Литературное образование сегодня




НазваниеЛитературное образование сегодня
Дата публикации05.05.2014
Размер32.9 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Литературное образование сегодня.
Зубарёва Н.П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы.
Цели и задачи литературного образования сегодня – это воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры обучающихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы, наконец, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения. Очень важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию у обучающихся не только знаний, умений и навыков, что тоже очень важно, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, вызывали потребность перечитывать произведения заново, «остановиться, оглянуться».

Русская классика является своего рода путеводным маяком. Она даёт нам нравственные ориентиры, которые помогают различать добрые дела и злодеяния, честь и подлость, искренность и лицемерие, и главный нравственный критерий в оценке человека - его совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное развитие общества. Без них сложно ответить на вопросы: в чем смысл и назначение человеческой жизни? Как бороться со злом в самом себе и в обществе? Можно ли нарушить нравственные законы во имя достижения общего блага? Над этими вопросами в молодые годы должен задуматься каждый.

Какие произведения наших классиков возьмут мои дети с собой в самостоятельную жизнь? Может это будет один автор, одно прозаическое произведение или запавшие в душу стихи. Но, я надеюсь, наступит минута, когда это произведение, этот литературный герой, эти стихи заговорят с учениками. И дети найдут ответы на самые сокровенные вопросы.

Каждый год я провожу анкетирование выпускников с целью выявления их читательских пристрастий, и всегда получается, что на первом месте произведения русской классики: «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или, как пишут некоторые, сборники стихов.

Я иногда задумываюсь над тем, каким должен быть урок литературы в современной школе. Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен обучающимся, я стараюсь осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. Новые виды деятельности создают у обучающихся положительную мотивацию, так как существующие компьютерные обучающие программы способны учитывать такие особенности конкретного ученика, как индивидуальный темп работы, разноуровневые задания, т.е. есть возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. И еще очень важно, что с помощью компьютера более эффективно решается оперативная обработка и анализ результатов фронтального контроля.

Использую нетрадиционные формы уроков литературы: уроки-концерты, диспуты, дискуссии, инсценировки, уроки-исследования, конференции, семинары, «круглые столы», уроки презентации. Особое место на уроках литературы в старших классах отвожу учебному диалогу, который относится к ведущим технологиям личностно-ориентированного образования. Уроки-концерты и инсценировки в 9-11 классах я провожу по готовым или написанным мною сценариям, назначая исполнителей, режиссера, художника-оформителя, звукорежиссера, критика, актеров выступают обучающиеся.

Одним из приемов работы на уроке является иллюстрирование обучающимися эпизодов художественного произведения, стихотворений. Оно обязательно сопровождается «защитой» работы. т.е. словесным анализом: определением темы, идеи, выразительно-изобразительных средств литературного произведения и живописной работы. Задания я стараюсь делать разнообразными, располагать по степени усложнения.

В течение нескольких лет я изучала интегрированные возможности уроков литературы, русского языка, живописи, музыки, истории. Интегрированное построение учебного процесса, по сравнению с предметным, заключает в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности, приемов мышления ит.д.

Помимо традиционного оценивания учебных достижений, я использую такие формы контроля, как викторины, чайнворды, кроссворды, интересные тексты, зачеты, пресс-конференции, игры «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», позволяющие, набирать баллы, т.е. рейтинговую оценку достижений обучающихся.

Такие подходы к преподаванию литературы находятся в стадии исследования, наверное, не раз придется что-то пересмотреть, изменить, уточнить в методике проведения различных уроков, но уже сейчас я вижу положительные результаты – творческие успехи детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литературное образование сегодня iconКакое образование могут дать родители своим детям без приглашения на дом учителей-предметников?
Литературное. И с большой долей вероятности можно предполагать, что, получив хорошее литературное образование в семье и детском саду,...

Литературное образование сегодня iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «педагогическое образование»
Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). Магистерская программа «Литературное и философское образование»

Литературное образование сегодня iconРабочая программа курса «Литературное чтение» в 4 классе Учителя начальных классов
«Литературное чтение и начальное литературное образование» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой по образовательной системе...

Литературное образование сегодня iconРабочая программа составлена
Протокол согласования учебной программы «Стиховедение» с другими дисциплинами направления 050100. 68 «Педагогическое образование»,...

Литературное образование сегодня iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, «Литературное чтение». Программа...

Литературное образование сегодня iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение»,...

Литературное образование сегодня iconПояснительная записка «Литературное чтение»
«Литературное чтение» — комплексный раздел обучения русскому (родному) языку, соединяющий два ведущих направления, ко­торые обеспечивают...

Литературное образование сегодня iconБунеева Е. В., Чиндилова О. В. Литературное чтение : «В океане света»книга...
«Литературное чтение» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, Образовательной программы начального...

Литературное образование сегодня iconПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры литературы Ульяновского государственного...

Литературное образование сегодня iconКонкурса на лучшее литературное произведение на тему: «Пожарный доброволец:...
Кировского района г. Екатеринбурга состоялось заседание районной комиссии по подведению итогов районного конкурса на лучшее литературное...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница