Пояснительная записка Статус документа




Скачать 266.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/4
Дата публикации13.06.2013
Размер266.28 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

^ Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

^ Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).


^ Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт










Введение

1


















Литература как искусство слова




1







Урок усвоения знаний

ИКТ

Работа с высказываниями о литературе. Выразительное чтение стихотворений и их анализ

^ Из древнерусской литературы

6


















«Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ




1







Урок усвоения знаний

ИКТ

Составление плана произведения. Комментированное чтение. Анализ эпизодов



«За землю Русскую». Осмысление текста памятника




1







Комбинированный

Аналитическое чтение и ответы на проблемные вопросы



Вечные образы «Слова…»




1







Комбинированный

Составление характеристик героев. Устное сочинение «Каким предстает в тексте поэмы князь…». Выразительное чтение эпизода




Поэтическое искусство автора «Слова…»




1







Комбинированный

Чтение наизусть «Плача Ярославны»



Анализ эпизода «Плач Ярославны»




1







Урок развития речи

Анализ эпизода. Характеристика Ярославны



Мир Игоревой песни




1







Литературная игра

Викторина по тексту произведения. Защита макетов книги

^ Из русской литературы ХVIII века

7


















Характеристика русской литературы ^ ХVIII века




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Составление хронологической таблицы. Конспект лекции. Работа со статьёй учебника



М.В. Ломоносов. «Живое единство наук»




1







Комбинированный

Конспект лекции. Работа со стилями.



Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина




1







Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос. Выразительное чтение стихотворений



«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева




1







Урок усвоения новых знаний

Пересказ глав «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»



Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любань»




1







Урок развития речи

Сжатое изложение



Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Комментированное чтение. Выборочный пересказ. Анализ эпизодов, изображающих пейзаж



«Призрак счастья» в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести




1







Урок обобщения изученного

Характеристика героев по плану. Ответы на проблемные вопросы

^ Из русской литературы первой половины XIX века

57


















Золотой век русской литературы




1







Урок усвоения новых знаний

Тезисный план лекции



В.А. Жуковский. Жизнь и творчество




1







Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение стихотворений. Сообщения



Нравственный мир героини баллады «Светлана»




1







Комбинированный

ИКТ

Выразительное чтение. Выборочный пересказ. Анализ фрагментов

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

9


















Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова




1







Урок усвоения новых знаний

Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в воспоминаниях современников». Составление плана статьи учебника



«К вам Александр Андреевич Чацкий»




1







Комбинированный

Анализ первого действия комедии



«Век нынешний и век минувший»




1







Комбинированный

Анализ 2 действия комедии



«Можно ль против всех»




1







Комбинированный

ИКТ

Анализ 3 действия комедии



«Не образумлюсь… виноват»




1







Комбинированный

Анализ 4 действия комедии



Жанр высокой комедии




1







Урок обобщения изученного

Комментарий статьи А.И. Гончарова «Мильон терзаний»



«Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова




1







Комбинированный

Комментарий статьи А.И. Гончарова «Мильон терзаний»



Разноречивые оценки образа Чацкого




1







Урок развития речи

сочинение



Разноречивые оценки образа Чацкого




1







Урок развития речи

сочинение

^ А.С. Пушкин

19


















А.С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг»




1







Урок усвоения новых знаний

Сообщение



Основные мотивы лирики А. Пушкина




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Формулировка и запись основных мотивов лирики поэта. Комментированное чтение



Развитие темы свободы в лирике А. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ




Дружба и друзья в лирике А. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ



Любовная лирика А. С. Пушкина




1







Комбинированный

ИКТ

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ



Философская лирика А. С. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница