Пояснительная записка Статус документа




Скачать 243.25 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации02.05.2014
Размер243.25 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
c:\documents and settings\владелец\мои документы\по новому сайту\миг\раб прог по лит для 8 кл.jpg

Пояснительная записка
Статус документа

Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 200 с. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.

Структура документа

Календарно-тематический план по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально0ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 8 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции,

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,

  • приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,

  • свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,

  • получение умений развернуто аргументировано отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.

Место предмета литература в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объеме 68 часов с недельной нагрузкой – 2 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-тематический план


Содержание

Общее
количество часов


^ Развитие речи

Сочинения

Внеклассное чтение

Календарное время на изучение

классные

домашние

Введение

1

-

-

-

-

03.09

Из устного народного творчества

1

-

-

-

-

04.09

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

-

09.09-13.09

Из литературы XVIII в.

3

1

-

-

-

16.09-24.09

Из литературы XIX в.

40

9

3

1

5

25.09-29.02

Из литературы XX в.

18

4

-

2

3

02.03-11.05

Из зарубежной литературы

5

1

-

-

-

16.05-30.05

ИТОГО

68 / в неделю 2

15

3

3

8




Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

^ Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (1 ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

^ Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

^ Теория литературы: житийная литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Из литературы XVIII века – 3 ч. (в т.ч. 1 ч. РР)

Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и поэзия – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

^ Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

^ Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

^ Из литературы XIX века - 40 ч. (в т.ч. 5 ч. Вн. чт. + 9 ч. РР, из них 3 ч. классные сочинения) + домашнее сочинение 1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники: В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»; К.Ф. Рылеев « Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака»; К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений»; Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза»; А.А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»), «Романс», «Идиллия»; Н.М. Языков «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

^ Теория литературы: баллада, элегия, жанровое образование дума, песня, «легкая» поэзия, романтизм, элементы романтизма.

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения» «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертания, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

^ Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы, художественная идея ми средства ее выражения, образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

^ Теория литературы: сюжет и фабула в поэме, лиро-эпическая поэма, роль вступления, лирического монолога, романтическое движение, поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

^ Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

^ Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

^ И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.

^ Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

^ Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии, песня, народность (создание первичных представлений), выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

^ А.Н. Островский. Кратки сведения о писателе. Пьеса-сказка «снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

^ Теория литературы: драма.

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «отрочество» (главы из повести), становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинна и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

^ Теория литературы: Автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Из литературы ХХ века – 18 ч. (в т.ч. 4 ч. РР + 3 ч. Вн. чт.) + домашние сочинения 2-3

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

^ Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

^ Теория литературы: неологизмы, конфликт и лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

О серьезном – с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей», человек и государство, художественное своеобразие рассказов, от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

^ Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Странная актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

^ В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

^ А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью- даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

^ Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

^ Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Из зарубежной литературы - 5 ч. (в т.ч. 1 РР)

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

^ Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

^ Теория литературы: роман, романный герой.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Маскарад», Н.В. Гоголь «Ревизор», «Портрет», И.С. Тургенев «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», А.Н. Островский «Снегурочка», Л.Н. Толстой «Отрочество», «После бала», «Холстомер», М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Обезьяний язык», В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А.Т. Твардовский « За далью даль», В.Г. Распутин «Уроки французского», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», М. Сервантес «Дон Кихот»);

  • основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса);

  • изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

  • участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

  • создания связного текста;

  • определения своего круга чтения;

  • поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.


Календарно-тематический план


№ п/п, дата урока

Система уроков

Теория литературы

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информацион-ная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень




1

03.09

Введение

Цель: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 8 кл., связи художественной литературы и истории, роли писателя в развитии литературного процесса и значении художественного произведения в культурном наследии страны; актуализировать знания о жанрах и родах литературы, жанровом своеобразии отдельных периодов литературного процесса.

Род литературы Жанр


Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с учебником, чтение, анализ образов и языка отрывков художественных произведений, угадывание произведения – викторина.

Индивидуаль-но-коллектив-ная

^ Знать: связь литературы и истории на уровне жанра, сюжета, образов, проблематики; теоретические понятия – «жанр», «род литературы».

Уметь определить эпоху создания литературного произведения.

^ Продуктивный уровень: Р

Знать: отражение эпохи создания произведения в его проблематике и языке.

Продуктивный уровень: К, СП

Развитие навыков образного и выборочного лексического анализа литературного текста.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988. – 416 с.

^ Из устного народного творчества – 1 ч.

2

04.09

Исторические песни как отражение народных представлений и оценок («Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»).

Цель: активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа.

Фольклор

УНТ

Эпос

Лирика

Лиро-эпический род

Былина

Историческая песня

Песня-плач

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, опорные записи, чтение песен, работа в группах по анализу песен.

Коллективная групповая

^ Знать характеристику исторической песни как жанра фольклора.

Уметь определить жанр песни, анализировать произведение, находить средства художественной выразительности, различать песню и былину.

^ Продуктивный уровень: К., Р

Знать основные сюжеты и образы песен.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, составлять словарь одной из песен.

^ Продуктивный уровень: СП, ЛС

Развитие навыков работы с текстом (выразительн. чтения, литературного анализа)

Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: учеб. для 8 кл. ср. шк. – М.: ЦГО, 1996. – 414 с.


Из древнерусской литературы – 2 ч.

3-4

10.09

11.09

Глубина и сила нравственных представлений о человеке в древнерусской литературе; тема святости («Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе»,

«Житие Сергия Радонежского»).

Цель: познакомиться с жанрами жития, сказания, моления, тематическим многообразием древнерусской литературы, проанализировать глубину и силу нравственных представлений и понятие «святость» в древнерусской литературе.

Древнерус. литература

Летописный свод

Житие

Слово

Моление


Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Слово учителя, чтение материала учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа в группах с текстом, письменное размышление и ответы на вопросы.

Коллективнаягрупповая, индивидуаль-ная

^ Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности.

Понимать специфику образов и сюжетов.

Продуктивный уровень: Р, ЦО

^ Знать основных героев и авторов житийной литературы.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, формулировать и записывать выводы.

^ Продуктивный уровень: СП, ЛС

Развитие навыков групповой и индивидуальн. работы с текстом (выразительн. чтения, литературного анализа)

Древнерусская литература: кн. для учителя. – М.: Олимп, 2000.- 618 с.

Знамя Преподобного Сергия Радонежского. – Новосибирск: Изд-во «Сибирь, XXI в.», 1991.


Из литературы XVIII века – 3 ч. (в т.ч. 1 ч. РР)

5

17.09

^ Г.Р. Державин – поэт и чиновник, тема поэта и поэзии (стихотворения «Вельможа», «Памятник»).

Цель: рассмотреть отражение биографии в творчестве, проследить появление в рус. лит. темы поэта и поэзии.

Традиции классицизма в лирическом тексте


Объяснительно-иллюстративная

Анализ текстов, выразит. чтение стихотворений, заучивание стихотворения «Памятник», письменный ответ на вопрос

Коллективнаяиндивидуаль-ная

^ Знать наизусть стихотворение «Памятник».

Уметь произвести тематич. анализ текста.

Продуктивный уровень: Р, ЦО

Уметь произвести литерат. и лингв. анализ текстов, строить ответ на их основе ключевых слова.

^ Продуктивный уровень: СП, ЛС

Владение монологическ. речью и техникой выразительного чтения наизусть.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 7 кл.: урок за уроком. – М.: Русское слово, 1997. – С. 53-58 (биография, «Памятник»).

6-7
18.09

24.09

Н.М. Карамзин как основоположник русской сентиментальной прозы «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

РР 1. Выразительное чтение и лингвистический анализ прозаического текста.

^ Цель: познакомившись с биографией автора и повестью «Бедная Лиза», понять литературное новаторство Карамзина и специфику сентиментальной прозы.

Сентимента

лизм

Сентиментал. повесть

Исследовательская

Литературный и лингвистический анализ текста, чтение, пересказ, формулировка и запись выводов, письменный ответ на проблемный вопрос.

Коллектив-ный, групповой, индивидуаль-ный

^ Знать особенности сентиментальной прозы.

Уметь выполнять литературный анализ текста, писать сочинения.

Продуктивный уровень: Р, СП.

Знать специфику сентимент-ма в рус. лит. и его место в мировом лит. процессе.

Уметь самостоят. письменно рассуждать на литературную тему.

Продуктивный уровень: СП, ЛС, КУЛЬТ.

Владение устной и письменной монологич. речью

Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: учеб. для 8 кл. ср. шк. – М.: ЦГО, 1996. – 414 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М. Г. Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница