Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века




Скачать 49.12 Kb.
НазваниеУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Дата публикации07.05.2014
Размер49.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок №1
Класс: 6

Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века.

Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений Е.А. Боратынского, Я.П. Полонского и А.К. Толстого.

Задачи: Обучение навыкам выразительного чтения, анализа лирического произведения.

Домашнее задание на урок: прочитать дома стихотворения и подготовить выразительное чтение.



Этап урока, время

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

1 минута

Приветствие

Все ли прочитали стихотворения? У всех ли есть тексты?

Запишите тему урока, число.

Приветствуют учителя, садятся, открывают тетради, записывают число и тему урока.

Полонский Я.П.

Биография

3 минуты

Под диктовку учителя запишите основные факты биографии Полонского
Когда вы последний раз видели грозу? Каковы ваши впечатления?
Выразительное чтение стихотворения

Записывают факты биографии в тетрадь.
Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 (18) декабря 1819, Рязань — 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) — русский поэт и прозаик.
Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета.
Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.
Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями.

Анализ стихотворения

«По горам две хмурых тучи»

7 минут

- Каково настроение стихотворения?

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать это настроение?

- Какую роль играют эпитеты в тексте? Примеры.

- Почему автор использует эпитеты «хмурые», «знойный» вместо «грустные», «жаркий»?

- Присутствует ли в стихотворении звукопись? Как она выражена? Какую роль она играет?
Введение терминов «звукопись», «аллитерация», «ассонанс»


АССОНАНС I — повторение в стихе однородных гласных звуков, напр. «ночами без улыбки вырос сын»; II — рифма, где совпадают только ударные гласные, а согласные совпадают частично или совсем не совпадают, напр. «море» и «много». В развитии романской средневековой поэзии А. играет особо важную роль (см. «Рифма»).
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Олицетворение (персонификация, прозопопея) — вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами


Боратынский Е.А.

Биография

2 минуты

Под диктовку учителя запишите основные факты биографии Боратынского
Выразительное чтение стихотворения

Евге́ний Абра́мович Бораты́нский (Бараты́нский; 19 февраля (2 марта) 1800, село Вяжле, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя — 29 июня (11 июля) 1844, Неаполь, Королевство Обеих Сицилий) — русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.



Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!»

5 минут

- Какими эмоциями переполнено стихотворение?

- Что позволяет подчеркнуть эмоциональность стихотворения?

- Что увидел поэт в весенней природе?

- Что особенно дорого поэту весной?

- Выделите элементы звукописи в стихотворении.

- Выделите слова и выражения, которые наиболее живописно рисуют картину весны.

- Какое чувство и настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?

- Восторг, легкость, счастье…
- Пунктуация, эпитеты

- Легкость, прозрачность, чистоту, свежесть…

- Последние строфы!!!
- строфы 1-2, 3, 4…



Толстой А.К.

Биография

2 минуты

Под диктовку учителя запишите основные факты биографии Толстого
Выразительное чтение стихотворения

Записывают.
Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа (5 сентября) 1817, Санкт-Петербург — 28 сентября (10 октября) 1875, cело Красный Рог, Брянская губерния (ныне в Почепском районе Брянской области)) — русский писатель, поэт, драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1873), граф.
Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»).

Анализ стихотворения

«Где гнутся над омутом лозы»

5 минут

- Каково настроение этого стихотворения? Какими способами оно создаётся?

- Чем оно отличается от предыдущих?

- Разделите стихотворение на части. Обоснуйте своё решение.

- Кто герои стихотворения?

Как вы можете их охарактеризовать?

- Чьими глазами дано описание природы?

- Какой предстаёт природа в стихотворении?




Сравнение стихотворений о природе, выделение общих черт и различий.

5 минут

Что общего есть во всех стихотворениях в изображении природы?

Олицетворение.

Дополнительное задание (если остаётся лишнее время)

Письменная работа. Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Свой выбор обоснуйте.




Домашнее задание

1 минута

В этих стихотворениях ярко представлена звукопись и эмоции. Выпишите понравившееся вам стихотворение, раскрасьте его и объясните, почему вы выбрали те или иные цвета.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconЛитература Тема. Певцы родной природы
Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconТема урока: «По страницам пейзажной лирики». (урок проводится в медиатеке)
Цель урока: выявление особенностей изображения весны в лирике русских поэтов 19 века

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Цели: вызвать интерес к творчеству Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого; научить детей чувствовать с помощью трепетного...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconУрок литературы. 11 класс. Тема: Тема Родины в стихотворениях русских поэтов
Родины; развивать монологическую речь отрабатывать навыки лингвистического анализа стихотворений; умение творчески представлять воспринятое,...

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Урок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница