Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В




Скачать 71.16 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В
Дата публикации13.05.2014
Размер71.16 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

в 11-ом классе

учителя русского языка и литературы

Дмитроченко Г.В.

Тема: Любовная лирика в творчестве В. В. Маяковского.

Цели:

1. Сформировать представление о своеобразии интерпретации темы любви в поэзии В. Маяковского;

2. Обучать элементам анализа поэтического текста;

3. Воспитывать ценностное отношение к культурному наследию русской литературы.

Оборудование.

  1. Учебники литературы для 11 класса.

  2. Рабочие тетради.

  3. Раздаточный материал: распечатка фрагментов поэмы «Облако в штанах» - 15 экземпляров.

  4. Сборники стихотворений и поэм В. Маяковского.

  5. Аудиозапись поэмы В. Маяковского В исполнении В. Смехова

  6. Иллюстрации (портреты) адресатов любовной лирики В. Маяковского: Марии

  7. Денисовой, Татьяны Яковлевой, Лили Брик, Вероники Полонской.

^ ХОД УРОКА

Этап



Деятельность учеников

Деятельность учителя

Регла

мент




1.

^ Организация класса

Готовят всё необходимое к уроку.

Проверяет готовность каждого ученика

3 мин.





2


Актуализация пройденного на предыдущих уроках

Отвечают:

- «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа…», «Лиличка»…
- Не всегда.

«Военно-морская любовь», «Люблю», « Лиличка!»…

-В наличии оба сюжета.

Дети приводят доказательства существования событийной линии, указывают на лирические элементы (овдовела миноносочка; льнёт к нему как в небе

осочка…)
- С трудом, так стихотворение «детское».

- Образность: два «кораблика», любившие друг друга; трагический финал;


Вопросы к классу:

- Какие произведения Маяковского мы можем отнести к любовной лирике?
- Являются ли названия стихотворений подсказывающими тему?

- Какие стихи, по вашему мнению, указывают на любовную тематику?
- Прочтите стихотворение «Военно-морская любовь». Какой здесь сюжет преобладает: эпический или лирический? Докажите.
- Узнали бы в этом стихотворении авторство Маяковского? Почему?


- А в чём всё-таки Маяковский узнаваем?

- Что вам известно об истории

Создания поэмы «облако…?» Кто адресаты?


5мин.






3.



^ Работа над вступлением к поэме «Облако…»
- Непонятные новые слова,

-сложная метафора,

-далёкие ассоциативные связи в основе

- метафоры,

-установка на эпатаж,

-фантастический гиперболизм


Мысль, мечтающая…

-олицетворение;

Мечтающая, как лакей…

-сравнение;

Окровавленный сердца лоскут…

- метафора.


Исчезает экспрессия: представление о страсти, боли, корриде (бой тореодора с быком)


^ Прослушивается запись
- Прочтите вступление. Здесь Маяковский верен себе? В чём узнаваемость?

Работа с метафорой.


- Какие ИВС находим в 1-ом предложении?

Какие ассоциации возникают в связи со словами: лоскут…окровавленный…дразнить?

-Попробуем изменить «лоскут» на «кусок».

- Что изменилось?


7 мин.









^ Вывод: Маяковский готовит нас к бою, и сам готовится к битве с ленивыми и ограниченными читателями.

- Что же такое любовь для Маяковского?

«Любовь - это сердце всего».

«Любить – это значит:

в глубь двора

вбежать и до ночи

грачьей

блестеть топором, рубить дрова,

силой своей играючи…»







4.

5.

^ Аналитическое чтение.(10 мин).

- грамматические ошибки: ложите, изъиздеваюсь…
- необычность сравнений,

-противопоставление себя и «их», нежных;

…Не мужчина, а облако в штанах»;

…Сердце холодной железкою – мягкое, женское.
^ Чтение 1-ой части.
..корчится жилистая громадина… полночь зарезала… упал двенадцатый час как с плахи голова казнённого…

Работа в группах.

Формулирование и зачитывание вариантов определения.

^ Работа над звукописью (по вариантам) 5 мин.
-Какие ИВС обнаружили в данных фрагментах?

1-й вариант:

«Вот и вечер

В ночную жуть

Ушёл от окон

Хмурый, декбрый…

Ржут канделябры».



-Прочтите вступление до конца.

-Что вас поразило, удивило?

-Зачем автор намеренно «ошибается»?
- А внутри себя лирический герой гармоничен? Или противоречив? Как выражено это внутреннее противоречие?
- Верит ли герой, что возлюбленная придёт?
- Как передано сомнение и ожидание?


-В каких строчках нервное напряжение достигает наивысшего развития?

Этот приём называется «реализация метафоры» Попробуйте дать ему определение.
- Проанализируйте фрагменты:

(Учитель помогает анализировать, отвечая на индивидуальные вопросы)



10 мин.

10 мин.

5 мин.







2-й вариант:

«Люди нюхают - запахло жареным…обугленный поцелуишко броситься вырос.»













3-ий вариант:

«И вот громадный горблюсь…любит звоночки коночек»













Ответы обучающихся (по одному представителю от группы)










6

Обобщение.




5 мин.







Записывают домашнее задание: дочитать поэму до конца, выучить отрывок из 1-й главы или проанализировать относительно целостный отрывок по вопросам.

-Грубость формы стихов и грубость поведения Маяковского- это не только средство эпатажа. Это самозащита, своеобразная жёлтая кофта, «которой душа от осмотров укутана». Под маской уличного хулигана скрывается нежная, тонкая душа поэта .В стихах отразилось мироощущение поэта, жаждущего любви, сочувствия, понимания и обречённого на одиночество в этом «обезлюбленном» мире.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока литературы на тему: «Серебряный век русского искусства»
Разработала: Еремина Людмила Александровна, преподаватель русского языка и литературы

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе...

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе
Разработала: учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха...

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока литературы Творческая мастерская по...
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тимошина Татьяна Викторовна

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока литературы в 10 м классе Кобиль Татьяна...
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка интегрированного урока русского языка и литературы...

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconУрок в 6 «А» классе Методическая разработка для 6 класса
Автор: Вдовенко Сильвия Петровна-учитель русского языка и литературы гбоу сош №121 г. Москвы

Методическая разработка урока литературы в 11-ом классе учителя русского языка и литературы Дмитроченко Г. В iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л. Г. Петерсон) по теме “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница