Скачать 103.85 Kb.
|
Содержание Ибо раз голос тебе, поэтФрагмент видеолекции Беспощадна не была никогда, но всегда – беззащитна. М. Цве Вывод: энергетический накал Просмотр видеолекции |
11 класс. Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в поэзии М. Цветаевой. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворений, комментарии учителя. Ход урока
III. Сообщения учеников с элементами беседы. Выразительное чтение и анализ стихотворений Стихотворения читают учитель и заранее подготовленные ученики, используется фрагменты видеолекции.
^ Дан, остальное — взято. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший - сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923). Поэт — единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных: Если душа родилась крылатой — Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингиз-хан ей и что — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных — и сытость сытых! 18 августа 1918 Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории XX века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был ее литературный манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия - поэзия собственных имен». Внешнее и внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны: внутренняя суть проявляется, проступает через внешнее. Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может: Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято. В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта: Стол Мой письменный верный стол! Схватясь за столовый кант... Спасибо зато, что шел — Меня заливал, как штранд! (нем, морской берег) Со мной по всем путям. К себе пригвоздив чуть свет — Меня охранял - как шрам. Спасибо за то, что - вслед Мой письменный вьючный мул! Срывался! На всех путях Спасибо, что ног не гнул Меня настигал, как шах — Под ношей, поклажу грез - Беглянку. - Назад, на стул! Спасибо - что нес и нес. Спасибо за то, что блюл Строжайшее из зерцал! И гнул. У невечных благ Спасибо зато, что стал Меня отбивал — как маг — (Соблазнам мирским порог) Сомнамбулу. Битв рубцы, Всем радостям поперек, Стол, выстроивший в столбцы Всем низостям - наотрез! Горящие: жил багрец! Дубовый противовес Деяний моих столбец! Льву ненависти, слону Столп столпника, уст затвор — Обиды — всему, всему. Ты был мне престол, простор — Мой заживо смертный тес! Тем был мне, что морю толп Спасибо, что рос и рос Еврейских — горящий столп! Со мною, по мере дел Так будь же благословен — Настольных — большал, ширел, Лбом, локтем, узлом колен Так ширился, до широт — Испытанный, — как пила Таких, что, раскрывши рот, В грудь въевшийся - край стола! — В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»? — В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества? (Поэт и стол — некий кентавр, поэт «пригвожден» к столу. Сущность творчества — в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.) 2. Фольклорное начало в творчестве Цветаевой. Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк - от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни - открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха: Гришка-Вор тебя не ополячил, Петр-Царь тебя не онемечил. Что же делаешь, голубка? — Плачу. Где же спесь твоя, Москва? - Далече. — Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом фрагменте? (Черный ворон (и созвучное Гришка-Вор), голубка; характерная для народной песни форма диалога-плана, народная лексика: «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны».) Подбираем и читаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало («Над церковкой – голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917; «Царь и Бог! Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!», 1920 и другие.) Фрагмент видеолекции Одно из завершающих стихотворений "Лебединого стана" ("Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь...") описывает земное противоборство, в котором столкнулись люди одной плоти и крови, как величайшую национальную трагедию - братоубийственную бойню сыновей одной матери - Руси, для которой цвет их не важен: * * * Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! То, шатаясь, причитает в поле - Русь! Помогите - на ногах нетверда! Затуманила меня кровь-руда! И справа и слева Кровавые зевы, И каждая рана: - Мама! И только и это И внятно мне, пьяной, Из чрева - и в чрево: - Мама! Все рядком лежат - Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал: Смерть побелила. - Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань! Аль у красных пропадал? - Ря-азань. И справа и слева И сзади и прямо И красный и белый: - Мама! Без воли - без гнева - Протяжно - упрямо - До самого неба: - Мама! Декабрь 1920 Она обращается не только к песне, но и к частушке, к раешному стиху к формам «заплачек», «заговоров», «заклинаний», «ворожбы», вживается в тонкости народнопоэтической речи, усваивая ее ритмы, рифмы, эпитеты, точную образность, не теряя цветаевского. 3. Тема родины в поэзии Цветаевой. Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера не только в фольклорных мотивах, но и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва - воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). Домики старой Москвы. Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы Точно дворцы ледяные по мановенью жезла. Где потолки расписные, До потолков зеркала? В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества. Стр 274 Из цикла «Стихи о Москве» Мотив святости, праведности - в большинстве стихотворений цикла. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини: Мотив странничества напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь - странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. ^ 4. Образ лирической героини. Тема души «Одна голая душа! Даже страшно». С мотивом странничества сопрягается тема души. ДУША Выше! Выше! Лови - летчицу! Не спросившись лозы - отческой Нереидою по - лощется, Нереидою в ла - зурь! Лира! Лира! Хвалынь - синяя! Полыхание крыл - в скинии! Над мотыгами - и - спинами Полыхание двух бурь! Муза! Муза! Да как - смеешь ты? Только узел фаты - веющей! Или ветер страниц - шелестом О страницы - и смыв, взмыл... И покамест - счета - кипами, И покамест - сердца - хрипами, 3акипание - до - кипени Двух вспененных - крепись - крыл. Так, над вашей игрой - крупною (Между трупами - и - куклами!), Не общупана, не куплена, Полыхая и пля - ша - Шестикрылая, ра - душная, Между мнимыми - ниц! - сущая, Не задушена вашими тушами Ду - ша! 10 февраля 1923 Виденья райские с усмешкой провожая, Одна в кругу невинно-строгих дев, Я буду петь, земная и чужая, Земной напев! Воспоминанье слишком давит плечи, Настанет миг — я слез не утаю... Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи, И не для встреч проснемся мы в раю! — Как представляется в стихотворении жизнь души в раю? Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев». Стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви. - Какой прием лежит в основе произведения? Антитеза бытия и быта Душа имеет имя, и это имя — Марина. Душа и имя Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское! В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал Бог: Морские они, морские! Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу Бог мне иную дал: Морская она, морская! - В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени? (Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.) Вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и читаем стихотворения, где тема души - ведущая: «Душа», 1923; «Дорожкою простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и другие). Тема любви ^ Свобода и своеволие души, не знающей меры - вечная и дорогая тема, идет рядом с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику («Надпись в альбом», 1910; «Связь через сны»; «Мне нравится, что Вы больны не мной...», 1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920; «Пора! Для этого огня...», 1940 и другие). Композиция
- В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой? Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаше всего - разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична. Иногда месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть . Возможность любимого человека быть с другой, «простой» женщиной пошлой, ничтожной, не укладывается в голове. Отсюда риторические вопросы, на которые лирическая героиня и не ждет ответа. Невероятная открытость, откровенность - неповторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. О «невстрече», о неизбежности расставания в стихотворении из цикла «Разлука» (1921): ^
лирическая героиня “воительница” — бунтарка; — открытое противостояние; — одна против всех и вся, вплоть до Бога; — мятежница; — бросает вызов; — “пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв) – романтическое своеволие - отзывчива к проявлениям «иной» души - вожатый Особенности художественной формы: - рваный стих -Форма- монолог -Ритм- средство организации стиха, единица речи- слог , а не слово. -Пауза -Тире «рвет» стих -Аллитерация – эмоционально- экспрессивная функция -Ассонанс -Синтаксический параллелизм - кольцевые повторы - рефрены - риторические умолчания Мотивы: Сна, дороги, скитаний, безумия, одиночества, земного и небесного, души и тела, города, разлуки, борьбы, богоборчества В драматическом стихотворении «Рас - стояние: версты, мили...» (1925) - не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей. ^ Анализ стихотворения (стр 276 русская литература 11 класс) VI. Итог урока Фрагмент видеолекции . «Идешь на меня похожий» Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца. V. Рекомендуемая литература Воспоминания о Марине Цветаевой (сборник); И. Кудрова. «Версты, дали...»; Гибель Марины Цветаевой; А. Саакянц. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества; Марина Цветаева. Жизнь и творчество; А. Цветаева. Воспоминания. Домашнее задание. Наизусть стихотворение из списка по выбору. |
![]() | Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы... | ![]() | Марины Ивановны Цветаевой, проанализировать отдельные стихотворения ее любовной лирики; повторить биографию Цветаевой |
![]() | Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту | ![]() | ... |
![]() | Поводом для этого разговора стал календарь памятных дат в нынешнем году отмечаются юбилеи сразу трех представителей литературы Серебряного... | ![]() | Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; музыкальное сопровождение; компьютерная... |
![]() | Сценарий поэтической гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой | ![]() | Оборудование: репродукции портретов М. И. Цветаевой, М. Волошина, выставка книг с произведениями М. И. Цветаевой, музыкальное сопровождение... |
![]() | Вся лирика М. Цветаевой ‒ это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность... | ![]() | Цель: познакомить учащихся с личностью, непростой судьбой и творчеством М. Цветаевой |