История английской литературы. Том II. Выпуск второй




НазваниеИстория английской литературы. Том II. Выпуск второй
страница1/54
Дата публикации13.06.2013
Размер7.52 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54
Начало формы

Конец формы

История английской литературы. Том II. Выпуск второй


----------------------------------------------------------------------------

М., Издательство Академии Наук СССР, 1953

Академия наук Союза ССР.

Институт мировой литературы имени А.М.Горького

Под редакцией

И. И. Анисимова, А. А. Елистратовой, А. Ф. Иващенко, Ю.М. Кондратьева

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru

----------------------------------------------------------------------------

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение (Ю. М. Кондратьев)

Глава 1. Писатели-викторианцы. Бульвер. Дизраэли. Карлейль. Кингсли.

Теннисон. Браунинг (А. А. Елистратова - 1, 5; Ю. М. Кондратьев - 2, 3; З. Е.

Александрова - 4; М. А. Нерсесова - 6)

^ Глава 2. Чартистская литература (Ю. В. Ковалев - 1, 3, 4, 6, 7; Ю. А.

Газиев - 5; Б. А. Кузьмин - 2)

Глава 3. Диккенс (И. М. Катарский)

Глава 4. Теккерей (А. А. Елистратова)

^ Глава 5. Сестры Бронте (З. Т. Гражданская)

Глава 6. Гаскелл (А. А. Елистратова)

Глава 7. Кризис английского социального романа в 50-60-х годах XIX

века. Элиот. Троллоп. Рид. Коллинз. (Б. А. Кузьмин)

Заключение (А. А. Елистратова)

ВВЕДЕНИЕ



В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового

подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х

годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и

других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики

писателей-чартистов. Это были крупнейшие достижения английской

демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере

напряженнейшей социальной и идеологической борьбы эпохи чартизма. Однако

многочисленные буржуазные историки литературы пытаются, вразрез с фактами,

обойти противоречия тогдашней общественной жизни Англии, отразившиеся и в

оживлении борьбы направлений в литературе того времени. Пользуясь общим

понятием литературы так называемого "викторианского века", хронологически

совпадающего с годами правления королевы Виктории (1837-1901), они создают,

по сути, искаженную картину литературного процесса, прибегая при этом к

помощи различных доводов.

Один из наиболее распространенных приемов сводится к попытке подвести

творчество крупнейших представителей критического реализма - Диккенса,

Теккерея, сестер Бронте, Гаскелл - под общий шаблон "респектабельной" и

верноподданнической литературы, поставить их в один ряд с Бульвером,

Маколеем, Троллопом, Ридом и Коллинзом. Гневные обличители мира

"бессердечного чистогана" именуются беззлобными юмористами, умеренными

викторианцами. Был создан настоящий культ Теннисона, Бульвера и других

писателей того же направления, которых объявили "мэтрами" английской

литературы. Некоторые рецензенты еще при жизни авторов "Оливера Твиста" и

"Тяжелых времен", "Ярмарки тщеславия", "Джен Эйр" и "Холмов бурных ветров"

усмотрели в их резкой критике современного общества явление, не типичное для

английской литературы этого периода.

Против Диккенса ополчились ревнители "нравственности", обвиняя его в

отсутствии вкуса, в вульгарности, мизантропизме, когда он осветил в "Очерках

Боза" и "Оливере Твисте" теневые стороны жизни "процветающей" Англии; ему

отказывали в праве называться художником, когда он выступил со своими

зрелыми социальными романами 40-50-х годов. Выражая взгляды официальной

Англии, Маколей, как известно, нападал на автора "Тяжелых времен" за

отсутствие в романе будто бы чувства меры, за карикатурность в изображении

обитателей Коктауна и мрачный пессимизм. "Холодный дом", "Крошка Доррит"

Диккенса, "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Джен Эйр" Ш. Бронте, "Холмы бурных

ветров" Э. Бронте и другие лучшие сочинения критических реалистов встречали

неизменные нападки со стороны викторианской критики именно потому, что

авторы этих произведений подходили к оценке современности с демократических

позиций, срывали покров мнимой респектабельности, обличали эксплуататорскую

сущность общественной жизни буржуазной Англии.

Представляя в неверном свете общую картину развития английской

литературы, критика нередко прибегает и к приему умышленного умолчания. Так,

на протяжении столетия буржуазное литературоведение пытается "убедить"

читателей, что чартистская поэзия, публицистика, роман никакого значения для

английской культуры не имеют, а если и можно говорить о творчестве таких

писателей, как Э. Джонс или В. Линтон, то оно вряд ли представляет

сколько-нибудь существенный интерес. Резко враждебно относясь к

революционному движению рабочего класса, реакционная буржуазная критика

пытается дискредитировать крупнейшие явления демократической культуры

Англии.

Прогрессивная современная критика - Фокс, Кодуэлл, Джексон, Линдсей и

другие - выступала и выступает в защиту лучших достижений литературы Англии

"викторианского века". В книге "Роман и народ" Р. Фокс страстно утверждал

величие творчества Диккенса и Теккерея, Шарлотты и Эмилии Бронте.

Достоинством критических реалистов Фокс считал то, что они "отдавали себе

отчет в бессодержательности лозунгов торжествующей буржуазии" {Р. Фокс.

Роман и народ. Гослитиздат, 1939, стр. 98.} и обнажали эту

бессодержательность. Видный критик Т. А. Джексон ставит писателей-реалистов

в первые ряды "старых и испытанных друзей" английского народа"

Развитие английской литературы "викторианского века" протекало в

ожесточенной идейной борьбе. Творчество великих мастеров критического

реализма и писателей-чартистов, на всех этапах развития принципиально

противостоявшее "дэндистской школе" Бульвера и Дизраэли, апологетической

поэзии Теннисона, явилось крупнейшим вкладом в историю демократической

культуры Англии.

Начиная с 30-х годов в истории Англии наступил новый этап. Английское

общество в 30-60-е годы XIX века, совершая ускоренное продвижение вперед,

переживало сложное изменение своей социальной структуры. Уже к началу 30-х

годов в ходе ожесточенной социальной борьбы сложились новые взаимоотношения

общественных классов - буржуазии, аристократии, пролетариата. Борьба между

буржуазией и аристократией за гегемонию в политической сфере завершилась,

благодаря поддержке народа, победой буржуазии. С этого времени Англия стала

классической страной капитализма. Победы английской буржуазии у себя "дома"

(реформа 1832 г., закон о бедных 1834 г., отмена хлебных законов и т. п.) и

подъем отечественной промышленности сопровождались стремительным расширением

сферы действия английской политики и английской торговли в других странах

мира. Англия осуществляла интенсивную политику колониальной экспансии во

всех частях света - в Европе, Азии, Америке, Африке. В результате войны с

Китаем (1839-1842) английские товары проникли на рынки этой страны; в 1840

г. была захвачена Новая Зеландия, хищнически "осваивались" плодороднейшие

земли Австралии, к концу 50-х годов завершился захват Индии; Англия

вмешивалась во внутренние дела Северной Америки, поддерживая южные штаты в

войне Юга и Севера (1861-1865). Английская буржуазия успешно конкурировала

на международной арене с другими странами - Россией, Францией.

Однако коммерческие и политические успехи, которых добивалась Англия,

были лишь одной стороной в процессе утверждения капитализма в этой стране. В

общественной жизни Великобритании в указанный период обнажились и

обострились многообразные противоречия. Колониально-национальные

противоречия (народное восстание сипаев в Индии, борьба за независимость в

Китае, Афганистане, национально-освободительное движение "фениев" в Ирландии

и др.) в решающей степени усугублялись классовыми противоречиями в

метрополии.

Английское общество в своем развитии в период 30-60-х годов прошло

несколько этапов, с учетом которых следует рассматривать и основные этапы

развития общественной мысли, литературных направлений и творчества отдельных

писателей.

Первый этап охватывает 30-е годы XIX века.

Знаменательной вехой в истории буржуазной Англии оказался 1832 год.

Борясь с аристократией за расширение своих политических прав, буржуазия при

активной и широкой поддержке народа добилась избирательной реформы. Был

значительно снижен избирательный ценз, уничтожено представительство в

парламенте от нескольких десятков "гнилых местечек". Но в целом реформа

обманула ожидания трудящихся Англии, которые от нее ничего не получили.

Интересы народных масс были преданы. Могучее и политически многообещавшее

народное движение свелось, как указывал Маркс {См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Об

Англии. Госполитиздат, 1952, стр. 383.}, к ничтожным результатам.

Либеральная буржуазия еще неоднократно прибегала к помощи пролетариата,

борясь за расширение свободы торговли, за отмену хлебных законов, объявляя

свои классовые интересы интересами общенациональными. Однако английские

трудящиеся массы видели, что подобные призывы не менее демагогичны, чем

обращения аристократии, пытавшейся заручиться их поддержкой в борьбе с

буржуазией.

В середине 30-х годов начинается подъем рабочего движения, открывающий

первую страницу в истории мощного массового выступления английского

пролетариата в период чартизма. Характеризуя Англию как классическую страну

капитализма, отмечая крайнюю поляризацию классовых интересов английской

буржуазии и английского пролетариата, которой не знали к середине века

другие европейские страны, Маркс писал, что именно поэтому "рабочий класс

Великобритании оказался раньше всех других подготовленным и призванным к

тому, чтобы стать во главе великого движения, которое в конечном итоге

должно привести к полному освобождению труда" {Там же, стр. 357-358.}.

Ярчайшим проявлением социальных противоречий между буржуазией и

пролетариатом Великобритании был чартизм, составивший целый революционный

период в истории английского рабочего класса XIX века. Чартизм - "первое

широкое, действительно массовое, политически оформленное,

пролетарски-революционное движение" {В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 282.} -

был наивысшим выражением социальной борьбы эпохи. Важнейшим моментом в

истории чартизма было оформление левого революционного социалистического

крыла движения. В 1838 г. была организована "Демократическая ассоциация",

ставшая основой общества "Братских демократов" (1845), развивавшего свою

деятельность под руководством Дж. Гарни и Э. Джонса.

Таким образом, первый этап - 30-е годы - был периодом последовательного

нарастания основного общественного конфликта - противоречия между трудом и

капиталом, периодом, когда широкие массы английского народа стали постепенно

утрачивать буржуазно-демократические иллюзии.

Следует отметить, что в 30-е годы происходит упрочение идеологии

буржуазного либерализма. Англия отныне становится классической страной

буржуазного либерализма, что связано с победами буржуазии в экономической и

политической областях; начинается планомерное идеологическое наступление на

трудящиеся массы. Крупнейший промышленный центр Англии - город Манчестер -

определил название целой "школы", пропагандировавшей принципы буржуазной

политической экономии применительно к вопросам этики, социологии и т. д. Не

случайно одной из основных "истин" теоретиков манчестерской школы было

требование свободы торговли - фритредерство (free trade). В области

политэкономии принципы буржуазного либерализма наиболее последовательно

развивал Бентам, с его культом "пользы". Маколей, Бокль, Мартино и другие

перенесли эти взгляды в сферу истории, теории искусства и истории

литературы.

Наиболее крупным идеологом буржуазного либерализма был И. Бентам

(Jeremy Bentham, 1748-1832), который в своих экономических и юридических

работах выразил основные положения теории утилитаризма, сводившейся к

проповеди буржуазного эгоизма, культа личного, собственнического интереса.

Заявляя на словах о своей верности идеалам Просвещения, Бентам по сути до

крайности опошлил их. Вместо прав "естественного человека" просветителей он

открыто утверждал права буржуазного собственника, возвеличивал

предпринимательскую деятельность буржуа и возводил принцип свободной

конкуренции, эгоистической выгоды в основной закон нравственного поведения и

"социальной гармонии".

Рассуждения Бентама, фарисейски утверждавшего, что принцип

эгоистической пользы приведет к "наибольшему счастью наибольшего числа

людей", свидетельствуют о том, до какой степени падения доходит в эту пору

буржуазная теория морали. В буржуазном царстве "чистогана" просветительский

культ разума и общественной пользы заменяется культом беспринципного

расчета, буржуазной выгоды.

Полемизируя с просветителями, Бентам вопрошает: "...Разум требует,

вечный разум предписывает и т. п.; но что такое этот разум?". И отвечает:

это - "принцип пользы, который связан только с интересами сторон".

Когда Бентам обращается к конкретным вопросам политики, он выступает в

защиту интересов лишь одной из "сторон" - буржуазии, против "мятежных"

притязаний защитников "естественного права", в котором усматривает "оружие

против всех правительств". Для него истинное политическое благо состоит в

самом факте существования правительства, защищающего собственность и

обеспечивающего расцвет капиталистической промышленности.

Буржуазное самодовольство и ограниченность филистера характеризуют

Бентама и как общественного деятеля. Известно, что этот "защитник"

благоденствия наибольшего числа членов общества одно время мечтал об

учреждении "образцовой" тюрьмы и готов был сам выступить в роли ее

"образцового" коменданта. Маркс в "Капитале" дает предельно точную

характеристику Бентаму, этому "родоначальнику филистеров", "этому

трезво-педантичному, тоскливо-болтливому оракулу пошлого буржуазного

рассудка XIX века", бывшему поистине "гением буржуазной глупости" {К. Маркс.

Капитал, т. I. Госполитиздат, 1952, стр. 615.}.

Теория утилитаризма Бентама выражает самый дух деятельности так

называемой партии фритредеров, партии утилитаристов во главе с Кобденом и

Брайтом, защищавшей интересы промышленной буржуазии и бывшей ярым врагом

чартистского рабочего движения.

Реакционная сущность буржуазного либерализма, как бы ни пытались скрыть

ее теоретики утилитаризма, ярко подтверждается хотя бы уже его идейной

связью с мальтузианством. Показательно, что рецепты автора "Опыта о законе

народонаселения" получили практическое осуществление в период правления
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconПрограмма факультатива «История английской литературы»
Курс «История английской литературы» рассчитан на 1 год обучения в 9 класс (1 час в неделю)

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconИстория античной эстетики высокая классика история античной эстетики, том III
Настоящая книга представляет собой продолжение двух других книг того же автора "История античной эстетики (ранняя классика)" (М.,...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconТиппельскирх История Второй мировой войны. Блицкриг «История Второй...
Второй мировой войны. Этот капитальный труд увидел свет в 1954 году и до сих пор не потерял актуальности. Данная книга представляет...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconРоль английской литературы для детей дошкольного возраста
Английский лучше всего начинать учить с 3 лет. Я проводила исследование этого вопроса, когда училась в педагогическом институте,...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconИстория античной эстетики софисты. Сократ. Платон история античной эстетики, том II
Настоящая книга представляет собой продолжение другой книги того же автора "История античной эстетики. Ранняя классика" (в дальнейшем...

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 18231836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959

История английской литературы. Том II. Выпуск второй iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823-1836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница