Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература




НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература
страница1/3
Дата публикации01.04.2014
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3


Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

города МОСКВЫ
«Московский городской ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

первый проректор

Е.Н. Геворкян
«___»_____________200_ г.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
по специальности _10.01.01 – Русская литература

Москва, 2012


Программа рассмотрена на заседании Ученого Совета института гуманитарных наук, протокол №


Председатель ученого совета

_____________ _Кириллов В.В.

(подпись) (Ф.И.О.)
«___»______2012 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Начальник управления

аспирантуры и докторантуры _____________ _Гришаева Ю.М.

(подпись) (Ф.И.О.)

Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 10.01.01 – русская литература. Программа подготовлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 051301.65 «Русский язык и литература». Программа одобрена на заседании кафедры русской литературы и фольклора (протокол № 2 от 19 сентября 2012г.)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Древнерусская литература

Программа вступительного экзамена
РАЗДЕЛ II. Русская литература XVIII века

Программа вступительного экзамена
РАЗДЕЛ III. Русская литература XIX века

Программа вступительного экзамена
РАЗДЕЛ IV. Русская литература XX века

Программа вступительного экзамена
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ
Целью вступительного экзамена в аспирантуру является проверка способности заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью по избранной специальности.

Уровень подготовки поступающих должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 051301.65 «Русский язык и литература». При этом они должны продемонстрировать не только базовые знания истории русской литературы, но и достаточно высокий уровень профессионального филологического мышления, понимание смысла, назначения, закономерностей развития литературного процесса, умение анализировать художественные тексты и научные труды, способность к самостоятельным логически последовательным, аргументированным суждениям.

Настоящая программа подготовлена с целью оказать содействие поступающим в аспирантуру. Программа состоит из четырех разделов: «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века», «Русская литература XIX века», «Русская литература XX века», соответствующих дисциплинам, относящимся к специальности 10.01.01 – русская литература. Поступающие в аспирантуру сдают экзамен по одной из этих дисциплин, в рамках которой они будут осуществлять диссертационное исследование.

^ РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Тема 1.Особенности древнерусской литературы. Специфика её художественного метода и жанровой системы. Проблема национального своеобразия древнерусской литературы. Древнерусская литература и фольклор.

Тема 2. Поэтика художественного пространства и времени в древнерусской литературе. Житие как жанр в древнерусской литературе. Художественные особенности «Повести временных лет». Жанрово-стилевое своеобразие «Слово о полку Игореве».

Тема 3. История русского театра и драматургии XVII века. Русское стихотворство XVII столетия.

Тема 4. Барокко как художественный метод древнерусской литературы. Художественные открытия древнерусской литературы.

^ РАЗДЕЛ II. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

Тема 1.Проблема барокко в русской литературе 18 века. Художественное своеобразие русского классицизма. Классицизм в трудах современных исследователей. Русская стихотворная сатира 18 века.

Тема 2. Кантемир как основоположник русской сатиры. Структура сатиры как художественного целого. Сатира и классицизм.

Тема 3. Личность и творчество М. В. Ломоносова в русской литературе и культуре. Современные тенденции изучения Ломоносова.

Тема 4. Русская комедия 18 века. Её жанровые черты. Художественные особенности комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Тема 5. Новаторство художественной системы Г. Р. Державина. Своеобразие лирического героя его поэзии. Принципы изображения действительности.

Тема 6. Эволюция жанра трагедии в русской литературе 18 века. Трагедии А. Н. Сумарокова и их значение в истории русской литературы. Структурные особенности трагедийного жанра.

Тема 7. Русская проза 18 века. Её жанровая система. Эволюция принципов изображения действительности. Н. М. Карамзин и проблемы развития русской литературы рубежа 18 – 19 веков. Новаторство прозы Карамзина.


^ РАЗДЕЛ III. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Тема 1. Русская классическая литература в контексте мирового литературного процесса. Общечеловеческие, нравственные и эстетические ценности как приоритеты русской литературы XIX века. Религиозные искания русских писателей XIX века. Основные литературные направления начала XIX века: сентиментализм, предромантизм, просветительский реализм.

Романтизм как ведущее направление в мировой литературе первой четверти XIX века. Национальное и художественное своеобразие русского романтизма. Современное состояние изучения русского романтизма.

Тема 2. Русская литература 1800–1840-х годов.

Басенное творчество И.А. Крылова. Широта проблематики, национальная самобытность и реализм басен Крылова, их связь с устным народным творчеством.

К.Н. Батюшков как ведущий представитель так называемой «легкой поэзии». Анакреонтические и философские мотивы в лирике К.Н. Батюшкова.

Поэтическое и жанровое богатство творчества В.А. Жуковского (элегии, баллады, патриотическая лирика, сказки, поэмы и повести в стихах). Исследования отечественных историков литературы о творчестве В.А.Жуковского.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова в восприятии читателей разных эпох: оценка комедии А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, И.А. Гончаровым, литературоведением ХХ века.

Литературная деятельность декабристов и проблемы её изучения. Гражданская лирика, думы и поэмы К.Ф. Рылеева.

Творчество А.С. Пушкина. Романтическое творчество А.С. Пушкина периода южной ссылки. «Романтический кризис» 1823 года, его социально-исторические и художественные предпосылки. Становление и развитие реализма в творчестве А.С. Пушкина. Историзм и народность как важнейшие особенности пушкинского реализма. Новое понимание художественной природы поэзии и задач поэтического творчества в стихотворных манифестах А.С. Пушкина. Бытовые поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Домик в Коломне». Новаторский характер трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»; «Маленькие трагедии», их художественное совершенство. Роман «Евгений Онегин», его место в творчестве А.С. Пушкина. Изучение романа «Евгений Онегин» в русском литературоведении ХХ века: итоги и перспективы. Социальная и философская проблематика поэм А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Реализм «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Полемичность сюжетов повестей, пародирование в них авантюрных сюжетов и других элементов сентиментальных и романтических жанров. Философская проблематика повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Соотношение случайного и закономерного. Эпиграфы, их источники и функция в «Пиковой даме». «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Соотношение любовной и исторической сюжетных линий в романе. Роль фольклорного начала в сюжете и стиле. Поэзия «пушкинской плеяды». Значение поэтов пушкинского круга в развитии русской поэзии.

Литературное движение последекабристского времени (до начала 40-х годов XIX века). Общая характеристика.

Творчество Н.В. Гоголя. Своеобразие художественного мира Н.В. Гоголя. Эволюция мировоззрения писателя. Проблемы изучения творчества писателя. Цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Социальные мотивы повестей, жанр фантастического гротеска. Тема Петербурга. Драматургия Н.В. Гоголя, ее связь с традициями Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. Расширение тематического диапазона. Общая характеристика драматургических принципов писателя. Идейно-художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», итоги и перспективы изучения. Проблемы литературы и искусства в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова: итоги и перспективы изучения. Основные мотивы лирики. Лермонтовская философия русской истории в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Обобщенно-философский характер романтических поэм «Мцыри» и «Демон». «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Художественные средства типизации характера главного героя. Функция двух предисловий. Проблема судьбы в романе.

Белинский как критик и историк литературы. Деятельность А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в оценке Белинского.

Тема 3. Русская литература 1840–1860-х годов. Русская проза 1840–1860-х годов: динамика жанров (физиологический очерк, повесть и роман, художественная циклизация), антропоцетризм, психологизм, доминирование среди других родов литературы. Расцвет романного жанра в середине XIX века, романоцентризм русской прозы. Русский классический роман.

Литературный процесс 1840–1860-х годов и проблема литературных направлений. «Натуральная школа» и реализм русской вершинной литературы. Лирика 1840-х – 1860-х годов: отношение к наследию «золотого века» русской поэзии, основные направления и представители.

Становление русской драматургии в 1840–1850-е годы и творчество А.Н. Островского. Островский и театр.

Идея личности в прозе А.И. Герцена, проблема «человек и история» в «Былом и думах».

Творчество И.А. Гончарова. И.А. Гончаров-романист. Современное состояние изучение наследия Гончарова.

Творчество И.С. Тургенева. Жанровая природа романов И.С. Тургенева. Проблема соотношения жанров повести и романа в творчестве писателя. Драматургия И.С. Тургенева и традиции русской драмы. Психологизм тургеневского театра.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как явление русской философской мысли и культуры 1860-х годов. Проблема идейной и творческой полемики с Чернышевским ведущих представителей русской литературы (Достоевский, Гончаров, Тургенев).

Поэзия Н.А. Некрасова: проблема «тенденции» и продолжение традиций русской лирики, жанры, язык и стиль.

Философские основы лирики Ф.И. Тютчева. Своеобразие трактовки природы в лирике поэта. Любовно-психологическая лирика. Место Тютчева в истории русской поэзии.

«Неуловимое» и «мимолетное» в лирике А.А. Фета, импрессионистический характер его поэзии.

Русская литература 1840–1860-х годов и ее философская проблематика. Русская литература 1840–1860-х годов и социальные вопросы времени. Художественный реализм в русской литературе второй половины XIX века: поэтика и эволюция.

Тема 4. Русская литература 1860–1890-х годов.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторский цикл в поэтике М.Е. Салтыкова-Щедрина. Философия истории и ее воплощение в «Истории одного города». «Господа Головлевы» как социально-психологическая сатира и семейный роман. Образ Иудушки Головлева в ряду типов русской литературы.

Творчество Ф.М. Достоевского. Творчество Ф. М. Достоевского сегодня: рецепция и проблемы изучения. Значение работ М. М. Бахтина о Достоевском. Образ красоты в художественном мире Ф.М. Достоевского. Поэтика «полифонических» романов. «Бесы» Ф.М.Достоевского как роман-хроника и политический роман-памфлет. Смысл заглавия романа и эпиграфов к нему.

Место Н.С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века. Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870–90-е годы.

Творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой и русская литература ХХ века. «Диалектика души» в ранней прозе Л.Н. Толстого. Динамическая поэтика «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Поэтика нравственно-психологических романов Л. Н. Толстого («Анна Каренина» и «Воскресение»).

Творчество А.П. Чехова. Закономерность развития русской прозы третьей трети XIX века (В.М. Гаршин, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко). Основные этапы творчества В.Г. Короленко.

Творчество А. П. Чехова в отечественном и зарубежном литературоведении. Поэтика прозы Чехова. Поэтика смеха в ранней прозе. Драматургия А.П. Чехова и русский театр ХХ века. Поэтика «драмы настроения» Чехова.
^ РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Тема 1. Современный взгляд на русский литературный процесс XX в. Проблема периодизации русского литературного процесса ХХ века. Современная наука о выделении этапов литературного развития. Споры вокруг категорий «литературное направление», «реализм», «неореализм», «соцреализм». Переоценка традиционных взглядов и новые концепции русского литературного процесса ХХ века. Отражение основных проблем литературного развития ХХ столетия в академических изданиях истории русской литературы.

Тема 2. Русская литература конца XIX – начала XX в. Духовная жизнь России на рубеже XIX–ХХ веков. Определение содержания понятия «серебряный век» и его временных границ. Искусство рубежа веков (живопись, музыка, театр). Основные направления в русской литературе рубежа веков.

Философско-религиозные искания в России в начале века (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Д.С. Мережковский, Л. Шестов, Н.А. Бердяев). Философско-эстетические взгляды Д.С. Мережковского и его роль в истории русского символизма.

Судьбы русского реализма на рубеже веков. Традиции, динамика, пути обновления, возрастные генерации. Новое в творчестве старшего поколения реалистов (Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко). Принципы реалистов 1890-х годов. «Знание». Новые течения в реализме. Неореализм.

Творчество И.А. Бунина. Черты и истоки таланта. Основные мотивы и философское содержание поэзии. Лирическая проза 1890–1900-х годов. Особенности реалистической поэтики повести «Деревня» и рассказов Бунина 1910-х годов. Проблемы русского национального характера, жизни и смерти, концепция любви в прозе Бунина. Творчество И.А. Бунина в эмиграции («Окаянные дни», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»). Научная литература о жизни и творчестве писателя. Итоги и перспективы изучения творчества Бунина.

Художественный мир А.И. Куприна. Тематика, проблематика и поэтика прозы. Проблема цивилизации и природы, тип «естественного человека» («Олеся», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей»). Тема армейской жизни и образ провинции («Дознание», «Ночлег», «Трус», «Поединок» и др.). Любовь как вечная и неизменная ценность бытия («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Колесо времени»). Образ Москвы, тема России в романе «Юнкера». Научное изучение жизни и творчества писателя на современном этапе.

Творчество Л.Н. Андреева. «Ужас жизни» как главный предмет изображения (трагедия одинокой личности, тема рока, экзистенциальные мотивы). Идейно-художественные особенности прозы: реализм ранних рассказов; усиление нереалистических тенденций стиля и концепции мира. Поэтика экспрессионизма («Красный смех»). Мотив рока и художественный смысл повести «Жизнь Василия Фивейского». Новый тип героя в прозе писателя 1900-х годов («Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных»).

Драматургия Л.Н. Андреева. «Театр идей». Экзистенциальный смысл драмы «Жизнь человека». Творчество Л.Н. Андреева в отечественном литературоведении.

Русский символизм: основные этапы развития, идейно-эстетическое своеобразие, проблемы изучения. Принцип двоемирия в поэтике символизма. Старшее поколение символистов («общественники», «эстеты»): мировоззрение, декадентская ориентация, эстетика. Младосимволизм: идейно-эстетическая позиция, поэтика.

Творчество А.А. Блока. Идея пути и художественная эволюция поэта: «трилогия вочеловечения» (три тома лирики, их состав, содержание и поэтика). Основные мотивы и проблема циклизации в лирике. Поэма «Двенадцать»: художественный смысл, сюжетно-композиционная организация. Проблемы изучения творчества А.А. Блока.

Проза символистов. Русский символистский роман как «неомифологический текст», его разновидности. Романное творчество Д.С. Мережковского (трилогия «Христос и Антихрист»: историософия, своеобразие жанровой поэтики). Жанр и символическое пространство/время в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел». «Мифологизация быта» в прозе Ф. Сологуба. Художественное пространство в романах «Тяжёлые сны», «Мелкий бес», «Творимая легенда». «Петербург» Андрея Белого: имена-символы, хронотоп, мифопоэтика, историософия.

Акмеизм в русской поэзии. Кризис символизма и зарождение акмеизма. И.Ф. Анненский как «предтеча» акмеистов. История акмеизма: творческое объединение «Цех поэтов», поэзия и теоретико-эстетические взгляды Н.С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм»). Раннее творчество А.А. Ахматовой. Программная статья О.Э. Мандельштама «Утро акмеизма» и его поэзия.

Русский футуризм: история, теория, практика. Футуристические группировки. Кубофутуризм и творчество Велимира Хлебникова как «первооткрывателя новых поэтических материков». Игорь Северянин – поэт-эгофутурсит. Поэзия Елены Гуро.

Тема 3. Русская литература 1920–1930-х годов.

Новые концепции литературного процесса 20–30-х годов ХХ века: проблема выделения литературных течений; соотношение понятий «литературная группа», «течение», «направление». Особенности литературного развития в 1920–1930-е годы. Борьба двух основных тенденций в литературе периода: полифонизма и административного давления в сфере искусства.

Формирование основных литературных направлений 1920–30-х годов. Основные идейно-художественные течения в прозе: развитие традиций классического реализма, формирование «соцреализма», модернизм, разновидности «неклассической проза».

Литература русского зарубежья первой волны. Культурные центры и крупнейшие периодические издания русской эмиграции 1920–1930-х годов.

Поэзия зарубежья: мотивы, образы, лирический герой. Судьба и поэзия М.И. Цветаевой. Образ лирической героини. Поэтика. Цветаеведение сегодня.

Автобиографическая проза русского зарубежья первой волны: «Богомолье» и «Лето Господне» И.С. Шмелёва, «Путешествие Глеба» Б.К. Зайцева, «Детство Никиты» А.Н. Толстого. Проблемы изучения литературы русского зарубежья: основные источники и архивные фонды, справочные издания, антологии, монографии.

Жизненный путь и творческая судьба В.В. Набокова. «Русская тема» в творчестве писателя. Отношение к литературной традиции и пародийное начало в его романах. Лекции о русской литературе. Набоковедение сегодня.

Литературные группы в 1920-е годы: эстетические программы и творческая практика. Теория пролетарской культуры А.А. Богданова. Эстетические принципы пролетарского творчества. Утопические романы А.А. Богданова. Творчество пролетарских поэтов и прозаиков.

Идеологические позиции и художественные принципы РАПП. Роль этой группы в литературной жизни 1920-х годов.

Основные направления литературного авангарда после 1917 года (футуризм, имажинизм, экспрессионизм). История русского футуризма в 1917–1929 гг. Теория «производственного искусства» и социального заказа. Эстетические принципы и творческая практика.

Литературная группа «Перевал»: эстетические принципы и творческая практика. Литературно-организаторская деятельность А.К. Воронского (журнал «Красная новь). Теоретическое и литературно-критическое наследие А.К. Воронского.

Литературная группа «Серапионовы братья». Творческие индивидуальности писателей. Поэзия и проза ОБЭРИУ: Д. Хармс, К. Вагинов, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы» (1929). Поэтическое претворение концепции абсурда. Антиэстетизм в стихах В. Нарбута, М. Зенкевича и других.

Публицистика первых лет революции: «Несвоевременные мысли» М. Горького, письма В.Г. Короленко к А.В. Луначарскому, дневник В.Г. Короленко 1917–1921 годов.

Проза 1920-х годов: основные векторы развития. Полифонизм в прозе периода, разнообразие жанрово-стилевых исканий. Формы взаимодействия реализма и модернизма («неклассическая проза»).

Творческий путь Е.И. Замятина. Роман «Мы» и русский модернизм. Философская проблематика, жанровое своеобразие и стиль романа.

Композиционно-стилевые открытия Б.А. Пильняка: роман «Голый год» и «Повесть непогашенной луны».

Условно-рационалистическая тенденция в прозе 1920-х годов: рассказы, сказки и повести С.Д. Кржижановского.

Сатирические жанры в прозе 1920-х годов. Гротеск и гипербола, ирония и сарказм, фантастика и юмор в рассказах М.М. Зощенко и Е.И. Замятина, в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1925), в романах И.А. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928), «Золотой теленок» (1931), Ю.К. Олеши «Зависть» (1927), А. Платонова «Город Градов» (1927).

Основные идейно-художественные тенденции литературного процесса 1930-х годов. Начало широкой активной реализации принципов социалистического реализма. Преобладание эпического начала во всех видах творчества, создание широких полотен, многотомных романов-эпопей (М. Горький, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, В. Шишков, С. Сергеев-Ценский и др.). Активизация публицистики, очерковой литературы, массовой песни, возникновение так называемых «производственных» жанров. Программа и деятельность журналов «Литературный критик» и «Литературная учеба».

«Производственный» роман конца 1920-х – начала 1930-х годов: «Зависть» Ю.К. Олеши, «Соть» Л.М. Леонова, «День второй» И.Г. Эренбурга и др.

Особенности эволюции исторического жанра в прозе 1930-х годов. Интерес к переломным моментам отечественной истории в книгах «Петр Первый» (1929 – 1945) А.Н. Толстого, «Цусима» (1935) А.С. Новикова-Прибоя, «Севастопольская страда» (1939) С.Н. Сергеева-Ценского и др. Процесс переоценки прошлого в исторических произведениях этого времени. Типологические особенности исторического романа.

Творчество М. Горького. Изучение жизни и творчества писателя в отечественном литературоведении. Романтическая философия М. Горького (концепция Человека-Вселенной, позиция крайнего гуманизма, сквозные проблемы божественного и человеческого, правды и лжи, человека и среды). Жанр рассказа в творчестве писателя, циклизация малых форм. История семьи, форма жизнеописания, тип героя в романах «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». «Жизнь Клима Самгина» М. Горького как «энциклопедия русской жизни» (система образов, жанр и композиция, проблема авторской позиции). Художественное своеобразие драматургии М. Горького. Горьковедение на современном этапе.

Творчество М.А. Шолохова. Проблема историзма и художественной правды. Народ и личность в «Тихом Доне». Трагическое в романе и споры о нём в исследовательской литературе. Сюжет и композиция. Классические традиции в сфере психологизма.

Творчество А.П. Платонова. Человек, природа и человечество в прозе. Рассказы и сказки А.П. Платонова о детях и для детей. Роман «Чевенгур»: социально-философская проблематика, антиутопические мотивы, идейно-художественное своеобразие. Проблематика, поэтика, система образов-символов повести «Котлован». Драматургия А.П. Платонова. Проблематика и поэтика пьес «Шарманка» и «Высокое напряжение». История научного изучения жизни и творчества А.П. Платонова. Основные российские и зарубежные монографии о писателе. Платоноведение на современном этапе.

Творчество М.А. Булгакова. Взаимопроникновение исторического и семейного начал в романе «Белая гвардия». Взаимодействие двух потоков времени в «Мастере и Маргарите». Многоплановость композиции. Жанровая уникальность. «Театральный роман», книги о Мольере. Проблемы изучения творчества М.А. Булгакова.

Творчество М.М. Зощенко: рассказы, «Сентиментальные повести», «Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца». Проблема научной биографии писателя, новые материалы о его жизни и творчестве.

Тема природы в прозе первой половины ХХ века. Природа и человек в художественном мире М.М. Пришвина («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Жень–Шень», «Фацелия», Корабельная чаща»), К.Г. Паустовского («Кара-бугаз», «Колхида», «Мещерская сторона»), Л.М. Леонова («Русский лес»). Научное изучение темы природы в отечественном литературоведении.

Поэзия 1920–1930-х годов. Многообразие жанрово-стилевых исканий в русской поэзии 1920-х годов. Поэзия авангарда. Романтические тенденции в лирике Н.Тихонова, Н.Асеева и Э.Багрицкого. Новокрестьянские поэты. Публицистичность творчества комсомольских поэтов. Расцвет жанра поэмы во второй половине 1920-х годов. Тенденция к нивелированию стиля в поэзии 1930-х годов. Раннее творчество А.Т. Твардовского. Изучение поэзии 1920–1930-х годов на современном этапе.

Поэтический мир В.В. Маяковского. Поэмы и лирика. Драматургия В.Маяковского: её идейно-эстетическое своеобразие. Современные проблемы изучения творчества В. Маяковского.

Поэтический мир С.А. Есенина. Особенности образа лирического героя. Тема родины и природы, языческие и христианские мотивы, контраст между «живым» и «железным». Жанровое многообразие, стиль. Есенин и крестьянские поэты. Традиции русского фольклора, философские и религиозные идеи в творчестве С. Клычкова и Н. Клюева.

Творчество О.Э. Мандельштама. Общая характеристика творческой индивидуальности. Лирика О.Э. Мандельштама 1920–1930-х годов: основные мотивы и образы.

Поэзия А.А. Ахматовой. Черты акмеизма в ранней лирике. Исповедальность и трагизм в творчестве советской эпохи. Духовный облик лирического «Я». Тема истории. Целостность и единство художественного мира. Основные черты поэтики. Изучение творчества А.А. Ахматовой на современном этапе.

Жанр комедии в драматургии 1920-х годов. Характер сатирического конфликта в пьесах Н.Р. Эрдмана «Мандат» (1925), «Самоубийца» (1928), М.А. Булгакова «Зойкина квартира» (1926), В.В. Маяковского «Клоп» (1929), «Баня» (1930).

Тема 4. Русская литература 1940–1950-х годов. Литература Великой Отечественной войны: духовная атмосфера времени и основные идейно-эстетические тенденции. Публицистика в годы войны: идейно-эстетические открытия и художественное разнообразие (А.Толстой, И.Эренбург, Л.Леонов, М.Шолохов, К.Симонов, Л.Соболев). Проза военных лет как художественная летопись Великой Отечественной войны, жанровое и тематическое своеобразие.

Лирика периода Великой Отечественной войны. Тема Родины в стихах М. Исаковского, Н. Тихонова, А. Суркова; фронтовые стихи К. Симонова, возрождение полузабытого жанра поэтического послания; баллада в поэзии военных лет. Творчество Б. Пастернака, А. Ахматовой, Ю. Друниной в годы войны. Песня как один из популярных жанров в поэзии военного времени.

Жанр поэмы в годы войны. «Василий Теркин» А.Т. Твардовского – художественная энциклопедия фронтовой жизни. Образ молодого борца с фашизмом в поэмах М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Тема героизма и стойкости в «ленинградских» поэмах: Н. Тихонов «Киров с нами», В. Инбер «Пулковский меридиан», О. Берггольц «Февральский дневник».

Тема 5. Литературный процесс послевоенного периода (1946–1951). Усиление идеологического давления в литературе: постановления ЦК ВКП(б) 1946–1948 гг., доклад А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», кампании по борьбе с «космополитизмом», с «буржуазными влияниями» и др. Теория бесконфликтности и кризис «соцреализма». Научное осмысление периода на современном этапе.

Литература «оттепели».

Основные тенденции в литературе периода. Преодоление идеологического и художественного канона, зарождение основных тематических течений. Активизация гуманистических тенденций во всех родах и видах литературы, жанровое обновление, расширение проблематики литературного творчества, возросший интерес к поэзии и театру. Критика государственной административно-командной системы: рассказ А. Яшина «Рычаги» (1956), романы В. Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), А. Бека «Новое назначение» (1960–1964, 1986), рассказы А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор», «Для пользы дела» (1963). Судьба альманахов «Литературная Москва», «Тарусские страницы».

Своеобразие художественного мира Б.Л. Пастернака. Поэтические сборники «Сестра моя – жизнь» (1917, 1922), «Второе рождение» (1932). Основные черты поэтики. Роман «Доктор Живаго» (1956, 1988): творческая история, концепция личности, её соотношение с историей и вселенной. Евангельские мотивы. Художественное своеобразие, лиризм романа. Изучение жизни и творчества писателя в современном литературоведении.

Тема Великой Отечественной войны в прозе послевоенного периода. Зарождение «военной прозы», основные тенденции ее развития: изображение «окопной правды» (повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», 1946) и эпический показ военных событий в творчестве К.М. Симонова (трилогия «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), «Последнее лето» (1970)). Творческая история дилогии В.С. Гроссмана «За правое дело» (1952) и «Жизнь и судьба» (1960). Смысл заглавия, жанровое своеобразие романа «Жизнь и судьба».

Лирическая проза в литературном процессе. Основные образы, идеи, эмоциональный тон. Рассказы и очерки К.Г. Паустовского, «Дневные звезды» (1959) О.Ф. Берггольц, «Владимирские проселки» (1957), «Капля росы» (1960) В.А. Солоухина, сборники рассказов Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пес» (1958), «Голубое и зеленое» (1960) и др.

«Молодежная» проза. Возрождение поэтики модернизма в ранних повестях В.П. Аксенов «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Затоваренная бочкотара» (1964); произведения А.Т. Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956) и А.В. Кузнецова «Продолжение легенды» (1957). Роль молодежной прозы в дальнейшем развитии литературы «андеграунда».

Поэзия периода «оттепели».

Многообразие поэтических тенденций. «Эстрадная («громкая») поэзия»: возрождение традиций В.В. Маяковского, публицистичность, пафос обновления общества и искусства. Поэтическое творчество Б. Ахмадуллиной, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского.

«Тихая лирика»: религиозное миропонимание, культ домашнего очага, осознание особой значимости общения с природой, восприятие деревни как хранительницы древней народной культуры. Лирика Н. Рубцова, А. Жигулина, В. Соколова, А. Прасолова. Традиции русской классической поэзии, С. Есенина.

Поэзия «лианозовцев» (И. Холин, Г. Сапгир, Я. Сатуновский, Е. Кропивницкий, Вс. Некрасов): отказ от идеологии, традиции авангарда. Поэтическая группа «Смог» (Л. Губанов, В. Алейников, А. Пахомов, Ю. Кублановский): влияние французской поэзии (А. Рембо), изысканность формы, философичность содержания.

Тема 6. Русская литература 1960–1990-х годов.

Драматургия 1960-х годов. Основные тенденции развития, тематика и жанровая система драматургии периода. Остроконфликтные психологические драмы и комедии А. Арбузова, С. Алешина, В. Розова, А. Салынского и др.

Театр А. Вампилова. Жанр психологической драмы-комедии: «Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965). Интерес драматурга к острым социальным конфликтам – Зилов и зиловщина в «Утиной охоте» (1968). Увлекательность сценического действия, мастерство завязывания сюжетов, резкая очерченность характеров – отличительные черты таланта А. Вампилова: «Прошлым летом в Чулимске» (1971), «Провинциальные анекдоты» (1971). Традиционное и новое в поэтике А. Вампилова, «поствампиловская» драма.

«Деревенская проза» как одно из ведущих течений в литературном процессе 1960-х – 1970-х годов. Жанровая эволюция деревенской прозы от очерка к философской повести (творчество Е. Дороша, В. Шукшина, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Распутина). Роман С. Залыгина «На Иртыше» (1964) и повесть В. Белова «Привычное дело» (1966) – начало нового этапа в осмыслении сельской жизни.

Художественное исследование и эпическое изображение жизни русского села на разных этапах его истории в 1970–1980-е годы: «Драчуны» (1981) М. Алексеева, «Кануны» (1972 – 1987), «Год великого перелома» (1989 – 1991) В. Белова, «Мужики и бабы» (1986) Б. Можаева, тетралогия Ф. Абрамова «Пряслины» (1958 – 1978).

Военная проза 1960–1980-х годов. Художественное осмысление событий Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева, Г. Бакланова, В. Богомолова, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева, Е. Носова и др. Проблемы изучения военной прозы.

«Городская проза». Художественная концепция быта и особенности поэтики «городских повестей» Ю. Трифонова. Проблема нравственной ответственности и исторический выбор личности в романах «Дом на набережной», «Старик», «Время и место». Эволюция творческого метода писателя и особенности его поэтики. Традиции Ю. Трифонова в современной женской прозе: в творчестве Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л. Ванеевой, В. Токаревой и других. Трилогия С. Есина «Имитатор» (1984), «Временитель» (1987), «Соглядатай» (1989) и ее место в современной городской прозе. Современное научное осмысление городской прозы как специфического феномена русской литературы ХХ века.

Философия природы в прозе 1970-х – 1980-х годов. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба», повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой», роман Ч. Айтматова «И дольше века длится день», роман-притча А. Кима «Отец-Лес»).

Социально-философская проза. Проблема добра и зла в романах В. Дудинцева («Белые одежды») и Ю. Домбровского («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»).

Тема ГУЛАГа как один из аспектов современной исторической прозы. Повести и романы о социальных деформациях в прошлом, о попрании социальной справедливости, о неуважении и недоверии к человеку, об отказе от принципов гуманизма, о страхе и подозрительности в отношениях между людьми: «В круге первом» (1955 – 1968, 1990), «Архипелаг ГУЛАГ» (1970, 1989) А. Солженицина; «Васька» (1987) С. Антонова, «Ночевала тучка золотая» (1987) А. Приставкина, «Верный Руслан» (1963 – 1974, 1989) Г. Владимова, «Московская улица» Б. Ямпольского, «Колымские рассказы» (1990) В. Шаламова, «Погружение во тьму» (1957 – 1979, 1989) О. Волкова, «Черные камни» (1988) А. Жигулина, «Встань и иди» (1987) Ю. Нагибина, «Крутой маршрут» (1988) Е. Гинзбург и другие.

Литературный «андеграунд» и постмодернизм. Философские и теоретические основы русского постмодернизма, три этапа развития. «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева – первые постмодернистские тексты (интертекст, архитектоника, роль «московского» и «петербургского» текстов в их соотнесенности и противопоставленности, принцип деконструкции, пародия). История научного изучения русского литературного постмодернизма, основная научная литература.

Поэзия 1960–1980-х годов. Основные тенденции развития, стилевое своеобразие. Неоклассическая традиция в поэзии (А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер, О. Чухонцев).

Художественный мир И. Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства.

Феномен авторской песни в российской культуре 1970–1980-х годов (творчество Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, А. Городницкого, А. Галича, В. Высоцкого и др.) Художественная специфика рок-поэзии (песни А. Макаревича, Б. Гребенщикова, К. Никольского, Ю. Шевчука, В. Цоя и др.). Острая социальная проблематика рок-поэзии 1970–80-х годов. Рок-антологии «Блюз из подвала» (1990), «Альтернатива» (1991). Научное изучение рок-поэзии.

Тема 7. Современный литературный процесс (1986–2000-е годы).

Формирование новой модели литературы. Культурная ситуация 1986–1991 годов как особый период в развитии российского словесного искусства. Разрушение иерархической структуры и возникновение мозаичной картины литературного процесса.

Обновление реалистической традиции. «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив», «Прокляты и убиты» В. Астафьева, «Генерал и его армия» Г. Владимова. Проза Б. Екимова. Формирование новой художественной системы («постреализм»): проза В. Маканина, С. Довлатова. Творчество Л. Петрушевской.

Неомиф и его трансформации в прозе конца ХХ века. Условно-метафорическая проза: социальное и философское течения. Типы условности. Сказка, миф, фантасмагория.

Утопии и антиутопии как разновидности социальной фантастики. «Остров Крым» (1979, 1990) В. Аксенова, «Москва 2042» (1986) В. Войновича, «Невозвращенец» (1989) А. Кабакова, «Спящий во время жатвы» Л. Латынина.

Возрождение сатирической прозы. «Сандро из Чегема» (1973–1989), «Кролики и удавы» (1987) Ф. Искандера, «Иванькиада» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «История города Глупова в новые и новейшие времена» (1989) В. Пьецуха и др.

Жанр литературной сказки в ХХ веке. Ю. Олеша «Три толстяка», Е. Щварц «Тень», «Дракон», В. Шукшин «До третьих петухов», В. Войнович «Сказки для взрослых», Л. Петрушевская «Настоящие сказки». Исследования, посвященные русской литературной сказке ХХ века.

«Женская проза». Активизация женского творчества в 1990–2000-е годы: проза О. Славниковой, Л. Улицкой, С. Василенко, М. Вишневецкой, М. Палей, И. Полянской, Н. Садур, Г. Щербаковой.

Постмодернизм в 1980-е – 1990-е годы. Черты поэтики постмодернизма в современной литературе (игра с авторской маской, смешение различных стилей и культурных языков, имитация языка литературы соцреализма, пародирование, ирония): В. Пьецух, Е. Попов, В. Сорокин, В. Пелевин, П. Крусанов, А. Королёв и др.).

Постмодернистские тенденции в современной поэзии: московский концептуализм, поэзия необарокко. Постмодернистская драма (Н. Коляда, Н. Садур).

«Новая волна» в русской драматургии: А. Галин «Звезды на утреннем небе», Л. Петрушевская «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Московский хор», В. Мережко «Женский стол в охотничьем зале» и другие.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 09 "Фольклористика"

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 «Русский язык»
Программа включает все разделы современного русского языка. На основе данной программы составлены теоретические вопросы к вступительному...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 14. 01. 06 «Психиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 03 «История философии»
От него требуется основательное знакомство с философской классикой и наиболее известными произведениями современных философов по...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «Литература»
Программа вступительного экзамена по литературе предназначена для абитуриентов, имеющих документ об образовании, полученный до 1...

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
Хх века. В освещении проблематики историко-литературной науки выделены принципы конкретного историзма, ценностный подход к литературным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница