Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»




Скачать 128.96 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Дата публикации10.05.2014
Размер128.96 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение » для 3 класса составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования;

- Учебного плана МБОУ «Рождественская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31августа 2012 года).

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственн ому и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

^ Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства..

^ Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
^ Общая характеристика курса

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз-личного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

^ Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю ( 34 учебные недели)


^ Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3-го класса
Обучающиеся должны:

уметь:

• Правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами в слух; понимать прочитанное;

• Читать про себя , понимать прочитанное;

• Переходить от чтения вслух к чтению про себя;

• Соотносить интонации (темп, логическое ударение, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста;

• Подробно и выборочно пересказывать прочитанное;

• Устанавливать последовательность действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;

• Самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главную мысль;

• Составлять план прочитанного и кратко пересказывать его содержание с помощью учителя

• Ориентироваться в учебнике: самостоятельно находить произведения по его названию в содержании, отыскивать в учебнике произведения , близких по тематике.

• пользоваться словарями и справочниками; определять примерное содержание книги по титульным данным аннотации, предисловию,

иллюстрациям; уметь пользоваться оглавлением; самостоятельно выбирать книги на определённую тему и находить книги по

названию в библиотеке; по иллюстрации в книге понять содержание произведения;

относить прочитанное произведение к прочитанному жанру; находить в тексте слова и выражения, изображающие героя, его

поступки, картины и явления природы; оценивать поступки героев и определять мотивы их поведения; различать оттенки значения

слов в тексте, находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их смысл и роль в тексте;

выявлять авторское и своё отношение к событиям, героям, фактам; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;

продолжить рассказ по заданному началу, придумать предысторию событий.

знать:

• русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русской

классики, детской русской и зарубежной литературы; основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о

детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле, о приключениях;

жанры произведений: рассказ, сказка (народная и литературная), басня, стихотворение, повесть; жанры фольклора: загадки,

скороговорки, песенки, пословицы, поговорки; понятия «герой – персонаж», «характер героя»;
^ Содержание программы учебного курса.
Самое великое чудо на свете-.2ч.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Урок- путешествие в прошлое.

Устное народное творчество- 7.

Докучные сказки. « Сестричка Аленушка и братец Иванушка «Иван- царевич и серый волк». «Сивка- бурка». Как научиться читать стихи?

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». Ф.И.Тютчев «Листья». А.А.Фет «Зреет рожь над нивой». А.А.Фет « Мама.Глянь-ка из окошко

И.С.Никитин «Утро». И.С.Никитин « Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство». И.З.Суриков «Зима». Внеклассное чтение. Сказки.

Великие русские писатели-А.С.Пушкин.Стихи. А.С.Пушкин « Сказка о царе « Салтане». И.А. Крылов «Мартышка и очки». И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна».

И.А.Крылов «Ворона и лисица». М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». М.Ю.Лермонтов «Утес». М.Ю.Лермонтов «Осень».

Детство Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Акула». Л.Н.Толстой «Прыжок». Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Л.Н.Толстой, «Какая бывает роса на траве». Н.А.Некрасов «Славная осень». Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детствр».

Литературные сказки-

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам». Д.Н.Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго зайца». В.М.Гаршин « Лягушка- путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Были- небылицы-

М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский « Растрепанный воробей». А.И.Куприн «Слон».

Саша Черный « Воробей». А.А.Блок «Ветхая избушка». С.А .Есенин « Черемуха

Люби живое
М.М.Пришвин « Моя родина». И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась». В.В.Бианки «Мышонок Пик». Б.С.Житков «Про обезьянку». В.Л.Дуров Наша Жучка». В.П.Астафьев «Капалуха». В.Ю.Драгунский Он живой и светится».

С.Я.Маршак « Гроза днем». С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной». А.Л.Барто « Разлука». С.В.Михалков « Если». Е.А.Благинина «Кукушка». Собирай по ягодке- наберешь кузовок

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке- соберешь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле». М.М.Зощенко «Золотые слова». Н.Н.Носов «Федина задача». В.Ю.Драгунский «Друг детства». По страничкам детских журналов-

Ю.И.Ермолаев «Воспитатели». Г.Б.Остер «Вредные советы». Р.С. Сеф. «Веселые стихи». Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Примечание

1

Самое великое чудо на свете

2ч.




2

Устное народное творчество

9ч.




3

Поэтическая тетрадь №1

5ч.




4

Великие русские писатели

11ч.




5

Поэтическая тетрадь №2

4ч.




6

Литературные сказки

5ч.




7

Были и небылицы

5ч.




8

Поэтическая тетрадь №1 (книга 2)

2ч.




9

Люби живое

11ч.




10

Поэтическая тетрадь №2 (книга 2)

3ч.




11

Собирай по ягодке- наберёшь кузовок

6ч.




12

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

2ч.




13

Зарубежная литература.

3ч.




ВСЕГО

68ч.





^ Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для

контроля

Интернет-ресурсы

1

2

3

4

5

3

Родная речь

3 класс, в 2-х ч.

М.В. Голованова

В.Г. Горецкий

Л.Ф.Климанова

Просвещение


,

Методическое пособие к учебнику Родная речь 3 класс – М.: Просвещение, 2012г.

1.Портреты русских писателей,

2.Портреты детских писателей

3Рабочая тетрадь по литературному чтению 3 класс

Тексты для контроля техники чтения

1.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся
Рабочая учебная программа маоу сош3 уиоп г. Усинска по предмету «Литературное чтение» для обучающихся начальных классов составлена...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница