Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме»




Скачать 47.26 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме»
Дата публикации20.04.2014
Размер47.26 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 9 классе
Тема урока «М.В.Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме».
Цели урока: изучить оду; дать представление о Ломоносове как поэте – гражданине; познакомить учеников с особенностями классицизма; способствовать пробуждению патриотического чувства.

Данный урок второй по изучению творчества М.В.Ломоносова. Ученики получили задание прочитать оду и составить план произведения.
^ 1.Объявляется тема и цели урока.

2. Изучение оды в виде беседы.

- Дома вы прочитали произведение Ломоносова. Как оно звучит? (Торжественно, возвышенно).

- Благодаря чему создается такое торжественное звучание? (В ней много архаизмов, метафор, мифологических имен, имен исторических деятелей).

- Почему Ломоносов пишет именно так? (Это гимн, произведение, которое прославляет).

- Как вы думаете, что и почему? (В начале стихотворения прославляется тишина, мир, благодаря которому раскрываются богатства России и достигается благополучие ее граждан).

- Как движется стихотворение дальше? Прочитайте.

- Кто еще и за что воспевается автором? (Прославление мира переходит в прославление Елизаветы. Она стала монархом – миротворцем, просветителем).

- Ваше отношение к поэту в связи с этим? Он перед ней заискивает? (Известно, что Елизавета была совсем не такой, а заурядной, обыкновенной личностью).

- Объясните строки:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

Ломоносову хотелось, чтобы Елизавета творила добро своим подданным. Он рисует ее такой, какой бы хотел ее видеть.

- Какие еще изменения происходят? Какая новая поэтическая тема появляется? Обратимся к тексту. В стихотворении появляется человек, достойный прославления, - Петр. Звучит благодарное слово судьбе, пославшей такого Человека России.

- Объясните. Звучит текст. Как необычны образы Марса, Нептуна, Невы!

Назовите выразительные средства. Метафоры.

- Соотнесите темы Петра и Елизаветы. Ломоносов славит Елизавету только как дочь Петра, и она должна взять отца за образец.

- Движение оды останавливается на образе Петра? Нет, появляется еще один образ – России. Следовательно, название оды носит верноподданнический характер, что было традиционным для литературы 18 века, но мы теперь понимаем, что поэт славит Россию, которая неразрывно связана с именем Петра, поэтому их образы даны в единстве.

- Какой вы увидели Россию? Несметные богатства: реки, моря, леса, земные недра. Ими нужно овладеть и обратить на пользу страны, народа.

- Кому это сделать под силу? Прежде всего, людям науки – ученым.

- Какой образ входит в оду? Образ Росса.

- Кто это? Русский человек, россиянин, в которого верит поэт, верит в его гений, в его творческие силы, верит, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Таким образом, в оде Россия неотделима от всего человечества, от достижений человеческой мысли. Развитием мировой науки Ломоносов предсказал перспективу развития русской науки. Ода становится гимном Родине.

- Вы не почувствовали, что в оде есть еще один герой? Конечно, это автор.

- Определите мой следующий вопрос. Каким вы себе представляете его? Ломоносов пишет о Платоне, «Невтоне» по праву: он сам гений, сам достиг вершин в науках. Это человек государственного ума, которому дороги интересы Родины. Он видит свой долг в служении Отечеству.

- Ломоносов написал оду. Попробуйте дать определение и записать его. Ода-это торжественное стихотворное произведение, посвященное официальному событию, историческому лицу.

- Как вы думаете, когда стихотворение перестает быть одой? Со слов: «Науки юношей питают…»

- Как бы вы прочитали эти строфы? (Просто, доверительно).

- Попробуйте. Читают 2 ученика. (Ода перерастает в размышление о счастье, жизненном успехе, о том, что способно поддержать, в чем можно найти утешение. Нет ничего надежнее, чем знания, наука).

- Вы согласны с поэтом? (Польза знаний в наши дни неоспорима). Приведите примеры.

3. Формирование начального представления о классицизме.

- Давайте подумаем над значением слова «идеал». Это то, к чему стремится человек всей душой, это совершенство. Проверим наше определение по Словарю С.И.Ожегова.

- Запишите те слова, которые могут, на ваш взгляд, составить понятие «идеал Ломоносова». Родина, мир, труд, наука, самоотверженность, долг. Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже.

- Сделайте, пожалуйста, вывод. Каким же предстает М.В.Ломоносов в оде? (Он поэт-гражданин, верящий в силу науки, образования, думающий о государственных интересах).

- Дома вам предлагалось составить план оды. Прочитайте. Ответы 2 учеников.

- Что поражает? (Стройность произведения, его последовательность. Это особенность поэзии Ломоносова, особенность оды как жанра).

- Пишу на доске слова: беспорядочность, горячность, спонтанность. Их можно употребить для характеристики оды? Нет, невозможно, т. к. ода подчиняется законам логики, разума.

- Какой вид искусства получил особенное развитие в Петровскую эпоху? Зодчество, архитектура.

Звучат строки Пушкина:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Ода Ломоносова и город строятся по одному образцу. Если сопоставить Москву и Петербург 18 века, то можно сразу сказать: в Москве легко было заблудиться, а в Петербурге, городе проспектов и площадей, нет.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…- писал Пушкин.

- Как вы думаете, почему искусство строится именно так: «горделиво», торжественно? Наверное, потому, чтобы придать величие русскому государству.

Тема могущества и величия России сочетается в искусстве, и в поэзии Ломоносова в том числе, с прославлением Петра Первого как просвещенного государя. В 18 веке зарождается новое искусство, в основе которого лежит вера в человека и его силы. Для людей слово «идеал» характеризует направленность мышления. Должны были быть образцы, к которым следовало стремиться. Они были найдены в античности. Отсюда слово «идеальный» - классический, образцовый, совершенный. Искусство стали называть классицистическим – классицизмом.

- Вспомним язык оды Ломоносова – торжественный, возвышенный, метафорический. Представим, что в ней появились грубоватые, просторечные слова. Что бы изменилось? Не было бы торжественности, строгости, величавости.

- Выведите важное правило искусства 18 века. Правило единообразия. Ломоносов создал теорию «трех штилей», соблюдение которой стало нормой. Классицизм – это нормативное искусство, имеющее жизнеутверждающий характер, веру в силу разума, науки, творческие силы русского человека. Главная задача классицизма – создание монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, служения Родине.
4. Обобщающее слово учителя. Подведение итогов урока.
На дом ученики получают задание: прочитать статью учебника «Классицизм», подготовить сообщение об оде Ломоносова как классицистическом произведении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconСписок литературы на 7 класс
...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconК проблеме своеобразия жанра оды. Жанровая природа «Стихов похвальных...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconПеречень произведений экзаменационных билетов по литературе
...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconВсероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап
...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconЛитература для чтения (7 класс). Былины: «Садко»
...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconСписок литературы для чтения в 7 классе
Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на всероссийский престо Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconСписок произведений, которые рекомендуется прочитать
Михаил Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconСписок литературы по классному чтению для 9 класса
М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния. Ода на день восшествия на Всероссийский...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconЛитература для чтения 9 класс «Слово о полку Игореве»
...

Урок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Понятие о классицизме» iconМихаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница