Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка




Скачать 332.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка
Дата публикации27.04.2014
Размер332.55 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования по русской литературе.

  • Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных МО РФ.

  • Примерная программа основного общего образования по русской литературе; М.В Черкезовой.

  • Программа по русскому языку к учебникам 4-11 классов / под ред. прф. М.В. Черкезовой. – 2-е изд., доп. –М.: Дрофа, 2005.

  • Учебный план школы на 2013-2014 учебный год.

Статус документа

Программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная рабочая программа выполняет три основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета

Организационно-планирующая функция предусматривает примерное распределение часов.

Цели

Согласно государственному образовательному стандарту цели литературного образования учащихся национальных школ заключаются в следующем:

воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающейся от родной особенностями образно-эстетической системы; личности, обладающей общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о вершинных произведениях зарубежной классики и литературы народов

России;

Изменения, внесенные в рабочую программу в соответствии с

Примерной программой по русской литературе

Специфику усвоения русской литературы нерусскими определяют такие факторы, как неодинаковый уровень языковой подготовки учащихся разных национальных регионов, своеобразие социальных, этнографических, историко-культурных особенностей, национально-художественная специфика родной для жителей данного региона литературы и устного народного творчества, своеобразие восприятия русской литературы учащимися разных национальностей.

Учет названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературой, в условиях «диалога культур». Программа предлагает учащимся чтение и изучение литературных произведений в классе под руководством учителя. Под чтением и изучением понимается текстуальное изучение художественного произведения или его фрагмента. В соответствии с уровнем знаний и подготовленностью учеников учитель имеет право менять местами произведения, предлагаемые программой. Программа, таким образом, не носит строго нормативного характера, в ней даны рекомендации по изучению произведений и теоретико-литературных понятий.

Название УМК, используемые для достижения поставленной цели

Для учителя:

Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 7 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.

Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. М.: «Вако», 2005г.

М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.

В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С.-П.: «Паритет», 2006г.

Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград, «Учитель – АСТ»

Для учащихся:

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русская литература. / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

  2. 3. Богданова Г. А. Тестовые задания по русской литературе: Пособие для учащихся/Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. 4. Дидактические материалы по русской литературе / Сост. Т. М. Купалова. - М.: Просвещение, 1997.

Основными задачами национальной школы являются следующие:

овладение учащимися умениями осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование основных видов речевой деятельности на русском языке;

развитие у учащихся эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;

воспитание интереса и уважения к русской литературе и литературе других народов России, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

^ Цели обучения:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

^ Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа составлена для:

Русская литература . 7 кл. : учеб. – хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений / авт. – сост. М.В. Черкезова, М.Б Ганженко, Ж.Н. Критарова, Н.С. Русина; под ред. проф. М.В. Черкезовой . –4-е изд., стереотип.- М . : Дрофа ,2007.

Количество учебных часов

В год – 70, из них на развитие речи - 8.

В неделю – 2

Содержание и структура программы по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений определяются ведущими принципами и задачами литературного образования учащихся на современном этапе и ныне действующей системой обучения.

^ Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Общий объем часов, отводимых на русскую литературу в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции.

Типическое значение характеров главных героев произведения.

Основные понятия по теории литературы.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

Формы организации учебного процесса, формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Формы контроля:

- комплексный анализ текста;

-тест;

- составление сложного и простого плана к тексту;

- изложение текста (устное).

Содержание программы учебного предмета

7 класс

^ I. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет» (фрагмент «Смерть Олега от своего коня»)

Русская летопись и ее значение в культурной жизни народа. Представление о роли судьбы в жизни человека в рассказе о смерти князя Олега.

Фатализм в мировосприятии древних. Представление о роли судьбы в жизни человека в родном фольклоре учащихся.

^ II. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В. А. Жуковский

Рассказ о поэте.

«Светлана», «Море»

«Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Романтическое воссоздание картин народного русского быта. Образ стабильного и прекрасного мира. Трактовка несчастья как «лживого сна», а счастья — как «пробужденья». Образ мира, противостоящего царству зловещего рока.

«Море». Метафорическое отождествление жизни человека и природы. Философская наполненность символического образа моря, таящего «глубокую тайну бытия». Композиция стихотворения, выражающая романтическое противопоставление земного и небесного.

^ А. С. Пушкин

Рассказ о поэте.

«Песнь о вещем Олеге», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «19 октября» (1825), «Кавказ», «Не пой, красавица, при мне...», «Станционный смотритель»

«Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с текстом летописи (конкретизация черт, присущих кудеснику и Олегу). Образ кудесника как прообраз пушкинского идеала поэта (правдивость, неподкупность, знание высшей правды — основные его черты). Противопоставление князя и кудесника как представителей земной власти и высшей истины. :

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Глубина и благородство чувств лирического героя. Красота и мелодичность стиха. Романсы русских композиторов на стихи Пушкина.

«19 октября» (1825). Характеристики товарищей-лицеистов, клятва верности в дружбе. Тревожная тональность последних строф и оптимистический характер всего стихотворения.

«Кавказ». Величественный образ Кавказа в стихотворении. Роль олицетворений и сравнений. Лирический герой произведения.

«Не пой, красавица, при мне...». Грустно-лирическая интонация воспоминаний о «далекой бедной деве». История создания стихотворения и его музыкальные интерпретации в романсах русских композиторов.

«Станционный смотритель». Гуманизм повести. Сочувствие простому «маленькому человеку».

Тема «отцов и детей». Непреходящее значение нравственных проблем произведения. Точность и краткость — черты стиля зрелого Пушкина-реалиста.

^ М. Ю. Лермонтов

Рассказ о писателе.

«Поэт», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Смерть поэта»

«Поэт». Тема судьбы поколения, роли поэта и назначения поэзии в жизни общества. Неприятие поэтом светского общества. Трагическая судьба поэта. Глубина чувств, трагическое ощущение судьбы поэта в современном обществе.

«Когда волнуется желтеющая нива...». Философская проблематика стихотворения. Образ поэта в лермонтовской лирике.

«Смерть поэта». История создания стихотворения. Отклик Лермонтова на смерть Пушкина. Гневное обвинение высшей знати в гибели великого поэта.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Эпическая основа жизненной позиции каждого из главных героев произведения. Связь произведения с устным народным творчеством. Значение этой связи для определения авторской позиции, постижения авторского замысла. Художественное совершенство стиха поэмы, его ритмико-интонационная структура в соотнесении с поэтическими образами.

^ Н. В. Гоголь

Рассказ о писателе.

«Тарас Бульба» (в сокращении)

Эпический характер произведения, исторические события, положенные в основу повести. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Атмосфера высокой героики, ощущение полноты и насыщенности жизни, размах, широта души казаков. Тарас и его сподвижники. Черты былинных героев в образах казаков. Высокий патриотический пафос произведения. Чувство духовного родства, товарищества — отличительная черта героев повести: превосходство духовного родства над кровным. Защита родины, своей веры от вражеского посягательства, готовность умереть за них.

^ С. Т. Аксаков

Рассказ о писателе.

«Детские годы Багрова-внука» (глава «Перваявесна в деревне»)

Восприятие героем радостной картины преображающейся природы. Поэтическое изображение тончайших оттенков этого восприятия. Произведения родной литературы о природе родного края.

^ И. С. Тургенев

Рассказ о писателе.

«Роза», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог» («Стихотворения в прозе»), «Живые мощи»

«Роза», «Как хороши, как свежи были розы...». Торжество вечно обновляющейся жизни, человек и смысл его жизни на земле. Гимн всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни, непреходящей силе прекрасного, вдохновению.

«Памяти Ю.П.Вревской», «Порог». Понимание самопожертвования как высшего смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна самопожертвования. Двойственность отношения к подвигу самопожертвования: оценка его как святости или как неразумности.

«Живые мощи». Трагическая судьба героини рассказа и ее духовное просветление, дающее силы перенести тяжелые испытания.

^ Н. А. Некрасов

Рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос»

Изображение красоты, поэзии и тягот крестьянского труда и быта. Образ русской женщины, идея страдания и терпения. Тема смерти в поэме. Простое и мудрое отношение к смерти у русского крестьянства. Фольклорные мотивы в произведении.

«Размышления у парадного подъезда»

Сюжет стихотворения. Народные характеры и судьбы. Размышления поэта о судьбе народа, его унижении, страданиях, силе, терпении и покорности. Образ повествователя. Глубокий лиризм стихотворения, боль поэта за тяжелую долю народа. Контраст в произведении.

^ А. К. Толстой

Рассказ о поэте.

«Василий Шибанов»

Обращение поэта к русской истории и фольклору. Образ Ивана Грозного. Нравственная проблематика баллады. Поэтическое изображение чувства любви к Родине, верности, чувства долга простого человека из народа.

^ М. Е. Салтыков-Щедрин

Рассказ о писателе.

«Карась-идеалист»

Наивная вера карася в возможность праведной жизни, в добро, в торжество закона, полное незнание им реальной жизни. Скепсис и пессимизм ерша. Речевые характеристики карася и ерша, роль финала сказки в раскрытии авторской позиции.

^ Н. С. Лесков

Рассказ о писателе.

«Кадетский монастырь» (в сокращении)

Основа рассказа — достоверные события из жизни Первого кадетского корпуса. Черты праведников в героях рассказа. Воспитание в подростках чувства чести и благородства, товарищества и любви к отчизне.

^ Л. Н. Толстой

Рассказ о писателе.

«Отрочество» (отдельные главы) Жанр автобиографической повести. Формирование характера Николеньки Иртеньева. Его острая наблюдательность, стремление к правде, добру. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей.

^ В. М. Гаршин

Рассказ о писателе.

«Красный цветок»

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Прославление великого подвига самопожертвования. Символический образ Красного цветка. Красный цветок как воплощение мирового зла. Аллегорический смысл рассказа. Глубокий психологизм и лиризм повествования.

^ III. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

В. Г. Короленко

Рассказ о писателе.

«Слепой музыкант» (в сокращении)

Проблема счастья в повести. Гимн человеку-победителю. Прославление бескорыстной дружбы и чистой любви. Психологизм повести. Роль искусства в жизни человека.

М. Горький |

Рассказ о писателе.

«Детство» (отдельные главы), «В людях» (отдельные главы)

Изображение в повестях «свинцовых мерзостей жизни». Противостояние героя злу и несправедливости. Нравственное становление Алеши. Образ Акулины Ивановны: ее доброта, поэтичность натуры, стойкость.

^ В. В. Маяковский

Рассказ о поэте.

«Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш», «Строго воспрещается»

«Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие, доброта как естественные нормы жизни человека. Гуманистический пафос стихотворения.

«Левый марш». Маяковский — о революции. Поиски новых выразительных средств: гиперболичность, гротескность художественных образов, неологизмы. Своеобразие ритма и рифмы.

«Строго воспрещается». Сатира на не всегда уместный бюрократический стиль речи и общения. Противоречие между «бумажными» законами и самой жизнью. Неожиданные метафоры и рифмы как средство создания комического эффекта. Глубокий политический подтекст стихотворения.

^ С. А. Есенин

Рассказ о поэте.

«Не ветры осыпают пущи...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Шел Господь пытать людей в любови...», «Песнь о собаке», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

«Не ветры осыпают пущи...». Влияние фольклорных традиций и христианской образности в стихотворении. Прием отрицательного параллелизма, развернутая христианская символика.

«Не бродить, не мять в кустах багряных...». Сложное сплетение в стихотворении темы любви, природы, родины. Грусть прощания с юностью, прошлым, любимой, которая осталась в памяти светлым воспоминанием. Цветопись стихотворения.

«Шел Господь пытать людей в любови...». Глубокий гуманистический пафос стихотворения. Евангельские мотивы незаметной, непоказной любви к ближнему, сострадания и милосердия.

«Песнь о собаке». Ответственность человека за все живое на земле.

«Низкий дом с голубыми ставнями...». Любовь поэта к родному краю.

Чувство любви к родине у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина. Неброские картины родной природы.

^ А. А. Ахматова

Рассказ о поэте.

«Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Клятва», «Мужество», «Родная земля», «Лотова жена»

«Смуглый отрок бродил по аллеям...». Мысль об особом даре великого поэта, способного оказать влияние на судьбу России. Особая выразительность стиха, звукопись в поэзии Ахматовой.

«Не с теми я, кто бросил землю...». Глубокое внутреннее чувство любви к родине, чуждое любому внешнему, показному проявлению. Неприятие эмиграции.

«Клятва», «Мужество» (по выбору). Тема родины, с пронзительной силой звучащая в стихах военных лет. Глубокая убежденность в победе, недопустимость мысли о том, чтобы покориться врагу. Сила и мужество лирического героя. Сохранение русской речи как символа непобедимости и величия русского народа.

«Родная земля». Отношение к родной земле как к святыне. Многозначность слова-образа «земля» в стихотворении. Своеобразие размера стихотворения.

«Лотова жена» (из цикла «Библейские стихи»). Своеобразное осмысление библейского мотива о неотвратимости и справедливости наказания за ослушание Богу. Поэтическое оправдание этого поступка.

^ В. Ф. Тендряков

Рассказ о писателе.

«Весенние перевертыши» (в сокращении) Становление личности подростка: пробуждение первого робкого чувства любви, осознание того, что в мире есть зло, с которым надо бороться

А.А.Вознесенский

Слово о поэте.

«Тбилисские базары», «Ров»

Полнота и радость ощущения жизни. Красота мира и его беззащитность перед угрозой разрушения человеком.

^ Б. Ш. Окуджава

Слово о поэте и барде.

«Молитва Франсуа Вийона», «Когда метель...»

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. Религиозные мотивы в поэзии Окуджавы. Поэт о гармонии и теплоте человеческих отношений. Песня как моноспектакль.

^ IV. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Г. Тукай

Рассказ о поэте.

Стихотворения цикла «О, эта любовь!»

Лиризм стихотворений, использование традиционной формы газели. Фольклорные мотивы.

^ V. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М. де Сервантес Сааведра

Рассказ о писателе.

«Дон Кихот» (фрагменты)

Образ главного героя, стремление Дон Кихота к возрождению золотого века. Столкновение высоких идеалов и реальной действительности.

^ Ж. Б. Мольер

Рассказ о писателе.

«Мещанин во дворянстве» (фрагменты)

Проблема подлинной и мнимой культуры. Образ Журдена. Особенности сатиры и юмора у Мольера.

^ Ф. Шиллер

Рассказ о поэте.

«Перчатка»

Романтический пафос баллады. Идея чести и человеческого достоинства. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
Основные теоретико-литературные понятия

7 класса

•Художественная литература как искусство слова.

• Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», русские писатели-классики, классики национальной литературы.

• Понятие о мифе. Мифологическое восприятие мира. Общие черты и национальное своеобразие в мифологическом восприятии мира разными народами.

• Фольклор. Жанры фольклора: былина, сказка. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Особенности языка и композиции фольклорных произведений (зачин, повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка и т. д.). Литературная сказка.

• Роды и жанры литературы. Рассказ, повесть, лирическое стихотворение, поэма, басня.

• Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет, композиция. Средства создания художественного образа: портретная и речевая характеристика героя, его характер. Образ автора. Пейзаж и его роль в литературном произведении.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий 7 класса

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

• Выразительное чтение художественного текста.

• Различные виды пересказа (подробный, краткий).

• Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

• Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.

• Анализ произведения.

• Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики и проблематики.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

• авторов и названия изученных произведений;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• пересказывать устно и письменно, подробно и сжато художественные произведения;

• составлять план эпического произведения;

• определять род и жанр литературных произведений;

• выделять тему, идею изученного произведения, осознавать нравственную проблематику;

• давать характеристику героям литературного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц, сопоставлять эпизоды литературных произведений;

• определять в тексте художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;

• выполнять различные письменные работы творческого характера (изложения, мини-сочинения и др.);

• выражать свое отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведения русской и родной литературы;

• воспринимать произведение литературы в тесной связи с другими видами искусства.


^ Календарно-тематическое планирование




Тема

К/ч

Дата

(план)

Дата

(факт.)

Прим.




I четверть.













1

Мир и человек в литературе.

1

2.09







2

Древнерусская литература. «Смерть Олега от своего коня». Чтение.

1

5.09







3

В.А. Жуковский Слово о поэте.

1

9.09







4

Художественное своеобразие баллады «Светланы» (с использованием ИКТ).

1

12.09







5

Тема веры и верности и их осмысление в балладе (с использованием ИКТ).

1

16.09







6

^ Сравнительная характеристика элегии В.А. Жуковского «Море»

1

19.09







7

А.С. Пушкин. Слово о поэте.


1

23.09







8

Картины жизни Древней Руси. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особен-ности композиции. Своеобразие языка (с использованием ИКТ).

1

26.09







9

^ Развитие речи. Мое любимое стихотворение Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина. Восприятие, истолкование, оценка. «На холмах Грузии…» Обучению анализа лирического истолкования (с использованием ИКТ).

1

30.09







10

Тема дружбы в лирике поэта.. «19 октября» (1825)

1

3.10







11

Вольнолюбивые устремления поэта.

1

7.10







12

^ Развитие речи. Обучение письменному отзыву.

1

10.10







13

«Маленький человек» и его судьба в повести «Станционный смотритель»

1

14.10







14

^ Внеклассное чтение. Один из ликов ПетраI изображения А.С. Пушкина (с использованием ИКТ).

1

17.10







15

Урок – экскурсия «В лермонтовских Тарханах». Роль пейзажа в раскрытии замысла .

1

21.10







16

^ Развитие речи. Обучение сочинению. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

24.10







17

Два героя-две идеологии «Песни про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

28.10







18

Идейно-художественное своеобразие «Песни про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

30.10










^ II четверть













19

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Знакомство с героями.


1

7.11







20

Чтение 1 главы. Знакомство с героями. Система образов в повести.

1

11.11







21

Образы Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

14.11







22

Образ и характер Тараса Бульбы.

1

18.11







23

Художественная деталь в повести «Тарас Бульба».

1

21.11

.




24

Особенности изображения природы и людей. Пейзаж в повести.

1

25.11







25

^ Развитие речи. Сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

28.11







26

С.Т.Аксаков. Слово о писателе(с использованием ИКТ).

1

2.12







27

«Детские годы Багрова-внука».-автобиографическая повесть

1

5.12







28

Глава «Первая весна в деревне». Фрагмента 2,3.

1

9.12







29

Поэтические изображения природы. Работа над фрагментом 4.


1

12.12







30

Внеклассное чтение. Произведения о родной природе в литературе народов России.

1

16.12







31

И.С. Тургенев. Слово о писателе (с использованием ИКТ).


1

19.12







32

Торжество обновляющей жизни.

Идейно-художественное своеобразие.

1

23.12







33

Памяти Ю.П Вревской», «Порог»

Великая сила подвига.


1

26.12







34

«Живые мощи». Вера в духовное просветление человека.

1

28.12










^ III четверть













35

Внеклассное чтение. Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы

1

13.01







36

Н.А. Некрасов – «поэт грустной действительности». «Размышление у парадного подъезда»

1

16.01







37

Образ русской женщины в поэме «Мороз, Красный нос».

1

20.01










Фольклорные особенности в поэме «Мороз, Красный нос»













38

А.К. Толстой «Василий Шибанов». Нравственная проблематика баллады

1

23.01







39

Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов"



1

27.01







40

М.Е. Салтыков-Щедрин. Едкая сатира. Сказка «Карась-идеалист».

1

30.01







41

^ Внеклассное чтение. Обличение пороков общества сказками Салтыкова - Щедрина.

1

3.02







42


^ Внеклассное чтение. Книга в кругу читателей. «Великая доброта» произведений А.П. Чехова (с использованием ИКТ).

1

6.02







43

С.Лесков. Слово о писателе. «Кадетский монастырь».

Основа рассказа - достоверные события.

1

10.02







44

Люди праведные "глухой поры" в рассказе Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

1

13.02







45

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.

«Отрочество»-автобиографическая повесть.

1

17.02







46

В.М. Гаршин «Красный цветок»

1

20.02







47

Понятие об образе-символе. В.Гаршин "Красный цветок".

1

24.02







48

Проблема счастья в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

1

27.02







49

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант»-гимн человеку- победителю.

Выборочное чтение.

1

3.03







50

^ Развитие речи. Звуки музыки. Роль искусства в жизни человека.

1

6.03







51

Максим Горький. «Детство». «Неумное племя» в повести.

1

10.03







52

Максим Горький. «В людях». Нравственные искания Алеши Пешкова

1

13.03







53

^ Развитие речи. Сочинение «Какие жизненные уроки получил Алеша Пешков «В людях».

1

17.03










^ IV четверть













54

В.В. Маяковский – «первый в мире поэт масс»

1

31.03







55

Художественное своеобразие стихотворений В.В. Маяковского

1

3.04







56

С.А. Есенин. Своеобразие лирики (с использованием ИКТ).

1

7.04







57

^ Внеклассное чтение. Тема любви к родине в литературе народов России (с использованием ИКТ).

1

10.04







58

А.А. Ахматова- «голос своего поколения» (с использованием ИКТ).

1

14.04







59

^ Развитие речи. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.

1

17.04







60

Вопросы добра и зла в повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши»

1

21.04







61

^ Развитие речи. Сочинение по теме: «Разные миры».

1

24.04







62

^ Внеклассное чтение. Русская поэзия второй половины XX века.

1

28.04







63

Полнота и радость ощущения жизни в творчестве А.А. Вознесенского

1

1.05







64

Мудрость и душевная ценность в творчестве Булата Окуджавы (с использованием ИКТ).

1

5.05







65

^ Внеклассное чтение. Фольклорные традиции в литературе народов России (с использованием ИКТ).

1

8.05







66

Лиризм стихотворений Г.Тукая

1

12.05







67

^ Внеклассное чтение. Традиции зарубеж-ной литературы(с использованием ИКТ).

1

15.05







68

М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

1

19.05







69

Особенности сатиры и юмора. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

22.05







70

Ф.Шиллер Романтический пафос баллады «Перчатка»

1

26.05







71

Развитие речи. Роль книги XXI веке(с использованием ИКТ).

Мой читательский выбор.

1

29.05


























Перечень учебно-методических средств

  1. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007

  2. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998

  3. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989

  4. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990

  5. Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000

6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7- 11 классов

7. Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.

8. Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы.Задания.

9.М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование в 7 классе. Ярославль, «Академия развития», 2003

10. И.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. С-П.: «Паритет», 2003

11.Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 6-9 классы Волгоград, 2004

12. Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ. М.: «АСТ-Астрель», 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка
Примерной программы основного (общего) образования с учетом авторской программы Р. Н. Бунееева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе....

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год рабочая...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 5-9 класс Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница