Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы




Скачать 218.19 Kb.
НазваниеПрограмма курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы
Дата публикации25.06.2013
Размер218.19 Kb.
ТипПрограмма курса
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа курса



Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный педагогический университет
Архетипы и образы русской литературы
программа курса магистерской подготовки

Нижний Новгород

2004

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Архетипы и образы русской литературы: Программа курса магистерской подготовки. – Н. Новгород: НГПУ, 2004. - с.


Настоящее издание содержит программу курса магистерской подготовки «Архетипы
и образы русской литературы», вопросы к зачетам, список литературы к курсу. Адресовано студентам филологического факультета, обучающимся по магистерской программе «Языковое образование».

Составители:


д-р филол.наук, профессор В.Т.Захарова, канд.филол.наук, доцент Т.П.Комышкова

^ Отв. за выпуск:

канд.филол.наук, доцент Г.С.Самойлова
Рецензент:

д-р филол. наук, профессор Н.М. Ильченко


Оглавление


Объяснительная записка
Введение
Мифопоэтика «Серебряного века»

Архетипический мотив
возрождения, символика архетипа матери. Пасхальный архетип в русской
литературе.

Образ храма в отечественной
литературе ХХ в. как воплощение устремленности русского человека к духовному возрождению

Методология курса

Вопросы к зачету

Литература


объяснительная записка

Цель курса: Изучение художественных явлений русской литературы с точки зрения обнаружения в них архетипической основы, праистоков, приближающих к глубинному постижению народного характера, творческой души народа, закладывающих принципы отечественного художественного мышления.

^ Основные задачи:

  • формирование представлений об универсальности архетипов и бесконечном разнообразии возможностей их отражения в художественном произведении; о многочисленных инвариантах восхождения архетипических образов к сущностным проблемам бытия;

  • углубление представлений о художественном образе как философской и литературоведческой категории, как системы взаимоотражений;

  • привитие навыков литературоведческого анализа, синтезирующего различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях: мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма;

  • изучение художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, репрезентативных с точки зрения насыщенности архетипической образностью.

Содержание термина «архетип» опирается на учение К.Юнга о первичных схемах образов, воспроизводимых бессознательно и априорно формирующих активность воображения. Такое понимание термина «архетип» ориентирует на выделение в образной структуре произведений инвариантного архетипического ядра, которое может быть метафорически выражено образами, мотивами, сюжетом, композицией, жанром и т.п. Схемы образов наполняются конкретным содержанием в процессе трансформации архетипа в образ, что на определенной стадии развития культуры приводит к образованию наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных структур, которые также принято называть архетипическими. Среди таких образов наиболее общими и устойчивыми для русской словесности, очевидно, следует считать мифологемы дом, дорога (путь), Мировое древо, лес, река, а также основные христианские образы и символы.

Оформляясь в мифологических системах, архетипические образы проникают в т.н. бытовые тексты, подвергаются ассимиляции со стороны бытового сознания. Процесс модификации архетипических образов и мотивов составляет одну из главных сил внутреннего саморазвития литературы; понимание данной закономерности мотивирует необходимость данного курса в системе занятий магистерской подготовки «Языковое образование»

Исходя из юнговского понимания архетипа, практически в любом тексте можно установить связь его структурных элементов с первичными схемами. Однако наибольший интерес вызывают те художественные системы, в которых наиболее очевидна, подчеркнута связь с мифологическими системами, с мифопоэтическим сознанием народа, что в данной программе обусловило выбор произведений для анализа.

Как известно, история культуры, в том числе словесной, может быть осмыслена как процесс накопительный, не отвергающий художественный опыт прошлого, но осваивающий и видоизменяющий его. В этом смысле литература XIX и XX столетий представляет особый опыт взаимовлияния мифопоэтических традиций, воспринимаемых в качестве основ национального сознания, и их различных литературных трансформаций в последующие эпохи, осознаваемых как литературная традиция. Такого рода многослойность, многосоставность текстов конца XIX века и всего XX века определила приоритеты в выборе тем в данной программе. Первая часть курса рассматривает мифопоэтику Серебряного века, взаимодействие языческих и христианских основ русской ментальности, отраженной в литературе. Вторая часть курса представляет художественное воплощение шести основных архетипов в русской культуре (литературе и фольклоре) в их динамике и переплетении.

Курс входит в литературоведческий блок занятий магистерской подготовки «Языковое образование» и позволяет систематизировать знания, полученные в ходе освоения предшествующих дисциплин, в частности, «Комплексный анализ текста», «Языковая картина мира писателя», «Философия русского слова».

Курс носит теоретический характер, проводится в лекционной форме в течение двух семестров, изучение каждой часть завершается зачетом.
^

В процессе освоения курса студенты должны:

  • иметь квалифицированное представление о процессе формирования архетипических образов и их функций в художественном произведении, понимать процесс освоения литературой мифопоэтических образов и структур;


  • иметь представление о структуре отечественного мегатекста, видеть внутреннюю его динамику;

  • уметь определять основные архетипические образы русской литературы в произведениях разных эпох.

Введение

Понятие об архетипе. Универсальность архетипов в истории культуры, выведенных К. Г. Юнгом из единства человеческой психики на глубинном уровне «коллективного бессознательного». Теория архетипики как отражение интереса к механизму образования ментальных структур на уровне бессознательного. Архетипическое в современном литературоведении как неосознанное восприятие и трансформирование мотива или сюжета. Сила воздействия искусства как следствие актуализации его глубинного уровня и обращения к вечным и общечеловеческим архетипам. Архетипы и архетипические образы, соотношение понятий «архетип», «миф», «мифологема», «символ».



Мифопоэтика «Серебряного века»

Мифопоэтическое начало в искусстве рубежа XIX-ХХ вв.

Идеи синтеза в философии и культуре Серебряного века. Сущность модернистского мифологизма, их отличие от «синтеза искусств» в романтизме.

Труды русских мифологов как один из главных источников формирования представлений о поэтических воззрениях древних славян (Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Потебня). А.Н. Афанасьев «Древо жизни»: изучение мифов как проявления процесса самосознания народа.

^ Отражение славянской языческой образности в цикле А. Блока «Стихи
о Прекрасной Даме»


Миф в философии всеединства Вл. Соловьева. Роль синкретизма древнего язычества. Влияние Вл. Соловьева на творчество А. Блока и «младосимволистов». Контекстуальность символического текста: «Стихи о Прекрасной Даме». Мифологема Софии Премудрости Божией как мифологический метасюжет цикла. Мотив София – Премудрость в первом памятнике древнерусской литературы. Софийная иконопись в древнерусском искусстве как один из истоков «Стихов о Прекрасной Даме» Блока. Архетипическая модель мира в поэтической интерпретации Блока. Мифологическая пространственная образность цикла: архетипы горы, леса, реки, моря, берега, ладьи.

«Мифотворец» Максимилиан Волошин

Поэзия М. Волошина в контексте мифопоэтических поисков искусства Серебряного века. «Мифизация» собственного образа. Софиология Волошина (царевна Таиах). Синтез в художественных новациях его лирики. Цикл «Киммерийские сумерки»: гимническое начало в соединении с ритуалом, молитвой, заклинанием. Киммерия как «спектр основных проявлений человеческого духа в его диалоге с мирозданием». Своеобразие символико-импрессионистического хронотопа цикла. Пещера – космос в поэтической системе М. Волошина.

^ Мифологические и фольклорные истоки ранней прозы М. Горького
(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Проходимец»)


Многообразие мифологем. Генезис образов Лойко Зобара, Ларры, Промтова. Античный миф о Ганимеде, древнеславянские представления о животном-тотеме, средневековые сказания об Агасфере как архетипическая подоснова образа Ларры. Интертекстуальные связи в аспекте мифопоэтики: легенда о Лойко и Радде в «Макаре Чудре» М. Горького – «Цыганы» А. Пушкина. Женский архетип Евы (Пандоры) в интерпретации Пушкина (Земфира - Мариула) и Горького (Радда). Образ старого цыгана у Пушкина и Макара Чудры у Горького как воплощение соборной мудрости общинного сознания («предводители хора» в античности).

Архетипический мотив возрождения, символика архетипа матери. Пасхальный архетип в русской литературе

Концепция Дома в русской литературе ХХ века как важнейшего
культурного топоса


Богатая ретроспектива поэтизации Дома как воплощение непрерываемой связи с духовным наследием предков. Фольклорные традиции восприятия Дома. Усадебная поэзия (от Г.Державина до В.Набокова); культурный феномен «русская усадьба» в русской классической прозе.

Провинциальная усадьба в поэзии и прозе Ив. Бунина

Элегический взгляд на усадьбу «родом из детства». Усадебные идиллии: «Танька» (1892), «На хуторе» (1892). Усадьба как особый духовный мир: «Антоновские яблоки» (1900). Судьба усадьбы – судьба России: поэмы «запустения» (рассказы «Новый год» (1901), «Золотое дно» (1903)). Разнообразие архетипических мотивов. Смерть усадьбы как примета времени начала ХХ века. Образ мертвой усадьбы в лирике Бунина («Старик сидел, покорно и уныло…», «Кошка в крапиве за домом жила»). Загадка «Суходола» (1911): вырождение русской усадьбы как «добровольный» путь к пропасти. Апелляция к древнейшим праосновам национальной ментальности в мифопоэтике Бунина.

Рассказ «Несрочная весна» (1923): богатая архетипическая основа (мотив возвращения в потерянный рай, мотив «ужаса бездны», оппозиция ночь/день, верх/низ, мифологемы дороги, реки, моста, неба). Многообразие природных образов – символов. Дом – дворец как «заглохший Элизей» (Е. Баратынский). Мотив воскресения как «несказанного одиночества» среди чуждого мира, символика «летийской тени», «несрочной весны».

^ Образ Дома в художественной структуре романа М. Булгакова «Белая гвардия» (1925)

Духовное пространство Дома в его вневременных константах: Саардамский плотник, Капитанская дочка. Собирающая, консолидирующая энергия, воплощенная в материнском архетипе: центральная роль образа Елены, сестры, унаследовавшей материнское начало в Доме. Мотив единоборства светлой женской ипостаси с силами тьмы. Молитва Елены - чудесное исцеление Алексея. Мотив вины и искупления. Образы-символы метели, тумана, блужданий, света. Луч, снисходящий к Елене «ясной», - свет веры.

Дом в иерархии пространств произведения. Гармония устоявшихся соотношений Дом – Город – Родина в первой части романа. Мотив Хаоса, разрушившего культурное пространство бытия, несущего гибель «urbi et orbi». Возникновение новых оппозиций: Город, таящий Смерть, - Дом, хранящий Жизнь. Мотив Апокалипсиса. Крест, превращающийся в меч. «Откровение Иоанна Богослова» как метатекст (Б. Гаспаров) романа. Эффект взаимопроникновения пространства и времени в снах героев романа. Функции снов: актуализация библейского мотива Страшного Суда и всеобщего воскресения к новому духовному бытию (образ Рая в сне Алексея Турбина, сон часового, сон ребенка). Сопряженность духовного пространства Дома с Космосом, с чистым звездным началом. Небо в древнейшем мифологическом представлении как «Дом всего мира».

^ Предания русского семейства и эмигрантское бытие: Дом в романе Н. Федоровой «Семья» (1940)

Трансформация образа «родовое древо» в трагической ситуации социальных катаклизмов: Семья как «дубовый листок», навсегда оторвавшийся от «ветки родимой». Черты «идиллического хронотопа» (М. Бахтин) романа. Структура центрального образа романа – образа Семьи. «Христоцентричность» (Н. Арсеньев) духовной традиции русской семьи в изображении Н. Федоровой. Бабушка как хранительница христианских идеалов Семьи. Женское родовое начало: Бабушка – Мать – Лида – непрерывная цепь духовной стойкости, нравственной чистоты, милосердия. Центростремительная сила материнского архетипа, его защитные функции. Пансион №11 как Ноев ковчег в бушующей стихии. Формирование понятия «Семья» на уровне более сложных, чем родовые, связей. «Мысль семейная» в романе как концентрация «нетленной красы» бытия.

^ Мифологема Дома в концепции повести В. Быкова «Знак беды» (1979)

Связь поэтики прозы В. Быкова с фольклорным мышлением: однолинейность сюжетов с неожиданными поворотами, с завершенностью человеческих судеб. Мифологические оппозиции лес и дом, дорога и дом, лес и поле, несущие функции тьмы и света. Дорога как традиционное место встреч и опасностей («Круглянский мост», «Пойти и не вернуться», «Сотников», «Дожить до рассвета»).

Война в масштабе общечеловеческой беды. «Перевернутость» функций мифологем лес и дом в сюжетных коллизиях В.Быкова как отражение трагической «перевернутости» жизненных обстоятельств в ситуации войны: превращение леса как обиталища враждебных человеку сил - в защитника; дома как защитника – в доступное для врага место опасности. Бесприютность человека, отчужденность его от Дома во время войны.

Мифологизация пространства, художественного времени повести «Знак беды» как эстетический способ постижения национальной трагедии. Голгофа в Выселках как место извечного страдания, сопряженного с крестьянским трудом. Прошедшее время в повести как мифологическое время «всех начал», «время созидания», определившее характер героев.

Бедный хуторской Дом Степаниды и Петрока – эпицентр повествования. Образ крестьянки Степаниды как главной хранительницы духовного и нравственного устоев бытия: энергетика материнского архетипа. Активная деятельность натуры, проявление архетипа воительницы, богатырши, защищающей добро от зла. Не меч, но – бомба как орудие мести нового времени. Превращение бомбы из реального орудия мести в символическое: эффект бесконечно расширяющегося пространства /времени как неотвратимого возмездия злу. Различные обличья зла в повести.

Возвращение Дому его исконной сущности – быть человеку защитой – в трагедийной сюжетной парадигме произведения. Гибель Дома вместе с хозяйкой по ее воле как выполнение его последнего долга перед ней.

Образ храма в отечественной литературе ХХ в.
как воплощение устремленности русского человека
к духовному возрождению


Мотив монастырских паломничеств в русской прозе ХХ в. Апелляция к древнейшему жанру «хожений» в русской литературе. Евангельский архетипический мотив: паломник ← пальма. Многовековая идея богомольных хожений - духовное очищение в соприкосновении со святостью. Понятие святости в древнерусской ментальности: от святой (праслав. svet, svent), означающий «возрастание жизненной плодоносящей силы» (В. Топоров), – к символу высшей гармонии, положительной предельности, «возрастания в духе». Соборный образ святости – Святая Русь.

Монастырь в древнерусских памятниках: патериках и житиях.

^ Тема «святой ночи» и «святой души» у А. Чехова

Рассказ «Святою ночью» (1886). Архетипический мотив соборного богослужения. Концентрация библейской образности, связанной с древнейшими жанрами православной духовной поэзии. Идея «мирообъемлющего храма»
(Е. Трубецкой). Поэтизация пасхального празднества в рассказе «Архиерей» (1902). Архетипические мотивы радости, расширяющейся в бесконечности; светлой целесообразности земного круговорота бытия. Мифологизация образов матери, младенца, птиц.

^ Образ монастыря в прозе Б. Зайцева

Обитель преподобного Сергия как средоточие духовного подвижничества: «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева (1924). Строительство монастыря как подвиг трудной (трудовой) жизни. Поэтическое осмысление русской святости в ее глубинных праистоках.

«Река времен» Б. Зайцева (1964): «русский монастырь имени великого Святого» «в стране нерусской»; его посланническая миссия. Мифопоэтический образ Леты, реки забвения. Антиномия забвение/вечность. Монастырь как воплощение неостановимой жизни русской святости. Евангельские мотивы радости, благодарения, смирения, вознесения.

«Есть защита необоримая»: образ Троице-Сергиевой Лавры в художественном осмыслении Ив. Шмелева

Троице-Сергиева Лавра как центростремительное начало повествования Ив. Шмелева «Богомолье» (1931). Архетипическая праоснова сюжета, образной системы. Мотив «святой дороги», «радостного богомолья». Дорога как часть иного, сакрального пространства. Сопряжение мотива «святой дороги» с мотивом «путей небесных». Мифологема неба в произведении. Храм как «живое целое, собранное воедино Духом любви» (Е. Трубецкой). Персонификация великой храмовой святыни в образе колокольни – Троицы, «розовой свечи пасхальной». Лавра как «осуществление или явление русской идеи» (П. Флоренский).

Сакральное значение Лавры в рассказе Ив. Шмелева «Куликово Поле» (1946). Антиномии поруганное/нетленное, тьма/свет. Мотивы пророчества юродивого, встречи с мудрым старцем, чудесной находки, «сокрытого лика» Истины, Чуда явления Святого. Мотив «Божественного откровения», связующего века и поколения.

^ Образ храма в поэзии советских лет

Поэма Д. Кедрина «Зодчие» (1936) и поэма А. Вознесенского «Мастера» (196). Мифопоэтическая праоснова сюжета произведений. Фольклорные источники: легенды и сказания русского фольклора об ослеплении мастеров. Сербская песня о соборе в Раванне, болгарские, чешские, казахские предания. Конфликт между тираном и мастером, деспотом и творцом – трагедийная основа сюжета.

«Зодчие» Д. Кедрина: мотив одухотворяющей рукотворной красоты. Архетипическая образность летописных сказаний, уплотненность событийного времени, объединяющего разновременные пласты. Эффект подчинения сюжетного времени – лирическому. Мотив песни гусляров в эпилоге как свидетельство неумирающей свободы творчества, вечного возрождения души народа.

«Мастера» А. Вознесенского: мотив «проклятия варварам всех времен», тираноборческое начало. Фольклорная образная архетипика: «яростные, русские, красные рубахи», «огненные сани», «как пламя гнева – крамольный храм».

Широта амплитуды архетипических образных ассоциаций как следствие структурообразующей функции лирического времени. Прославление творческого гения народа: «воители, ваятели – слава вам!».

Архетипы и их художественное воплощение

Понятие архетип в психологии (К.Юнг) и литературоведении (Ю.Лотман, Е.Мелетинский). Архетипы и архетипические образы, соотношение понятий «архетип», «миф», «мифопоэтика». Изначальные образы (линия, круг, крест, мандала и др.) и их дальнейшее развитие. Символика чисел. Формирование более сложных архетипических образов.

^ Миф как свойство человеческого сознания

Определение мифа А.Лосевым. Соотношение мифа и науки, мифа и метафизики, мифа и аллегории. Миф и символ. Понятие чудесного. Примеры отражения мифологических представлений литературой: символика цвета в рассказах Ю.Казакова.

^ Архетип и топос. Топосы русской культуры

Специфика восприятия мира абсолютным мифом: идея проницаемости мира как основа формирования мифологических и художественных представлений. Мифологическая модель мира и ее образное воплощение (Мировое древо). Логика бриколажа и архетип Трикстера.

Функционирование мифологем дуб, клен, тополь, береза, осина, конь в качестве топосов русской литературы ХIХ- ХХ веков.

Авторский миф и мифология природы

Принцип сопряжения образов в художественном произведении. Проблема соотношения литературы и мифа: исторический и типологический подходы.

Процесс и специфика восприятия русской культурой ХVIII века античной мифологии. Осознанное изучение славянской мифологии романтиками. Формирование авторского мифа: сознательное использование мифологем и неосознанное следование структуре мифологических образов.

Мифологемы луна, солнце, ночь, тьма, сон в поэтическом мире А.Пушкина, Ф.Тютчева, Е.Баратынского. Свет и тьма у М.Лермонтова. Попытка восстановления концепции уравновешенной природы А.Фетом. Мифологема солнце в поэзии начала ХХ века. Мифология природы в художественном сознании С.Есенина, трактат «Ключи Марии». Мифологическая образность поэзии Н.Рубцова.

Свет и тьма в русском романе ХIХ века. Мифологическая символика солнечного и лунного света в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Эсхатологическая образность временных отрезков прозы конца ХХ века: Л.Петрушевская «Время - ночь», В.Маканин «Лаз», А.Ким «Онлирия». Тьма и свет в поэтике В.Пелевина.

^ Снег. Метель. Бесовство

Специфика возникновения пейзажа в русской литературе ХVIII века. Зима в мифологии древних славян, амбивалентность зимних пейзажей. Истоки смысла образа снег как умиротворяющего начала в русской художественной традиции. А.Чехов «Припадок», К.Паустовский «Снег».

Символическое звучание образа метель в стихотворении А.Пушкина «Бесы». Тема бесовства в произведениях болдинского периода: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии».

«Бесы» Ф.М.Достоевского: образ человеческой мутности. Лейтмотив метель в «Анне Карениной» Л.Толстого. Мифологические истоки образа метель в «Голом годе» Б.Пильняка.

Метель, вьюга в системе поэтических образов романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Оппозиции древнерусской культуры и их отражение в литературе ХХ века

Воплощение архетипа Трикстера в оппозиции духовного и карнавального пластов культуры Древней Руси. Смех как мировоззрение. Место жанра жития в древнерусской литературе. Традиции житийного жанра в светской прозе ХIХ-ХХ веков. Н.Лесков «Очарованный странник», А.Солженицын «Матренин двор», Д.Балашов «Похвала Сергию».

^ От пикаро к Гамлету

Формирование оппозиции поэзия - проза в литературе ХVIII века. Специфика поэзии в системе русской культуры (боговдохновленность поэзии как отражение архетипа Возрождения).

Господство пикересного повествования в секулятивной прозе. Реализация архетипа пути в жанре путевых заметок (Н. Карамзин, А.Радищев). Архетип Трикстера в плутовском романе. Традиции плутовского романа в литературе ХХ века.

Характер влияния драматургии В.Шекспира на русскую прозу. Дискуссия о Шекспире и Гамлете в русской критике ХIХ века (А.Сумароков, Н.Карамзин, В.Белинский, И.Тургенев.) Шекспировские реминисценции у М.Лермонтова, Н.Лескова. Гамлетовская тема А.Блока. Соединение тем Гамлета и Христа в лирическом герое Б.Пастернака («Гамлет»).

Гамлетовское начало в структуре сюжета русского романа: Ю.Лотман о специфике сюжетного пространства русского романа ХIХ века.
^

Конфликт ума и чувства в русской литературе


Парадоксы мыслительных ситуаций ХVIII века. Конфликт романтизма и просветительства в структуре характера Чацкого: слияние Гамлета и Дон-Кихота. Решение темы «отцов и детей» в комедии. Специфика жанра (комедия) как отражение конфликта позитивности традиции и неприемлемости формы ее проявления.

«Ревизор» Н.Гоголя – инверсия «Горя от ума» А.Грибоедова.

Изменение концепции ума у Пушкина: утверждение компромиссной модели поведения в образе Онегина.

Гамлет и Фауст в характере романного героя М.Лермонтова. Фаустианская тема И.Тургенева.

Судьба героя-рационалиста в русской литературе ХIХ века. Причины появления Христа в качестве персонажа романного повествования.

^ Специфика воплощения образа Христа в русской литературе ХХ века

Причины возможности литературных интерпретаций библейских и евангельских сюжетов. Характер осмысления сюжета об искушении Христа в «Поэме о Великом Инквизиторе» (Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»). Оппозиция разум - чувство в литературе ХХ века.

Архетипический код романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», утверждение теургичности искусства.

Апелляции к сюжету о Христе и Пилате в прозе В.Шаламова («Прокуратор Иудеи»), Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»), Ч.Айтматова («Плаха»).

^ Символические образы пространства в русской литературе

Москва и Петербург – основные мифологические топосы русской литературы. Москва как воплощение идеи патриархальности уклада в литературе ХIХ века. Петербург – дерзостный вызов догмам, воплощение рационального сознания. Оппозиция Москва – Петербург в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Радищева, в «Евгении Онегине» А.Пушкина. Петербург - сфера инфернальных сил, «город дьявола» (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, А.Блок).

Демоническое начало Москвы в прозаической традиции ХХ века (М.Булгаков «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита», В.Орлов «Альтист Данилов», В.Ерофеев «Москва – Петушки»).

Архетипический смысл топоса деревня в традиции русской прозы.

Влияние Данте на соотношение пространственных характеристик русского романа. Сибирь – пространство смерти – проявление архетипа Возрождения. Традиции изображения сибирской каторги в литературе ХIХ-ХХ веков (Ф. Достоевский, В.Шаламов, А.Солженицын).

^ Динамика женских образов в русской литературе

Скудость женских мифологических и традиционно-эпических образов русской культуры. Воплощение идеи тождественности Премудрости и Красоты в центральной героине сказочного эпоса. Воплощение черт нравственного идеала в женских образах русской литературы ХIХ века, олицетворение России в героинях русского романа. Влияние образа Офелии. Различные варианты Коры, ослабленность материнского начала. Тургеневская традиция в решении характера русской женщины.

Вопросы к зачету

  1. Понятие об архетипе. Соотношение понятий «архетип» – «миф» – «мифологема» – «символ».

  2. Архетипический мотив в трактовке А. Веселовского, В. Проппа, Е. Мелетинского.

  3. Идея синтеза в искусстве Серебряного века. Миф в философии «всеединства» Вл. Соловьева.

  4. «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока. Мифологический метасюжет цикла, архетипическая образность.

  5. «Мифотворец» Максимилиан Волошин. Многослойная архетипика цикла «Киммерийские сумерки».

  6. Мифопоэтический контекст ранней прозы М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Проходимец»). Интертекстуальные связи в аспекте мифопоэтики (М. Горький – А. Пушкин).

  7. Связь архетипических мотивов Возрождения, Матери, Дома, пасхального архетипа в русской культуре.

  8. Концепт Дом в русской культуре. Языческие, фольклорные истоки. Ретроспективно-литературная традиция: усадебная поэзия, культурный феномен «русская усадьба» в классической прозе.

  9. Провинциальная усадьба в поэзии и прозе Ив. Бунина. Богатство архетипических мотивов. (Лирика. Рассказы «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Несрочная весна», повесть «Суходол» и др).

  10. Мифологема Дома в художественной структуре романа М. Булгакова «Белая гвардия».

  11. Предания русского семейства и эмигрантское бытие: Дом в романе Н. Федоровой «Семья».

  12. Мифологема Дома в контексте творчества В. Быкова (повесть «Знак беды)».

  13. Мотив монастырских паломничеств в русской литературе. Архетип святости в русской культуре.

  14. Тема «святой ночи» и «святой души» в прозе А. Чехова («Святою ночью», «Архиерей»).

  15. Образ древней обители в прозе Б. Зайцева («Преподобный Сергий Радонежский», «Река времен»). Библейская и святоотеческая архетипика в структуре произведений.

  16. Троице-Сергиева Лавра как «осуществление русской идеи» в прозе Ив. Шмелева («Богомолье», «Куликово Поле»). Глубокий сакральный подтекст прозы Шмелева.

  17. Образ храма в поэзии советских лет (поэмы «Зодчие» Д. Кедрина и «Мастера» А. Вознесенского): своеобразие авторской мифологизации древнего сюжета.

____________________________________________________________________

  1. Архетипы и их художественное воплощение. Соотношение понятий «архетип», «миф», «мифопоэтика».

  2. Взаимодействие мифа и литературы (типологический и исторический аспекты)

  3. Миф как свойство человеческого сознания.

  4. Символика цвета как часть мифологической картины мира (Ю.Казаков или другой автор).

  5. Мифологическая модель мира и ее образное воплощение (Мировое древо). Логика бриколажа и архетип Трикстера.

  6. Архетип и топос. Функционирование мифологем дуб, клен, тополь, береза, осина,
    в качестве топосов русской литературы ХIХ- ХХ веков.

  7. Авторский миф и мифология природы. Мифологемы луна, солнце, ночь, тьма, сон в художественном мире русской поэзии ХIХ века.

  8. Мифология природы в художественном сознании С.А.Есенина. Трактат «Ключи Марии».

  9. Свет и тьма в русском романе ХIХ – ХХ веков.

  10. Зима в мифологии древних славян. Амбивалентность зимних пейзажей в русской литературе.

  11. Воплощение демонического начала в художественном мире А. Пушкина.

  12. Символическое звучание образа метель в русской литературе.

  13. Христианская образность романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

  14. Архетипический код романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

  15. Архетип Трикстера в плутовском романе. Традиции плутовского романа
    в литературе ХХ века.

  16. Реализация архетипа Гамлета в русской литературе ХIХ века.

  17. Оппозиция разум /душа в русской литературе ХХ века. Специфика
    воплощения образа Христа.

  18. Топонимика архетипа Возрождения в прозе В.Шаламова и русская литературная традиция.

  19. Динамика женских образов в русской литературе.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Асов А. Славянские боги и рождение Руси. М., 1999.

  2. Андреев Д. Роза Мира // Собр.соч.: В 3 т. Т.2. М., 1995.

  3. Афанасьев А. Древо жизни. М., 1982.

  4. Афанасьев. А. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

  5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
    Средневековья. М., 1965.

  6. Белинский В. Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. /Собр. соч.:
    В 3т. Т.1. М., 1948.

  7. Веселовский А. Историческая поэтика. Л., 1940.

  8. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

  9. Дунаев М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература
    в ХVIII –ХХвв. М., 2002.

  10. Евангельский текст в русской литературе ХVIII –ХХ вв. Петрозаводск, 1998.

  11. Иванов Н. Мифотворчество русских писателей (М. Горький, А.Толстой).
    Ярославль. 1997.

  12. Кораблев Д. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите»// Вопросы литературы.
    1991. №5.

  13. Кузьмичев И. Лада, или Повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда
    Русская красота стала есть (Эстетика Киевской Руси). М.,1990.

  14. Лихачев Д. Историческая поэтика древнерусской литературы. М., 1990.

  15. Лихачев Д. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»//
    Новый мир. 1988.№1.

  16. Лосев А. Диалектика мифа// Из ранних произведений. М., 1990.

  17. Лосев А. Бытие – имя – космос. М., 1993.

  18. Лотман Ю. Сюжетное пространство русского романа ХIХ века. // Лотман Ю.
    В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1986.

  19. Лотман Ю. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция.
    //Лотман Ю. О поэтах и поэзии. М. 1996.

  20. Лотман Ю., Минц З., Мелетинский Е. Литература и мифы// Лотман Ю. Мифы
    народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992.

  21. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

  22. Мелетинский Е. О литературных архетипах. М., 1994.

  23. Мурзак И., Ястребов Г. Динамика сюжетов в русской литературе ХIХ века.
    М., 1993.

  24. Пропп В. Морфология волшебной сказки. Л., 1976.

  25. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

  26. Русская литература и христианство. СПб., 1994.,1996.

  27. Русская литература и христианство. М., 1997.

  28. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981.

  29. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М, 1987.

  30. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области
    мифопоэтического. Избранное. М., 1995.

  31. Тургенев И. Гамлет и Дон-Кихот/ Собр. соч.: В 12 т. Т.11. М., 1956.

  32. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник Вселенной…». М., 1990.

  33. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.,1997.

  34. Юнг К. Человек и его символы. М.,1998.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconПо теории и методике обучения математике Учебно-методическое пособие Нижний
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению...
Содержатся методические советы по изучению тем курса «Социальная философия», указываются основные проблемы каждой из тем, литература,...

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconПсихологическая диагностика
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconИстория зарубежной философии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconПрактикум по возрастной психологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconЛогика в вопросах и ответах
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconМетодическое пособие по дисциплине «Сервисная деятельность»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconМетодические рекомендации для студентов математического факультета
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconОбщие вопросы теории и методики обучения технологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Программа курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Архетипы и образы русской литературы iconМ. Б. Батюта психологические условия развития восприятия и понимания...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница