Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение»




Скачать 83.13 Kb.
НазваниеУрок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение»
Дата публикации25.03.2014
Размер83.13 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
-1-

УРОК Р У С С К О Г О Я З Ы К А

( ПО СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ 4 КЛАСС)

Составила Чернова Л.А. учитель

МБОУ СОШ № 5 г. Азнакаево РТ Т Е М А УРОКА

« Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» (Путешествие по городу « Глагольск»)

Ц Е Л Ь: 1. Развивающие: развитие культуры речи, умений наблюдать

за глаголами, обобщать.

2.Формировать умение определять спряжения

глаголов, писать безударные личные окончания

настоящего, будущего времени и обосновывать их

написание.

3.Воспитание личностных качеств: развитие интереса

к предмету, развивать творческое мышление.

О Б О Р У Д О В А Н И Е: учебник русского языка А.В.Поляковой

4 класс, доска, таблица спряжения, таблица с изображением

города «Глагольска» с названием улиц, сигнальные карточки «Да»,

«Нет», карточки – тесты для учащихся 1, 2 вариант.



К
-2-

^ Ход урока

1.Организационный момент.

Психологический настрой. Ученики хором произносят:

- Мы урок наш начинаем

На столе все проверяем:

Все ль в порядке?

Все ль на месте?

И урок начнем все вместе!

^ 2.Проверка домашнего задания. Развитие творчества.

Учитель: - Кто продолжил?

Залетела к нам оса

И гудела два часа…

Высказывания учащихся:

- И жужжала, и летала, Надоело нам гонять,

И на нервах нам играла. Ушли на улицу гулять,

Два часа её гоняли, И не ожидали сами,

Только так и не поймали. Что оса летит за нами.

( Ш. Марат)
- Всё гудела и гудела, - Мёд покушала немножко,

На собачку нашу села. Пожужжала у окошка,

Вдруг увидела окошко, А потом, увидев дверь,

На окошке сидит мошка. Полетела сразу к ней.

А потом она взлетела, (М. Лена)

И в окошко улетела.

(В. Кристина)

Учитель: - Понравились вам стихи? Какие глаголы вы услышали?
3. Актуализация.

1.Учитель: - Давайте вспомним пять «золотых правил грамматики».

Вывешивается таблица. Ученики сообщают правила.

Первое правило: « Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

Второе правило: « Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку».

^ Третье правило: « Помню о красной строке при записи заданий и частей

текста».

Четвертое правило: « Использую перенос слов с одной строки на другую».

^ Пятое правило: « При письме проговариваю слова по слогам».

( Источник: А.А.Лоншакова «Нестандартные приёмы закрепления изученного

на уроках русского языка», журнал «Начальная школа», 2002г., № 4, стр.38-44.)

-3-

2. Чистописание.

На доске написаны окончания: - ешь, - ет , - ем

^ Учитель: - Продолжите ряд.

Ученики: - Это окончания - ете, - ут, - ют

Учащиеся записывают в тетради на первой строке:

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

^ Учитель: - На что указывает окончание - ешь?

Ученики: - На глаголы 1 спряжения.

Учитель: - Какие имеют окончания глаголы 2 спряжения?

Ученики: - Глаголы 2 спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат , -ят.

Учащиеся записывают в тетради на второй строке:

- ишь, - ит, -им, - ите, - ат, - ят

^ Учитель: - Подумайте, какой глагол пропущен? Запишите пословицу.

На доске:

Упустишь минуту, ………….. часы.

Ученики: Упустишь минуту, потеряешь часы.

Учащиеся записывают в тетради на третьей строке:

^ Упустишь минуту, потеряешь часы.

Учитель:

-Выделите окончание глаголов, объясните смысл пословицы.

Ученики: - Надо ценить время.

- Стараться жить по режиму дня, тогда успеешь всё сделать.

Учитель: - Какие еще знаете пословицы?

Ученики: - Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Что в деревне родится, то в городе пригодится.

- Декабрь год кончает – зиму начинает.

- Без топора по дрова не ходят.

^ 4. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Глагол», то есть попутешествуем по городу «Глагольск», по улицам этого города, которые имеют разные названия. Посмотрите на таблицу и назовите эти улицы.

(Ученики рассматривают таблицу, где изображен Глагол – Король и называют улицы: действие предмета, лицо и число, 1 и 2 спряжение, время. Источник: книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык», Москва,

1999 г., стр. 204, 226)

- Проверим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи. В конце урока проведем самостоятельную работу в виде теста.

- Глаголу нравится читать, шуметь, бурлить, кипеть, играть, работать и

мечтать, свистеть и петь. Почему?

Ученики: - Потому что глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета.


-4-

^ 5. Повторение материала о глаголах.

1. Игра «Да – нет». Игру проводит ученик. Учащиеся показывают ответы сигнальными карточками.

Ученик: - Я думаю, что глаголы изменяются по временам. ( Да.)

Ученик: - Я думаю, что глаголы склоняются. ( Нет.)

Ученик: - Они изменяются по числам! ( Да.)

^ Ученик: - Глаголы изменяются по падежам. ( Нет.)

Ученик: - В глаголах не бывает окончаний! (Нет.)

Ученик: - Глаголы имеют 3 спряжения. ( Нет.)

Ученик - Глагол неопределенной формы отвечает на вопрос

что делать? что сделать? (Да)

Учитель: - Зачем нужен глагол неопределенной формы?

Ученики: - По глаголу неопределённой формы можно определить спряжение глагола, а значит правильно записать окончание глагола.

2. Игра « Кто быстрее?» (На доске)

Для каждого ряда свой столбик. Учащиеся должны вставить пропущенные

буквы и определить спряжение.

смотр…т вид…т терп…т

стро..т топ…т клее…т

посад..т пол…т слыш…т

заплач…т пиш…шь кол…т

мокн…т сохн…т пляш…т

верт..т терп…т пил…т

утон…т спряч…т посад…м

( Обратить внимание на глаголы - исключения.)

6. Закрепление.

1.Коллективный разбор, самостоятельная запись.

Задание: списать, раскрыв скобки, определить спряжение глагола, падеж

имён существительных.

На доске: Звери (чуять) приближение весны.

^ Высоко в небе (реять) орел.

(Таять) последний снег в лесу.

(Веять) теплый ветерок.

(Источник: АУндзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург,

1997 г., стр. 167)

Учитель: - Прочитайте, а затем запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Обратите внимание на окончание глагола в городе «Глагольск».

( Дополнительно: разобрать первое предложение по членам предложения и по частям речи.)

-5-

Ф И З М И Н У Т К А

Мы выходим на площадку, Зарядка всем полезна,

Начинаем мы зарядку. Зарядка всем нужна

Шаг на месте, два вперед, От лени и болезней

А потом наоборот. Спасает нас она!

( Выполняют движения.)

(Источник: Р.М.Арсланова Будьте здоровы!», журнал «Начальная школа», 2005г., № 7, стр.93 – 95)

Учитель: - Какую зарядку может предложить глагол?

Ученики: - Встать, присесть, попрыгать, посмеяться.

Учитель: - Встали, присели, поднялись, попрыгали, улыбнулись, похлопали в

ладоши. Сели, продолжаем работать.

2. Работа с учебником русского языка А.В.Поляковой 4 класса страница 104.

а) Учитель: - На какой вопрос вам предстоит ответить?

Ученики читают с учебника: «Что нужно определить для правильного написания безударного окончания глагола?»

Учитель: - Как вы думаете? (Высказывания учащихся.)

Учитель: - Правильно ли вы думали? Прочитаем с учебника.

^ Ученик читает с учебника алгоритм написания безударного окончания глагола.)

б) Коллективный устный разбор двух предложений упражнения № 162:

Скаж..шь с ноготок, а перескажут с локоток. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь.

Учитель: - Это упражнение выполните дома.
3. Проверка знаний^ . Учащиеся индивидуально выполняют тес.

Фамилия, имя ученика ___________________________________ 1 – в.

ТЕСТ « Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1.Глаголы в скобках поставить в 1 -м лице 2. Образуй глаголы во 2- м лице

мн. числа. Выделить окончания глаголов: ед. числа. Укажите спряжение:

Топором (колоть) – колем ловить -______________________

Ножом (резать) - ________________ готовить -____________________

Пилой (пилить) -_________________ утонуть -____________________

Щёткой (чистить) - ______________ варить - _____________________

лопнуть - ___________________

узнать - ____________________
3.Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Кто вперед смотр__т, тот далеко вид__т.

За двумя зайцами погон__шься, ни одного не пойма__шь.

Конь вырвется – догон__шь, а слова сказанного не ворот__шь.


-6-

Фамилия, имя ученика__________________________________________ _2 – в.

ТЕСТ « Глагол. Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1.Глаголы в скобках поставить в 1-м лице 2.Образуйте глаголы во 2-м лице

мн. числа. Выделить окончания глаголов: ед. числа. Укажите спряжение:
Топором (колоть) – колем торопить -___________________

Лопатой ( копать) - ___________________ пахать - ____________________

Краской (красить) -___________________ плакать -___________________

Сеялкой (сеять) - _____________________ носить - ___________________

укрыть - ___________________

опустить - _________________

3. Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

Воду в решете не удерж__шь.

Не посмотр__шь - не увид__шь, не расспрос__шь - не найд__шь.

За малым погон__шься, больше потеря__шь.

(Источник теста: В.Т.Г олубь «Тематический контроль знаний учащихся» русский язык 4 класс, Воронеж, 2008 г.)

Для учащихся выполнивших тест, дополнительно предложить сделать упражнение № 163.

^ 7. Домашнее задание.

Стр. 104 упр. №162 письменно, повторить глаголы – исключения.

По желанию продолжить строчки: Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает…

^ 8. Итог урока. Самооценка.

Учитель: - Как же писать безударные окончания личных глаголов?

Ученики: - При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно

проверить: спряжение по неопределённой форме и обратить

внимание, не является ли глагол исключением.

Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие по городу «Глагольск»

на этом уроке. Многие из вас уже подружились с глаголом,

запомнили название улиц этого города, Были активны на уроке и

давали правильные ответы.

Используемая литература

1.« Я иду на урок в начальную школу» Русский язык Книга для

учителя, Москва, 1999 г.

2. А.Ундзенкова, О.Сагирова « Русский с увлечением» , Екатеринбург, 1997 г.

3. В.Т.Голубь «Тематический контроль знаний учащихся» русский язык

4 класс, Воронеж, 2008 г.

4. А.А.Лоншакова « Нестандартные приемы закрепления изученного

на уроках русского языка», журнал « Начальная школа» № 4 2002 г.

5. Р.М.Арсланова «Будьте здоровы!», журнал «Начальная школа» № 7 2005 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconТема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы исключения»
Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconУрок ознакомления с новым материалом. Форма
Сопутствующее повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов; окончаний прилагательных, причастий; переходность и...

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconТема урока: «Правописание безударных окончаний глаголов». 4 класс
Сегодня на уроке мы будем закреплять умения определять спряжение глаголов и писать безударные окончания глаголов

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconЦели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить...
Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Тема: І и ІІ спряжение
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconУрок русского языка в 4 классе Учитель Л. Ю. Боганова Тема: «Правописание...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Буя Костромской области

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconПравописание безударных личных окончаний глаголов
...

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconУрока по русскому языку в 4 классе Тема урока Правописание безударных личных окончаний глагола
Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения...

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconУрок развития речи. Тема урока: «Правописание мягкого знака (Ь) в...
Ого человека; воспитание любви и уважения к матери; развивающие: развитие наблюдательности и внимания к окружающим их людям; развитие...

Урок русскогоязыка ( по системе развивающего обучения 4 класс) Составила Чернова Л. А. учитель мбоу сош №5 г. Азнакаево рттема урока «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение» iconПрограмма «Школа России». Тема: «Правописание безударных личных окончаний...
Тема: «Правописание безударных личных окончаний в глаголах настоящего и будущего времени»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница