Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика




Скачать 111.2 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика
Дата публикации15.04.2014
Размер111.2 Kb.
ТипМетодические указания
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические указания
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет
ИЯИ и КНЮ

факультет
Хантыйской филологии

кафедра


Резник Наталья Анатольевна

ф. и. о. автора
Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина Теория литературы. Поэтика

название дисциплины
Специальность «Родной язык и литература»

название и номер специальности


Курс 6

курс
Семестр осенний учебного года 2007 – 2008 уч. г.

осенний, весенний учебный год

Ханты-Мансийск 2007

^ 1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы





темы

Наименование темы,

наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно

1

^ Аксиологическая оценка произведения

2

Идейное содержание произведения


3.

Художественное своеобразие произведения.

4.

Эстетическая оценка произведения


5.

Комментирование текста



6.

Оценка произведения с точки зрения разных методов



7.

Язык художественного произведения. Стиль.


8.

Текстология произведения


2. Основные формулы для выполнения контрольной работы
Для того чтобы понять художественное произведение, надо владеть навыками его анализа.

Произведение можно анализировать

с точки зрения аксиологического (ценностного) подхода;

с точки зрения эстетического подхода;

с точки зрения классического подхода (мысли, чувства, вкус);

комментирования текста (построчного прочтения);

с точки зрения научного метода исследования (культурно-исторический, типологический, генетический и т.д.);

с точки зрения содержания и формы – идейно-художественный анализ произведения.

Произведение интересно и с точки зрения жизни – исторической, культурной, общественной и т.д.

Эти способы не универсальны. Таких способов нет. Поэтому нередко в исследовательских работах мы встречаемся с объединением нескольких методов, потому что совершенно правильно анализировать произведение с разных сторон.
^ Краткий словарь терминов
Аллегория иносказание.

Анафора – единоначатие.

Антитеза – противопоставление.

Архитектоника – общий план произведения. К архитектонике относится строфическое построение стихов.

Выразительные средства – средства выражения чувств, средства оценки.

Гипербола – преувеличение.

Дактилическая рифма – рифма с ударением на третьем слоге от конца; придает стиху замедленность. Дактилической рифмой написано стихотворение Лермонтова «Тучи». Замедленность соответствует размышлениям автора.

Женская рифма – рифма с ударением на втором слоге от конца; придает стиху замедленность. Пример: Во поле береза стояла, // Во поле кудрявая стояла…

Звукопись – повтор звуков. Разновидности звукописи: ассонанс повтор гласных; аллитерация – повтор согласных.

Изобразительные средства – средства описания.

Интертекст – связи внутри текста (с другими текстами, фактами и т.д.).

Инверсия – перестановка слов местами. Стихотворение Лермонтова «Тучи» почти целиком состоит из инверсий.

Ирония – насмешка.

История литературы – описание литературы.

аР
Катарсис очищение души. Примеры: С души как бремя скатится, // Сомненье далеко, // И верится, и плачется, //И так легко, легко…(М.Ю. Лермонтов).

Классик – образец.

Композиция – построение произведения вне сюжета.

Литературоведение – это наука о литературе, о том, как писать произведение и о том, как читать произведение.

Литота – преуменьшение. Мальчик с пальчик.

Поэтика – система выразительных средств литературы.

Теория литературы – изучение закономерностей в литературе.

Метафора – употребление слова в переносном значении с целью описания или оценки. Есть устойчивые (фольклорные) метафоры: живая вода, златогривый конь. Есть авторские метафоры.

Метонимия – разновидность метафоры, состоит в замене одного другим: Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок (мальчик не поросенок, поросенок – метонимия).

Мужская рифмарифма с ударением на первом слоге от конца. Придает стиху энергию. Полностью мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри».

Олицетворение – разновидность метафоры. Суть: природа очеловечена: отговорила роща золотая, хмурое небо.

Оксюморон соединение несоединимого: горячий снег, живой труп, пострадавший здоров до невозможности.

Символ – знак. Река – символ жизни. «История искусства не что иное, как символическая история человечества» (П.Я. Чаадаев).

Сравнение. Больше всего сравнений в восточных сказках. Глаза сравниваются со звездами. Много сравнений с небом, камнями, цветами.

Стих одна строка стихотворения.

Стихи отрывок стихотворения.

Стихотворение – творение стихов.

Сюжет – цепочка событий в произведении.

Устойчивые словесные формулы: долго ли коротко ли, много ли мало, жили-поживали, путь-дорога, думу думать.

Фантастика волшебство, чудеса. Часто использовалась в фольклоре: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и т.д.

Эзопов язык – язык намеков.

Эпитеты – определения, в которых есть описание или оценка. Эпитеты бывают описательные, оценочные ( лирические), фольклорные. Описательные эпитеты: «желтеющая нива», «белеющие березы». Оценочные эпитеты: «гордый человек», «барство дикое». Фольклорные, или устойчивые эпитеты: «серый волк», «вороной конь», «красна девица», «добрый молодец», «народ честной».

^ 3. Примеры решения (выполнения) задач (заданий)

Пример 1.

Анализ художественного произведения на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Из названия ясно, что речь пойдет о железной дороге и ее строителях. Стихотворение посвящено детям, так как автор хочет побудить детей задуматься над жизнью.

Стихотворение было написано в 60-ые годы ХIХ века. В это время многие крестьяне обеднели до такой степени, что им пришлось отправиться на заработки в город. Таких крестьян как раз и описывает Некрасов в стихотворении «Железная дорога». Пролетарий, строящий железную дорогу, это вчерашний крестьянин. Стихотворение посвящено теме непосильного, изнуряющего труда на строительстве железной дороги.

В эпиграфе Некрасов дает ключ к идейному осмыслению стихотворения. Он сообщает о разговоре двух лиц. Это папаша в чине генерала и его сын подросток Ваня. Он в кучерском армячке. Но это всего лишь игра в народность. Ваня спрашивает папашу, кто строил железную дорогу. И тот отвечает: «Граф Клейнмихель».

Автор не согласен с этим. Строил железную дорогу не граф, а народ. Более того, Некрасов ставит своей идейной задачей обличить тех, кто руководил строительством железной дороги, а в их лице крепостническую систему России.

Первая часть стихотворения (а оно состоит из четырех) представляется несколько неожиданной, так как автор в этой части описывает прекрасную осеннюю природу: «Славная осень...». Автор использует множество эпитетов, сравнений, метафор, чтобы подчеркнуть совершенство в природе. Его картина ничуть не уступит поэтам чистого искусства. Заканчивается эта часть неожиданно. После описания прекрасной природы звучит:

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Молча лечу я по рельсам чугунным.

Думаю думу свою...

В рамках четверостишия, заключающего первую часть, дважды употребляется многоточие. Это неслучайно. В первом случае многоточие указывает на волнение автора. Во втором – на его раздумья.

Картина осени противостоит человеческой жизни. Автор использует антитезу, чтобы гармонию природы противопоставить дисгармонии в обществе.

Во второй части рассказывается о строителях железной дороги, которые собрались с разных мест, со всей России. И согнал их туда Царь-голод. Он сильнее монарха, правящего страной. В этой части практически отсутствуют определения, здесь много глаголов, так как глагол обозначает действие. Согнал, правит, водит... Слово «согнал» повторяется дважды. Автор тем самым подчеркивает, что люди собрались здесь не по собственной воле.

Для того чтобы выразительно рассказать о судьбе этих людей, он использует фантастический элемент в реалистической картине. Так, он описывает мертвецов, которые ожили на время, чтобы спеть песню живым. Это пение Некрасов называет диким. В песне мертвецов также много глаголов:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда,

Все претерпели мы, божии ратники.

Мирные дети труда.

Труд мирных людей Некрасов соотносит с воинскими обязанностями. Недаром он называет строителей божими ратниками. До символа вырастает у Некрасова определение «с вечно согнутой спиной». Это символ рабского положения русского народа. Спину человек гнет, когда работает, когда кланяется начальнику и это происходит не иногда, а «вечно». Спина вечно согнута, чтобы человеку некогда было думать. Этот символ вообще характерен для творчества Н.А. Некрасова.

После изображения толпы мертвецов поэт показывает крупным планом одного из них. Это еще молодой человек, когда-то здоровый, но даже ему не под силу тяжесть рабского труда: «Ты приглядись к нему, Ваня, внимательней, // Трудно свой хлеб добывал человек».

Автор специально обращается к ребенку, потому что он считает, что тот должен знать тяжелую правду. Недаром стихотворение посвящено детям.

В третьей части автор предоставляет слово папаше, чтобы быть объективным. Любопытно, что он называет его папаша, а не отец. Это слово «снижает» образ героя.

Какого же мнения придерживается папаша-генерал?

Ваш славянин, англосакс и германец

Не созидать, разрушать мастера

Варвары, дикое скопище пьяниц...

Позиция генерала остается прежней – антигуманной, антидемократичной, он ставит себя выше всех. Папаша негативно относится к тем, кто стоит за чертой бедности. Он называет этих людей «варвары, дикое скопище пьяниц». Некрасов придерживается мнения, что именно народ строитель и созидатель. В конце третьей части генерал предлагает автору, чтобы он показал ребенку теперь «светлую сторону».

Четвертая часть начинается словами автора о том, что он рад показать «светлую сторону». Выдержана она в ироническом тоне. Здесь автор рассказывает о том, что строительство, наконец, завершилось.

Мертвые в землю зарыты

Больные в землянках

А живые собрались у конторы. Каждый подрядчику должен остался.

Такой была система штрафов. Далее появляется начальство в лице купца. Автор использует звукопись: «Праздный народ расступается чинно, // Пот вытирает купчина с лица // И говорит, подбоченясь картинно: // Ладно.. нешто... молодца... молодца». Автор повторяет звуковое сочетание «чин». «Чин» означает здесь «важность». Некрасов использует определение «праздный народ» иронично. И как антитеза этому – деталь «пот вытирает купчина с лица».

Заканчивается прощание с рабочими традиционно. Рабочим дарят бочку вина. И какова же реакция? Ура. Звучит авторский упрек в адрес народа по поводу рабского терпения, покорности. Рабочие выпрягли лошадей с повозки купчины. Сами впряглись и прокатили своего начальника. Эта деталь используется неслучайно. Вместо лошади впрягся народ. Значит народ – это та же лошадь.

Некрасов иронически заканчивает четвертую часть. Однако он любит народ, сочувствует ему и надеется, что наступит лучшая пора в его жизни. При этом автор подчеркивал, что это будет нескоро:

Жаль, только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.
Пример 2.

У Пушкина безупречный вкус. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» (1825) 31 слово:
Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.
Это совершенное стихотворение. Здесь и мысли, и чувства, и вкус, и гармония слога.

Это стихотворение-размышление, и читается оно медленно. Замедленность речи придают короткие отрезки – от одного знака препинания до другого рубеж в 1-4 слова.

В стихотворении преобладают существительные и глаголы – они передают суть. Здесь 10 глаголов. Глаголы передают динамику – движение жизни. Жизнь, что бы ни было, не остановить.

Выразительных средств мало, потому что они могут отвлечь от мыслей.

Благозвучие стихотворения создается повтором слов: не печалься – не сердись, день уныния – день веселья, все мгновенно – все пройдет, все пройдет – что пройдет. Благозвучие создается близкими словами: будущее – будет, настоящее – настанет.

^ 4. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:
Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения

Специальность______________________________________


Группа______________________________________________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта________________________________________
_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________________________________________

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата предоставления на проверку______________________
4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах тетради оставлять поля.

4.3…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.4...…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4.5. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4…Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4…Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.
5. Литература




  1. Аристотель. Поэтика. М., 1978.

  2. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М., 2003.

  3. Бореев Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск, 1997.

  4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

  5. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998.

  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин. М., 2003.

  7. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

  8. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.

  9. Наровчатов С. Избранные произведения. Т.2. М., 1972.

  10. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Осьмакова Л.Н. М., 1982.

  11. Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990.

  12. Русская художественная культура второй половины Х1Х века: Картина мира. М.: Наука, 1991.

  13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

  14. Хализев В.Е. Теория литературы.М., 1999.




  1. Темы контрольных работ.


Тема контрольной работы выбирается по желанию. Даются два варианта для выбора.

1 вариант. Выбирается конкретный автор и конкретное произведение. Формулируется тема так: Идейно художественный анализ произведения…(автор, название). Желательно выбирать лирическое произведение. Примерный объем: 5-7 страниц.

2 вариант. Выписать из текста любого произведения всевозможные примеры художественных средств. Отметить, с какой целью они используются.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Теория литературы. Поэтика iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Дисциплина «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико-технологических процессов» входит в качестве неотъемлемой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница