Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели?




Скачать 112.92 Kb.
НазваниеОтчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели?
Дата публикации11.04.2014
Размер112.92 Kb.
ТипВопрос
www.lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Русская традиционная культура в начальной школе
Е.Ангелина,

преподаватель русской традиционной культуры

прогимназии № 1667
Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? Каждый учитель и есть учитель добродетели, так как нельзя оторвать процесс образования от процесса воспитания. Однако, мы продолжаем говорить о качестве образования, часто не задумываясь о «качестве воспитания».

Отрадно, что в последних документах Департамента образования эта тема звучит все отчетливее. Министр образования РФ В.М.Филиппов в своем выступлении на Рождественских чтениях много говорил о ценностях, которые должны быть положены в основу воспитательно-образовательного процесса.

Педагогический коллектив прогимназии № 1667 оказался к этому готов. Уже несколько лет, работая над интегрированной эколого-художественной программой «Русская традиционная культура», педагоги определили духовно-нравственные ценности, которые необходимы современному человеку, россиянину - Родина, семья, труд, здоровый образ жизни и др.

Эти ценностные ориентиры вырабатывались в мировой, советской и российской педагогике веками, еще с античности и библейских времен. В «Законе об образовании РФ» определены государственные приоритеты, в которых воспитание гармонично развитой и высоко духовной личности выходит на первый план.

Развитие сферы духовности в современной школе, конечно, ложится на предметы гуманитарного цикла: литература, история, МХК, а в прогимназии № 1667 еще и русская традиционная культура (РТК). Важно, чтобы занятия не носили исключительно познавательный характер. Русская литература и история являются своеобразными «учебниками» духовности. Многие темы предполагают серьезный разговор с детьми о соотношении добра и зла в мире и в себе.

Дореволюционные учебники строились именно таким образом. В основе подбора текстов лежал принцип воспитания добра и отвращения греха. Например, учебники К.Д.Ушинского «Родное слово», А.О.Ишимовой «История России в рассказах для детей», Н.Н. Головина «Моя первая русская истории».

Предмет РТК несет в себе огромный потенциал для воспитания духовности в отечественных традициях. Каждая культура стремится зафиксировать в фольклоре, эпосе, мифологии тот идеал личности, на примере которого будут воспитываться новые поколения.

Народная педагогика выше всего ценила «добрый ум» и «умное сердце». Вспомним Иванушку Дурочка из русских народных сказок. Его простота, наивность, доброе сердце, скромность, незлобивость, смирение делают его настоящим героем. Эти качества несут в себе силу, которой все подвластно. Сказки исподволь внушают детям стереотип поведения, учат добру и справедливости. Патриотизм в народной педагогике тесно связан с храбростью, отвагой, доблестью и честью. В народной педагогике мы ищем опору в борьбе за нравственное и физическое здоровье детей. Она тесно связана с жизнью. Ее цели просты и человечны: воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, не гнушался никаким трудом, был отзывчив и честен с людьми.

С раннего детства ребенок усваивал простую истину - только благодаря труду человек может добиться уважения окружающих, стать полноправным членом общества.

Семейное воспитание - важная часть народной педагогики. Отец, муж - всегда опора семьи, ее глава, защитник в доме. Мать, жена - хранительница семейного очага, мира и согласия.

В народной педагогике одним из важнейших факторов воспитания является почитание прекрасного, преклонение перед красотой природы и творением человеческих рук. В.А.Сухомлинский писал: «Красота - это радость нашей жизни... Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство». «Я бы назвал красоту гимнастикой души - она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения».

Православная культура целиком обращена к воспитанию души, наполнена идеалами. Образы Спасителя, Божьей Матери, православных святых являются для детей примером служения людям, высочайшего самоотречения. Известно, что духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь.

Глобальные воспитательные задачи в учебном курсе РТК можно определить таким образом:

1 класс - самоуважение (тема: «Я веточка на родовом древе»), ценность семьи (темы: «Родовое древо», «Мой папа - богатырь», «Моя мама - русская красавица»), ценность знания (тема: «Радость учения»).

2 класс - уважение древних традиций народа, почитание природы (темы: «Были и небылицы Древней Руси», «Мать-Сыра-Земля»).

3 класс - основы православной и общечеловеческой морали (темы: «Христианские святые», «Свет Вифлиемской звезды»).

4 класс - уважение к культуре других народов, осмысление собственной ответственности за судьбу планеты.

В современной педагогике накоплен большой опыт оценки уровня знаний, но как оценить, зафиксировать движение души, восхождение к идеалу, обретение свободы или, напротив, крушение святынь. В прогимназии № 1667 разработан комплекс психолого-педагогических диагностик, позволяющих оценить влияние экспериментальных программ на психофизическое здоровье детей.

Диагностика сформированности национального самосознания в 1-ом классе проводится в виде рисунчатого текста «Моя семья в прошлом». Этот тест проводится в конце учебного года. Наивысшим показателем исследования является: «Ребенок видит себя в полной семье, где папа выступает в роли защитника-богатыря или трудится в поле, а мама - русская красавица, хлопочет по хозяйству, рядом дети-помощники». Учащиеся прогимназии показывают до 80-85% именно такого уровня.

Начиная со 2-го класса, диагностическое обследование художественно-эстетического, творческого развития и национального самосознания детей может проводится в форме анкетирования. Наиболее интересной и приемлемой является проективные методики «Красавица и (или) Герой» и «Четырнадцать неоконченных предложений». Тест, требующий самостоятельных ответов детей порой трудно поддаётся статистической обработке, так как ответы редко совпадают, каждый индивидуален. Однако, можно с уверенностью диагностировать общий положительный результат.

Ученики прогимназии 8-10 лет, уже осознают себя частью нации, наследниками великой культуры, об этом свидетельствуют их ответы:

История России для меня…

жизнь моей Родины,

гордость, которую нельзя потерять,

дороже, чем золото,

сказка, мудрость, великая честь,

что-то прекрасное и важное, что должно входить в интересы всех людей.

Народные обычаи нужно знать, чтобы ...

... их соблюдать,

... продолжать и сохранять традиции,

... быть культурным человеком,

... передавать по наследству.

Когда надеваю народный костюм...

...чувствую, что я народная красавица,

... я как бы попадаю в страну наших предков,

... я будто иду на праздник.

Славянские мифы мы изучаем ...

... хотим знать жизнь, обычаи наших предков,

... хотим знать, что славяне думали о мире,

... потому, что они интересные и полезные, их придумали предки,

... потому, что мифы - дедушки сказок.

Когда на празднике горело чучело Масленицы...

... я встречал весну и провожал зиму,

... я радовался и ел блины,

... я думала о будущем.

Мы изучаем православную культуру, потому что...

... мы русский народ,

... надо знать обычаи нашего народа,

... мы сами христиане, православные.

Православные традиции для моей семьи...

...ценность,

... это закон,

... это радость и счастье,

... важные традиции, которые произошли от предков,

... молиться на ночь («Ангел мой, ляг со мной...»),

... это связь.

Народное творчество не оставляет детей равнодушными, открывает детскую душу, будит воображение, порождает стремление к самодеятельности.

Когда я держу в руках глиняную свистульку...

... мне хочется посвистеть,

... думаю о гончаре,

... кажется, что это я сделал,

... чувствую тепло.

На занятиях учащиеся прогимназии имеют возможность услышать народное пение в этнографическом варианте. Это требует определенной подготовки детей. Первая реакция - удивление, смех, ведь нет еще в детской памяти музыкальных аналогов. Однако, довольно скоро просыпается в детской душе память поколений. Эта музыка становится родной, зовет к участию, к творчеству.

Когда звучит народная музыка...

... я пою,

... хочется плясать,

... я мечтаю,

... все оживает,

... душа просто уходит в пятки от радости,

... она прекрасна.

Ответы на этот тест дают основания считать, что в прогимназии создан положительный эмоциональный фон для обучения. Дети испытывают морально-психологический комфорт и душевное равновесие, чему способствует знакомство с народной культурой.

Когда я надеваю народный костюм...

... я чувствую себя свободным,

... я себя чувствую необычным человеком,

... у меня на душе радостно.

Когда звучит народная музыка…

на душе спокойно,

вся моя боль уходит,

я чувствую себя свободно и уверенно.

Если бы не было нашей школы...

... у меня не было бы таких подруг и учителей, которые

меня любят,

... не была бы жизнь радостной

Когда я иду в школу...

... я улыбаюсь,

...мне весело,

... я вижу природу и людей,

... я встречаю друзей.

Важной задачей прогимназического образования является повышенный уровень обученности. Результаты анкетирования демонстрируют высокий познавательный интерес и интеллектуальное развитие учащихся. Разнообразная художественно-эстетическая деятельность в прогимназии повышает мотивацию обучения, потребность в приобретении новых знаний.

Я огорчаюсь, если на уроке... меня не спрашивают.

В школе мне радостно, когда я ... учусь, получаю новые знания.

Если бы не было нашей школы... я бы не знала, как хорошо учится.

Пословицы учат меня... разуму, ведь смысл пословиц развивает логику.

К 4-ому классу познавательные интересы учеников охватывают российскую историю и культуру, а также других стран и всего человечества. У учащихся формируется уважительное отношение к иным национальным культурам, что крайне важно в условиях многонационального и такого взрывоопасного современного мира.

Я изучаю культуру других народов…

чтобы узнать их, ведь мы похожи, но живём далеко и многого не знаем,

сравнить их культуру со своей, познать мир.

Я хотел бы побывать...

...в Египте, чтобы узнать про эту древнюю цивилизацию больше,

...в Индии, чтобы проводить раскопки,

...в прошлом, чтобы изучать культуру,

...в древней Руси, чтобы больше узнать,

...в Шотландии, чтобы удостовериться, что Лох-Несское чудовище существует.

Можно сказать, что экспериментальная программа нацелена на то, чтобы воспитать «одарённый чувствами ум», как писал Н.Добролюбов. Ведь даже высокоразвитый ум может стать разрушительным, если он не отягощён моралью. О развитии духовных качеств говорят ответы учеников.

Пословицы учат меня…

жить в мире,

любить не только себя, но и окружающих,

добру и справедливости,

правильно жить, чтобы меня любили люди,

учиться на своих ошибках.

Знакомство с христианской моралью и нравственностью даёт детям повод задуматься о смысле человеческой жизни, о пути к совершенству. Курс православной культуры в 3-м классе является культурологическим. Ссоставители экспериментальной программы не стремились к формированию религиозного мировоззрения. Результаты тестирования показывают у детей разную степень религиозности. Для многих учащихся православие представляется лишь частью культуры, важным знанием. Для других – основой миропонимания, духовной опорой.

Когда я прохожу мимо церкви…

мне хочется узнать, что это за храм и зайти в него,

чувствую в себе силы, ищу глазами икону,

мне грустно потому, что меня не крестили,

я вспоминаю, как страдал Иисус,

вижу крест, молюсь, и какая-то радость охватывает.

Когда я смотрю на икону Богородицы…

чувствую её улыбку, и мне тепло,

мне кажется, что она похожа на мою маму,

я вижу, она защищает меня и следит, чтобы я не делала глупостей и зла,

я представляю себе, что было раньше, и как эта икона помогала беззащитным людям,

я молюсь и чувствую себя счастливой.

Для меня Библия это…

история и загадка,

книга, которая учит жить,

не просто книга, это часть пути к Христу.

У православных святых я научился…

самому настоящему добру,

радоваться за других,

служить Родине,

что не надо бояться,

как объяснить свою жизнь,

что в жизни каждого человека бывает подвиг, и я думаю, что и у меня он будет.

Я хотел бы побывать в монастыре, потому что…

там красиво,

хочется услышать как там поют,

там выходит злой дух,

там царит спокойствие и душевное равновесие.

Я люблю слушать рассказы (стихи, притчи) о Христе, потому что…

они вдохновляют саму написать стихи,

Он даёт нам пример, как надо быть самим собой,

это затрагивает душу.

Отрадно, что поведенная диагностика продемонстрировала высокий уровень экологического сознания учеников, ощущение ответственности за судьбу нашей планеты.

Когда я вижу Землю из космоса…

это мой дом, Земля вырастила меня, я благодарен её,

она напоминает мне большую дружную семью,

я вижу планету, которую освещают лучи солнца,

хочется сочинить про неё сказку,

она прекрасна и беззащитна,

я чувствую, угрожающую ей опасность.

Ответы детей поражают своей глубиной, эмоциональностью, непосредственностью и, в то же время, рассудительностью. Может показаться, что ученики старались дать «правильные» ответы, которые ждут от них педагоги. Однако, условия проведения теста и некоторые ответы ребят не позволяют усомниться в их искренности. Встречаются, хотя и редко, такие высказывания: я не очень увлекаюсь нашей историей, хотя когда речь идёт об археологических фактах, мне интересно. Или: когда я прохожу мимо церкви, я ничего не ощущаю. Подобные ответы ценны, так как подтверждают реалистичность результатов исследования.

Можно утверждать, что данная диагностическая методика выявила высокую эффективность проводимой воспитательной работы, основой которой являются традиции отечественной культуры и духовности. В этом заслуга всего педагогического коллектива прогимназии, а так же семьи. Нельзя сказать, что в этой области нет проблем. Не всегда удаётся донести до родителей важность решаемых воспитательных задач, значение народной культуры для развития ребёнка. Настораживают детские ответы такого плана: Православные обычаи для меня много значат, но для моей мамы это пустой звук. К сожалению, отрыв от традиций, нарушение связи времён – основная трудность современных семей. Школа всегда стремиться в своей работе к взаимопониманию и взаимодействию с родителями по вопросам воспитания. Совместные литературно-музыкальные гостиные, походы, семинары для родителей способствуют этому.

Педагогический коллектив нашей прогимназии глубоко убеждён, что знакомство с народной культурой, традициями, основами духовной жизни народа поможет каждому воспитаннику открыть в себе яркую, творческую личность, ощутить себя наследником великого народа. Нам дорого каждое детское откровение, поскольку оно подтверждает, что ещё один юный гражданин открыл для себя мир народной культуры. Пусть пока это только первое знакомство. Оно прошло удачно, ребёнок удивился, заинтересовался, вдумался, прочувствовал и полюбил. Осознание причастности к самобытной, древней культуре поможет ему в становлении личности, станет опорой в сложном изменяющемся мире.

О высоком предназначении педагога – учителя добродетели Иоанн Златоуст писал: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconМетодическое объединение учителей математики работает со дня открытия...
Методическое объединение учителей математики работает со дня открытия школы с 1972 года. В его состав входят 5 учителей математики,...

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconУмк для гуманитарных специальностей (ггпи)
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителей (учителя литературы и русского...

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconСценарий общешкольного мероприятия к Дню учителя «С любовью к Вам, учителя!»
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconПлан работы шмо учителей математики и физики на 2012-2013учебный год
Методическое объединение учителей математики и физики работа по принятому плану. В течение года мо работала над проблемой «Развитие...

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconАдминистрации новосибирской области центр художественного творчества...
Но есть в лицее особая категория учителей – гордость нашего лицея – это учителя мужчины.(поздравление учителей – мужчин)

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconЗадача учителя-методиста в современной школе научить созданию новых...
Созданы педагогические папки-копилки таких учителей как Ухмусултанова А. С., Нурмагомедова Н. Д., Яшувова А. М., Карамурзаева Б....

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconСценарий на День учителя
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconОтчет по результатам проведения пробного экзамена по математике в 9 классах
Мо учителей математики с целью подготовки учителей-предметников, работающих в 9-х классах, а также учителей-экспертов муниципальных...

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconДень учителя 1-й ведущий
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!

Отчего есть учителя словесности, математики и музыки, но нет учителей добродетели? iconСценарий посвященный «Дню Учителя»
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница