Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой




Скачать 103.85 Kb.
НазваниеУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Дата публикации16.04.2014
Размер103.85 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
11 класс.

Урок литературы.

Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой

Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в поэзии М. Цветаевой.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворений, комментарии учителя.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания совмещена с объяснением нового материала. Индивидуальные задания по темам лирики Цветаевой.

  2. Введение в тему: «Моим стихам, написанным так рано…» (фрагмент видеолекции )

III. Сообщения учеников с элементами беседы. Выразительное чтение и анализ стихотворений

Стихотворения читают учитель и заранее подготовленные ученики, используется фрагменты видеолекции.

  1. Особенности творчества М. Цветаевой.

^ Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное — взято.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший - сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923). Поэт — единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

18 августа 1918

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории XX века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был ее литературный манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен». Внешнее и внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны: внутренняя суть проявляется, проступает через внешнее. Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может:

Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное — взято.

В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:

Стол

Мой письменный верный стол! Схватясь за столовый кант...

Спасибо зато, что шел — Меня заливал, как штранд! (нем, морской берег)

Со мной по всем путям. К себе пригвоздив чуть свет —

Меня охранял - как шрам. Спасибо за то, что - вслед

Мой письменный вьючный мул! Срывался! На всех путях

Спасибо, что ног не гнул Меня настигал, как шах —

Под ношей, поклажу грез - Беглянку. - Назад, на стул!

Спасибо - что нес и нес. Спасибо за то, что блюл

Строжайшее из зерцал! И гнул. У невечных благ

Спасибо зато, что стал Меня отбивал — как маг —

(Соблазнам мирским порог) Сомнамбулу. Битв рубцы,

Всем радостям поперек, Стол, выстроивший в столбцы

Всем низостям - наотрез! Горящие: жил багрец!

Дубовый противовес Деяний моих столбец!

Льву ненависти, слону Столп столпника, уст затвор —

Обиды — всему, всему. Ты был мне престол, простор —

Мой заживо смертный тес! Тем был мне, что морю толп

Спасибо, что рос и рос Еврейских — горящий столп!

Со мною, по мере дел Так будь же благословен —

Настольных — большал, ширел, Лбом, локтем, узлом колен

Так ширился, до широт — Испытанный, — как пила

Таких, что, раскрывши рот, В грудь въевшийся - край стола!

— В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»?

— В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества? (Поэт и стол — некий кентавр, поэт «пригвожден» к столу. Сущность творчества — в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.)

2. Фольклорное начало в творчестве Цветаевой.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк - от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни - открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:

Гришка-Вор тебя не ополячил,

Петр-Царь тебя не онемечил.

Что же делаешь, голубка? — Плачу.

Где же спесь твоя, Москва? - Далече.

— Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом фрагменте? (Черный ворон (и созвучное Гришка-Вор), голубка; характерная для народной песни форма диалога-плана, народная лексика: «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны».)

Подбираем и читаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало («Над церковкой – голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917; «Царь и Бог! Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!», 1920 и другие.) Фрагмент видеолекции

Одно из завершающих стихотворений "Лебединого стана" ("Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь...") описывает земное противоборство, в котором столкнулись люди одной плоти и крови, как величайшую национальную трагедию - братоубийственную бойню сыновей одной матери - Руси, для которой цвет их не важен:

* * *

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То, шатаясь, причитает в поле - Русь!
Помогите - на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!

И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!

И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!

Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.

- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!
Аль у красных пропадал? - Ря-азань.

И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!

Без воли - без гнева -
Протяжно - упрямо -
До самого неба:
- Мама!

Декабрь 1920

Она обращается не только к песне, но и к частушке, к раешному стиху к формам «заплачек», «заговоров», «заклинаний», «ворожбы», вживается в тонкости народнопоэтической речи, усваивая ее ритмы, рифмы, эпитеты, точную образность, не теряя цветаевского.

3. Тема родины в поэзии Цветаевой.

Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера не только в фольклорных мотивах, но и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва - воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»).

Домики старой Москвы.

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных

Все исчезаете вы

Точно дворцы ледяные по мановенью жезла.

Где потолки расписные,

До потолков зеркала?

В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества. Стр 274 Из цикла «Стихи о Москве»

Мотив святости, праведности - в большинстве стихотворений цикла. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини:

Мотив странничества напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь - странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой.

^ Фрагмент видеолекции

4. Образ лирической героини. Тема души

«Одна голая душа! Даже страшно».

С мотивом странничества сопрягается тема души.

ДУША

Выше! Выше! Лови - летчицу!
Не спросившись лозы - отческой
Нереидою по - лощется,
Нереидою в ла - зурь!

Лира! Лира! Хвалынь - синяя!
Полыхание крыл - в скинии!
Над мотыгами - и - спинами
Полыхание двух бурь!

Муза! Муза! Да как - смеешь ты?
Только узел фаты - веющей!
Или ветер страниц - шелестом
О страницы - и смыв, взмыл...

И покамест - счета - кипами,
И покамест - сердца - хрипами,
3акипание - до - кипени
Двух вспененных - крепись - крыл.

Так, над вашей игрой - крупною
(Между трупами - и - куклами!),
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля - ша -

Шестикрылая, ра - душная,
Между мнимыми - ниц! - сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду - ша!

10 февраля 1923

Виденья райские с усмешкой провожая,

Одна в кругу невинно-строгих дев,

Я буду петь, земная и чужая,

Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,

Настанет миг — я слез не утаю...

Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи,

И не для встреч проснемся мы в раю!

— Как представляется в стихотворении жизнь души в раю?

Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев». Стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви.

- Какой прием лежит в основе произведения?

Антитеза бытия и быта

Душа имеет имя, и это имя — Марина.

Душа и имя

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

- В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени?

(Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.) Вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и читаем стихотворения, где тема души - ведущая: «Душа», 1923; «Дорожкою простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и другие).

Тема любви

^ Беспощадна не была никогда, но всегда – беззащитна.
                                                                       М. Цветаева


Свобода и своеволие души, не знающей меры - вечная и дорогая тема, идет рядом с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику («Надпись в альбом», 1910; «Связь через сны»; «Мне нравится, что Вы больны не мной...», 1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920; «Пора! Для этого огня...», 1940 и другие).

Композиция

  1. «Мы с тобою лишь два отголоска:
    Ты затихнул, и я замолчу.
    Мы когда-то с покорностью воска
    Отдались роковому лучу.
    Это чувство сладчайшим недугом
    Наши души терзало и жгло.
    Оттого тебя чувствовать другом
    Мне порою до слез тяжело».

2. «Откуда такая нежность?
    И что с нею делать, отрок
    Лукавый, певец захожий,
    С ресницами – нет длинней?»

3. Нежней и бесповоротней

Никто не глядел вам вслед...

Целую вас — через сотни

Разъединяющих лет.

Фрагмент видеолекции (8.34 мин)

«Я с вызовом ношу его кольцо»

               

  1. «Не хочу ни любви, ни почестей:
    - Опьянительны. – Не падка!
    Даже яблочка мне не хочется
    - Соблазнительного с лотка…»

  2. «Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
    Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!»
    Твоя любовь была такой ошибкой, -
    Но без любви мы гибнем, Чародей!»



  1.   «Как живется вам с простою
        Женщиною? Без божеств?
        Государыню с престола
        Свергши (с оного сошед),
        Как живется вам – хлопочется –
        Ежится? Встается – как?
        С пошлиной бессмертной пошлости
        Как справляетесь, бедняк?»


- В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой?

Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаше всего - разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична. Иногда месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть . Возможность любимого человека быть с другой, «простой» женщиной пошлой, ничтожной, не укладывается в голове. Отсюда риторические вопросы, на которые лирическая героиня и не ждет ответа. Невероятная открытость, откровенность - неповторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. О «невстрече», о неизбежности расставания в стихотворении из цикла «Разлука» (1921):

^ Вывод: энергетический накал

плавность;
сдержанность;
приглушённость;
затаённость;
как будто нехотя;
внутренний шёпот;
разговор с самой собой

молитва, заклинание

напор;
порыв;
взрыв;
накал;
вызов;
борьба;
поединок;
удар

лирическая героиня

“воительница”
— бунтарка;
— открытое противостояние;
— одна против всех и вся, вплоть до Бога;
— мятежница;
— бросает вызов;
— “пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв)

– романтическое своеволие
- отзывчива к проявлениям «иной» души

-

вожатый

Особенности художественной формы:

- рваный стих

-Форма- монолог

-Ритм- средство организации стиха, единица речи- слог , а не слово.

-Пауза

-Тире «рвет» стих

-Аллитерация – эмоционально- экспрессивная функция

-Ассонанс

-Синтаксический параллелизм

- кольцевые повторы

- рефрены

- риторические умолчания

Мотивы:

Сна, дороги, скитаний, безумия, одиночества, земного и небесного, души и тела, города, разлуки, борьбы, богоборчества

В драматическом стихотворении «Рас - стояние: версты, мили...» (1925) - не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей.

^ Просмотр видеолекции ,

Анализ стихотворения (стр 276 русская литература 11 класс)

VI. Итог урока

Фрагмент видеолекции . «Идешь на меня похожий»

Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

V. Рекомендуемая литература

Воспоминания о Марине Цветаевой (сборник); И. Кудрова. «Версты, дали...»; Гибель Марины Цветаевой; А. Саакянц. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества; Марина Цветаева. Жизнь и творчество; А. Цветаева. Воспоминания.

Домашнее задание.

Наизусть стихотворение из списка по выбору.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconПоэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Обычное женское счастье мое!»
Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconТема: Лирика Марины Цветаевой «Красно кистью рябина зажглась »
...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconЗав библиотекой Петрова С. Н зав библиотекой
Поводом для этого разговора стал календарь памятных дат в нынешнем году отмечаются юбилеи сразу трех представителей литературы Серебряного...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconТема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество
Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; музыкальное сопровождение; компьютерная...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconСценарий поэтической гостиной «Памяти Марины Цветаевой»
Сценарий поэтической гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Красною кистью рябина зажглась…»
Оборудование: репродукции портретов М. И. Цветаевой, М. Волошина, выставка книг с произведениями М. И. Цветаевой, музыкальное сопровождение...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой iconГермания марины цветаевой
Вся лирика М. Цветаевой ‒ это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность...

Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой icon«…Звали меня Мариной…» о личности, судьбе и творчестве Марины Ивановны Цветаевой
Цель: познакомить учащихся с личностью, непростой судьбой и творчеством М. Цветаевой



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница