Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы




Скачать 357.72 Kb.
НазваниеЗападное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
страница1/2
Дата публикации02.04.2014
Размер357.72 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2
Западное Окружное Управление Образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа №81

Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»

учителей начальных классов Директор школы ГБОУ СОШ № 81

Протокол № 50 от 30.05.2013 г. приказ №115 от «02» сентября 2013г.

Председатель МО ___________ Тарасова С.И. ___________________ Чукашева В.В.

Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 –их классов

на 2013/2014 учебный год.

Разработчик программы

Бакеренкова Е.В.


2013 год

^ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий).

3. Основные требования к уровню подготовки третьеклассников к концу учебного года.

4. Содержание курса.

5. Учебно-методическое обеспечение.

6. Календарно-тематическое планирование.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Рабочей программы по литературному чтению (2011 г., авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Бойкина) УМК «Школа России» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

^ Навык чтения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), продолжают осваивать разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся продолжают овладевать приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в 3 классе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература – это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
^ Количество часов на год – 93 ч. Из них

Вводный урок – 1 ч.

Самое велико чудо на свете – 2 ч

Устное народное творчество – 10 ч.

Поэтическая тетрадь 1 – 5 ч.

Великие русские писатели – 19 ч.

Поэтическая тетрадь 2 – 4 ч.

Литературные сказки – 5 ч.

Были и небылицы – 8 ч.

Поэтическая тетрадь 1 – 3 ч.

Люби живое – 11 ч.

Поэтическая тетрадь 2 – 3 ч.

Собирай по ягодке- наберешь кузовок – 11 ч.

По страницам детских журналов» – 5 ч.

Зарубежная литература – 6 ч.


^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нём названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).



^ Содержание учебного материала

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

 Устное народное творчество.

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1.

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»; 3. И.С.Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». 4. И.З.Суриков. «Детство», «Зима».

 Великие русские писатели.

1. А.С.Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». 2. И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». 3. М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». 4. Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

 Поэтическая тетрадь 2.

1. Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». 2. К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». 3. И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

 Литературные сказки.

1. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». 2. В.М.Гаршин. «Лягушка – путешественница». 3. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

 Были и небылицы.

1. М.Горький. «Случай с Евсейкой». 2. К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». 3. А.И.Куприн. «Слон».

 Поэтическая тетрадь 1.

1. С.Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон». 2. А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». 3. С.А.Есенин. «Черемуха».

 Люби живое.

1. М.М.Пришвин. «Моя родина». 2. И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек». 3. В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку». 4. В.В.Бианки. «Мышонок Пик». 5. Б.С.Житков. «Про обезьянку». 6. В.П.Астафьев. «Капалуха». 7. В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

 Поэтическая тетрадь 2.

1. С.Я.маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». 2. А.Л.Барто. «Разлука», «В театре». 3. С.В.Михалков. «Если…». 4. Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

 Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

1. Б.В.Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 2. А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». 3. М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». 4. Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон».

 По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

1. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», 2.Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». 3. Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». 4. Р.Сеф. «Веселые стихи».

 Зарубежная литература.

«Храбрый Персей»,Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, М., «Просвещение», 2012 год.

Тетрадь по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого /Кутявина С.В/ 3 класс – М.: ВАКО, 2013 г.

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой /С.В.Кутявина/ 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г.
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой «Литературное чтение», «Просвещение», 2013 г.



^ Календарно-тематическое планирование

урока дата

тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

^ Страницы учебника

I триместр Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч).

1.

Введение. Знакомство с учебником.

Учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Часть 1.


^ Самое великое чудо на свете (2 ч).

1.

Рукописные книги Древней Руси.

Уметь прогнозировать содержание раздела. Уметь готовить сообщение на основе статьи учебника. Уметь делить текст на части, устанавливать последовательность действии; выразительно читать.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. ^ Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С. 4 – 7

2.

Первопечатник Иван Федоров. Урок-путешествие в прошлое.

С. 8 – 12










Устное народное творчество (10 ч).

1.

Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства.


Знать особенности русской народной сказки; термины «русские народные песни», «докучные сказки».

Уметь отличать произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Уметь узнавать и различать малые жанры фольклора по их отличительным признакам, узнавать сказку среди других жанров литературных произведений, уметь её пересказывать, уметь выделять в тексте слова автора, действующих лиц, давать простейшую характеристику героям произведения. Иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов В.Васнецове и И.Билибине.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С. 14 – 21

2 – 3.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

С. 22 – 27

4 – 6.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

С. 28 – 39

7 – 9.

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

С. 40 – 50

10.

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Обобщение по теме «Устное народное творчество».

С. 51 – 58


Поэтическая тетрадь 1 (5 ч).

1.

Проект «Как научиться читать стихи».

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Знать средства художественной выразительности. Уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки природы, передаваемые в лирическом тексте; соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины природы.

Обобщить знания по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Работают по учебнику, читают стихи наизусть.

С. 60 – 63

2.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…».

С.64 – 65

3.

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

С. 66 – 67

4.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

С.68 – 71

5.

И. З. Суриков «Детство»,

«Зима».

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1».

С. 72 – 80

Великие русские писатели (19 ч).

1.

А.С.Пушкин «За весной, красой природы», «Уж небо осенью дышало».

Знать такие жанры литературных произведений как сказка, рассказ, басня. Знать о жизни и творчестве писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Уметь самостоятельно заучивать наизусть стихотворение. Уметь сравнивать народные и авторские сказки. Уметь сравнивать басни и сказки о животных; выразительно читать басни. Уметь отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы. Уметь находить средства художественной выразительности; выразительно читать. Уметь составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа;

соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. ^ Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

С. 82 – 86

2.

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета».

С. 86 – 87

3.

А.Пушкин «Зимнее утро».

С. 88 – 89

4 – 5 .

А.Пушкин «Зимний вечер». Обобщение по лирике А.С.Пушкина.

С. 90 – 91

6 – 9.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

С. 92 – 129

10.

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна».

С. 132 – 136

II триместр




11.

И.Крылов «Ворона и Лисица».

С. 137 – 139

12.

М.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком», «Утёс», «Осень».

С.140 – 147

13.

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

С. 147 – 151

14-15.

Л. Н. Толстой «Акула».

С. 152 – 156

16-17.

Л.Н.Толстой «Прыжок».

С. 156 – 159

18.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

С. 160 – 161

19.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

Обобщение по теме.

С.162 – 166

Поэтическая тетрадь 2 (4 ч).

1.

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».


Знать жанр литературного произведения: лирическое стихотворение, иметь представление о творчестве русских поэтов, о ритмичности стихотворной речи, о сравнении, метафоре, эпитете, олицетворении; знать наизусть стихотворения. Уметь находить средства художественной выразительности; выразительно читать; выбирать в тексте слова и выражения для ответа на вопрос.

Обобщить знания по теме «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебники или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Работают по учебнику, работают в парах. Оценивают свои достижения.

С. 168 – 170

2.

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

С. 170 – 172

3.

К.Бальмонт «Золотое слово», И.Бунин «Детство».

С. 173 – 174
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮго-западное окружное управление образования государственное бюджетное...
Пояснительная записка

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №521

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЗападное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Планируемые результаты изучения курса (формирование и развитие универсальных учебных действий)

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconТренинг, направленный на формирование психологической устойчивости...
Зеленоградское окружное управление образования департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение...

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление...
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №883

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconПубличный отчет о деятельности
Троицкое и Новомосковское окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя...

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconЮжное окружное управление образования Департамента образования г....
Россия 115409 Москва, Пролетарский проспект, д. 7, корп. 3 Тел. (095) 324-7851 e-mail: sch1579@sinergi ru

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconОбразовательная Программа гбоу сош №492 На 2012 2015 годы. Москва 2012 г
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...

Западное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница