Чему учить и как учить?




Скачать 101.42 Kb.
НазваниеЧему учить и как учить?
Дата публикации26.06.2013
Размер101.42 Kb.
ТипВопрос
www.lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Чему учить и как учить?
Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Каким оно должно быть в XXI веке? Как учить? Чего мы хотим от современной школы?
Я часто задумываюсь над этими вопросами.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.

К извечным в нашей стране вопросам «Кто виноват?» , «Что делать?»и «Кому на Руси учиться и работать хорошо» добавились ещё два. В России больше века не утихают споры: чему учить и как учить? Мощная система народного образования, организованная по строгой, иерархической системе, уже давно начала давать сбои. Как ни стараются органы управления - всё труднее и труднее руководить учениками, учителями, да и самим образовательным процессом.

Как отнестись к тому, что бывшие двоечники владеют магазинами, банками, заводами, а бывшие отличники, «ходячие энциклопедии», кандидаты наук, учёные НИИ выброшены на дно жизни, ведут жалкое существование. Как оценивать человека: по его отметкам в аттестате или по его успешности в жизни. Мы часто говорим о «тройке» как о педагогическом браке, нас не устраивают «удовлетворительные» знания. А сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную жизнь «троечников» по своим чисто человеческим качествам (хотя с «4» и»5» в аттестате). На мой взгляд, самым важным считаю то, чтобы наши выпускники были в первую очередь людьми высокой человеческой пробы.

Я полностью согласен с теми, кто утверждает, что главная задача России сегодня - кардинальное переустройство образования. Наука и новые технологии есть центр тяжести информационной, то есть современной, цивилизации. И гарант выживания страны. А фундаментальная наука, порождающая новые технологии, базируются как раз на системе образования. Не будет этой базы - не будет и России.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается идея создания оптимальных условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальных возможностей, способностей. Сегодня мы всё чаще слышим и произносим слова «модернизация образования», «внедрение личностно-ориентированной педагогики», «внедрение новых технологий». Во всех школах идёт процесс разработки и внедрения новых педагогических технологий. Это и понятно. Ведь в жизни нашей страны и системе образования произошли важные и ответственные перемены. Особое внимание уделяется гуманитарному, в частности личностно-ориентированному образованию на всех ступенях обучения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предлагает переход школьного образования от формально – знаниевой- к личностно-деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения:

- формирование практических навыков получения, анализа информации;
- способность к самообучению;
- самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся.

В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров, гуманитарная наука ещё не может предложить школе новую методологию и концепцию образования. Учителя - филологи просто теряются в том огромном потоке учебников, которые ежегодно обрушиваются на школу. Пишут их и маститые учёные, и молодые авторы. Порой, работая с учебником, ловлю себя на мысли, а знал ли автор для кого и для чего создавал это пособие? Работал ли он в школе? Знает ли особенности возрастной психологии школьников? Думаю, не всегда. Параграфы огромные, много лишней информации, загруженность фактами ( а ведь ребята пытаются всё это запомнить, от сюда - перегрузка), логика изложения материала нарушена ( пункты параграфа не имеют логической связки), умозаключения авторов не конкретные ( не всегда учитель поймёт что хотел сказать учёный, а уж ребёнку и того хуже). Программа по предметам раздута, а чтобы её выполнить, учитель «прогоняет» материал. Знания не усваиваются. Историю зарубежных стран знаем, порой, лучше, чем коренное население этих государств. Мало, кто потом может ими похвалиться, только чтобы блеснуть эрудицией, а в жизни они оказываются бесполезными. Перечень недостатков ещё можно продолжать. Любой предметник, преподающий гуманитарные науки, меня поймёт и поддержит. В последние годы произошли весьма серьёзные изменения в содержании гуманитарного образования: в учебники были включены новые факты, нормой становится изучение различных интерпретаций событий и явлений, различных версий и гипотез. При этом, однако, в большинстве случаев сохраняется привычная методика преподавания. Перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые фрагменты и предлагаются их объяснения; деятельность учащихся чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных фрагментов темы. Такой подход к литературному образованию не предполагает никакой предметной деятельности. Важно понять, что литература– это не порционная дисциплина, чья функция – верное описание событий и выдача характеристик персонажам по заранее заготовленным схемам (памяткам). Необходимо отказаться от привычных, но неэффективных методик, позволяющих лишь имитировать гуманитарное познание. Обучение литературы призвано привить школьникам вкус к рассуждениям, анализу явлений, поиску объяснений тех или иных процессов.

Соглашусь с коллегами, что на сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологически-гуманитарная концепция образования. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Значит, нужно учить культуре, формировать систему ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма. Необходимо возрождать нравственность, уважение к человеку труда, патриотизм, гражданственность.

Хотелось бы поделиться своим мнением о различных педагогических технологиях и некоторых проблемах внедрения личностно-ориентированного обучения, основанном на собственном опыте и изучении мнения других преподавателей. Позволю себе небольшое отступление.

Далёкие, теперь уже 70-е… Я ученик. Урок русского подходит к концу… Скорей бы! Класс шумит, все заняты своим делом, и я тоже думаю о чём угодно, но не о том, о чём бубнит учитель, постоянно заглядывая в учебник. Идёт объяснение нового материала. Слушаю невнимательно. А зачем? К следующему уроку прочту всё, сам выучу нужный пункт параграфа, зазубрю тему и получу оценку. Так продолжалось из года в год. Тогда у меня и в мыслях не было, что эта наука займёт в моей жизни важное место, и что я стану учителем филологом. И вдруг всё изменилось! Новый учитель! В класс вошёл Он - статный, с горящим взором, полный достоинства. Мы не могли оторвать от нового учителя глаз. А когда он стал объяснять урок – все замерли, боялись пропустить хоть слово. Иван Дмитриевич Мижирицкий не пересказывал нам то, что мы могли прочитать сами, не стеснялся изобразить эрудированного человека, говорил ярко, меняя интонацию, глядел нам прямо в глаза и обращался к нам на «ВЫ». А язык-то, оказывается, не сухая, скучная наука с бесконечными правилами и орфограммами, он живой, интересный! И тогда я точно понял, кем хочу быть. Я тоже хочу открывать детям мир, увлекать их, развивать у них интерес к знаниям.

Некоторые педагоги, стремясь реализовать человекоцентрированный подход в обучении, увлеклись активным освоением нетрадиционных форм урока, при этом, негативно относясь к традиционной классно-урочной системе. Я за «золотую середину»! Конечно, традиционная технология - как правило, авторитарная технология, в которой недостаточно условий для проявления индивидуальных способностей личности. Но она имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным факторам отнесём: систематичность, упорядоченную подачу материала, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Эта система нацелена на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками (ЗУНы); развитие памяти, внимания, мышления; воспитание личности с заданными свойствами. Опыт последних лет показывает: чрезмерное увлечение нетрадиционными методами в обучении приводит к тому, что порой ученики не знают элементарных правил, с трудом пересказывают и не могут выделить главное в изучаемом материале. В личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: образование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления индивидуальности ученика; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ученика.

Соглашусь, что в реализации этих принципов наиболее положительные результаты дают нетрадиционные формы урока. Так как они направлены на развитие воображения школьников на основе образного, событийного «очеловеченного» исторического материала, который не подаётся однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникнуть в суть исторических явлений. Такие формы позволяют гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.

Деятельность учителя – одна из наиболее ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. А деятельность учителя русского языка, на мой взгляд, является сложной ещё и потому, что в современных условиях преподаватель через собственную систему ценностей должен решить, какая грамматическая концепция наиболее точно отвечает его собственным взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию языка в целом. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: “Зачем нужно знать орфографию или пунктуацию? Какова цель их преподавания в школе?” Понимаю цель изучения языка, как овладение выверенными навыками и законами и суммой знаний языковых норм, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Методы активного обучения способствуют развитию не только познавательных, но и творческих способностей учащихся. Применение традиционных и нетрадиционных форм урока позволяет сегодня учителю достичь поставленной цели.

Но как много зависит от личности самого учителя, его способности донести до учеников главную идею образования, «оживить» материал, заинтересовать!

Пединститут… Лекция по современному русскому языку. Мы, студенты, с нетерпением ждём Шоцкую Людмилу Ивановну. Ёе мягкий, мелодичный голос завораживает. Сколько же она знает! Как доступно объясняет, логично, ясно и очень интересно. Мы знаем: это стиль Шоцкой, и он нам нравится. Для меня она стала не только источником знаний, но и эталоном эрудиции, культуры речи, обаяния, продуктивной деятельности, артистизма.

Под влиянием пережитых чувств, впечатлений сложилась моя педагогическая философия. Я глубоко убежден и согласен с коллегами в том, что все науки, будь то математика или биология, история или литература, должны преподаваться как искусство. Учителю нужен артистизм. И это не излишество, нет. Он жизненно необходим. Надо лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление. Учитель должен быть виртуозом, мастером своего дела. Он открывает мир для детей, а для этого нужно постоянно черпать новые знания из науки, искусства, действительности, быть эрудированным. Для учителя-артиста важна логика мышления. Каждое слово должно произноситься к месту, необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, всё время думать, творить.

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в «плену» собеседников, обладал какой-то магической силой. И имя этой силы - обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, воображением. Для меня современным примером обаяния является В.Сухомлинский.

Сегодня ученик чуток к красоте слова. Учитель лингвист может пренебрегать тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и пособий, а совмещать в своих рассказах обязательную точность и образность. Речь должна быть эмоциональной, красивой, правильной. Э. Радзинский в совершенстве владеет интонацией, которая передаёт состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и пр. Вот бы и мне овладеть этим искусством!

Общение с учениками- это творчество. Учителю-артисту нужно уметь импровизировать. Если задуманный план занятий не находит отклика у ребят, не надо бояться его поменять, придумать что-то новое. В своей работе учитель всегда старается установить контакт с учениками и надеется на их отклик. А он обязательно будет, если создать доброжелательную обстановку, так как недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных людей. Позитивная атмосфера позволяет ученикам поверить в себя и проявить с лучшей стороны. Доброжелательность - это одно из качеств учителя-артиста. Роль педагога заключается в поиске методов и техник нахождения «ключика» к каждому ученику, чтобы сформировать личность. Учащийся должен уметь целостно воспринимать мир, видеть его неординарность. Этого можно достичь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества. Роль педагога важна как транслятора опыта человечества.

Должно измениться само отношение к знаниям. К сожалению, сохраняется тенденция (особенно у состоятельных граждан) престижности учебного заведения, сам факт приобретения документа об его окончании. Обращаю внимание - документа, а не знания. Имея опыт работы в средней, и ,наблюдая - сначала нерадивого ученика (ну не хотел он знания получать), а затем такого же студента в ВУЗе, прихожу к выводу: пока государство не изменит своё отношение к образованию, к учителям, к преподавателям, к той ценной информации, которую они несут новым поколениям - толку от проводимых реформ не будет.

Так чему же учить? Человечности, уважению к духовному и культурному наследию, к личности, к правам человека. Следует учитывать, что развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых информационных технологий во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

На какую же личность ориентируется образование сегодня? Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми, с самим собой и культурой.

Как учить? Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. То есть, должно быть, гармоничное сочетание различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения. Как нельзя отказаться от традиционного обучения, так же нельзя отвергать нетрадиционное. Они помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем раскрыться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространённые за последние годы нетрадиционные формы урока. Они помогают повести детей за собой, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучение, развить творческие способности ребят, переживать радость открытия мира. И пусть это идеал учителя и образования, но я хочу к нему стремиться!

Я пришёл работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения.
Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Мы стоим на границе двух времен – прошлого и будущего. Мы не знаем, что будет ценно в новом веке, но мы знаем, что было ценным во все времена. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.


С мыслями поделился Эфендиев Муртаза Магомедович

учитель Игалинской СОШ

Почётный работник общего образования РФ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чему учить и как учить? iconДает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи:...
Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения...

Чему учить и как учить? iconТема: Воспитатель
Цель: продолжать учить детей различать и понимать смысл предлогов «в», «на», «под»; учить правильно, употреблять в предложениях....

Чему учить и как учить? iconКонспект «Интегрированное занятие «Весна»
Уточнить знания детей о весне, о признаках весны, о перелетных птицах и их детенышах, о первоцветах. Продолжать учить выразительно...

Чему учить и как учить? iconТихи учить легко и просто!
Ребенку дали задание выучить стихотворение к празднику в детском саду. Эта ситуация знакома многим родителям. Давайте разберемся,...

Чему учить и как учить? iconКак учить стихи с ребенком?
Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи,...

Чему учить и как учить? iconКонспект занятия по развитию речи в средней группе. Петушок и бобовое зернышко
Образовательные: закреплять навык правильного произношения звуков Ш, Щ, С; продолжать учить определять протяженность слова; продолжать...

Чему учить и как учить? iconЧему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?
Данный вопрос: «А что чувствовала Мальвина, когда наказала таким образом деревянного мальчика?» В ответах вы услышите много полезного...

Чему учить и как учить? iconУрока: Обучающие
Через композицию, систему персонажей проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как...

Чему учить и как учить? iconИнтегрированное занятие «Кошка в гостях у малышей» (младшая группа)
Формировать бережное отношение к предметам окружающей обстановки. Учить детей выполнять свои обязанности в группе и ответственно...

Чему учить и как учить? iconУчить стихи легко и просто!
Ребенку дали задание выучить стихотворение к празднику в детском саду. Эта ситуация знакома многим родителям. Давайте разберемся,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница