные средства выражения со держания (приплясывание, инсценирование). Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту







3

«Что за роскошь, что за смысл... Что за золото!» (А. С. Пушкин). Пословицы и поговорки

1

Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики

Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Литература: малые жанры фольклора, пословица, поговорка, средства художественной выразительности: постоянный эпитет, метафора, художественное сравнение, антитеза. Источники пословиц и поговорок

Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и др. Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод — не тетка», «Ржа ест железо, а печаль — сердце», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Наговорился — как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка — цветок, пословица — ягодка»

Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни свет ни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет»







4

^ Урок развития речи. В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник

1

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров

^ Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по пословицам; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись, музыка)

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них

^ Музыка: обрядовые песни в исполнении ансамбля «Веретенце»; исполнение учащимися русских обрядовых песен. ИЗО: иллюстрации и репродукции художника Б. Кустодиева

Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций. Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц. Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора?

Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси» («Читаем, думаем, спорим...»: дидактический материал по литературе: 6 класс). Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси







^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

5

Русская летопись. «Повесть временных лет» — историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»

1

Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством

Рецептивная: чтение статьи Д. С. Лихачева в учебнике, прослушивание текста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

История: принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год). ИЗО: репродукция картины В. В. Васнецова «Нестор-летописец»: опираясь на статью учебника, план и цитату из «Повести временных лет», рассказать о русском летописании. Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску. Русский язык: словарная работа (печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.)

Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий, Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?

Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Царское Село», «Мой первый друг...», используя учебник, дополнительные материалы книги «Читаем, думаем, спорим…»







^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 часов)

6

А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину»

1

Лицейские годы и лицейская лирика А. С. Пушкина. Искренняя, глубокая дружба поэта и И. Пущина. Жанр стихотворного послания

Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукций картин, поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста

Знать: факты биографии А. С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях жизни; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя

ИЗО: литография «Царское Село» (гл. «Литературные места России»), репродукция картины худ. И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукции картины Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском, гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша», В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист»: что особо выделяет в облике юного поэта каждый из художников? Какая из гравюр ближе к автопортрету Пушкина? Русский язык: словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить. Литература: эпитеты, обращения

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? Подготовить выразительное чтение стихотворения

Выучить стихотворение наизусть. Прочитать черновой вариант стихотворения «Узник» («Читаем, думаем, спорим...»). Ответить на вопрос: почему Пушкин изменил черновой вариант стихотворения?







7

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стремление к свободе. Народно-поэтический колорит стихотворения

Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией

^ Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать понятия «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения, соотносить черновой вариант стихотворения с его окончательной редакцией

Литература: текст первоначального варианта стихотворения: какие строки поэт изменил? Как при этом изменился смысл стихотворения? Русский язык: почему в первых двух четверостишиях глаголы и глагольные формы «махая», «клюет», «трогает», «зовет», «вымолвить хочет» создают впечатление замкнутости, отсутствия движения, а всего один глагол движения («гуляем») в последней строфе создает ощущение стремительного полета?

Ответить на вопрос: используя какие средства выразительного чтения чтец передает движение к бескрайним просторам свободы? Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения? Подготовить выразительное чтение стихотворения

Выучить стихотворение наизусть. Написать сочинение миниатюру «Как я понимаю общественное явление — свободу?» Прочитать стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога»






  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconРабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconПояснительная записка рабочая программа для 7 а класса, имеющего...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница