Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»




Скачать 44.76 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»
Дата публикации18.03.2014
Размер44.76 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 9 классе

Тема, изучаемая по программе: Творчество А.С.Пушкина. Роман «Евгений Онегин»

«И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН ТАТЬЯНЕ…»

(Анализ эпизода.Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе.)

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины…

А.С.Пушкин. Евгений Онегин,гл.5

Цели урока

  1. Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для выдвижения собственной позиции.

  2. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: планировать деятельность, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

  3. Формировать понимание связи произведения с эпохой его написания, выявлять заложенные в нём вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

  4. Развивать понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формировать эстетический вкуса.

^ ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово. (Повторение основных понятий, связанных сюжетом романа, системой образов.)

Прочитаны пять глав романа. Назовите героев, связанных с эпическим сюжетом.

Онегин и Татьяна. Ленский и Ольга.

Определение заглавного героя (Онегина).

Обращаем внимание учеников на сюжетную «странность» романа: чем дальше разворачивается действие, тем больше внимания автор уделяет… Татьяне. Почему?

^ На этом этапе урока не нужно добиваться исчерпывающего ответа на вопрос. Возможно, ответ на него мы получим только в финале изучения произведения.

  1. Подготовка восприятия. Обращение к домашнему заданию: «Какова роль описания природы в начале пятой главы?»

  1. Каким образом Пушкин создаёт наше представление о Татьяне?

Обращаемся к изученному ранее. Делаем записи на доске и в тетрадях.

А.С.Пушкин, характеризуя Татьяну, говорит о том, какой она НЕ БЫЛА, подчёркивая её уникальность, самобытность. Далее знакомит нас с кругом чтения героини (сентиментальные романы XVIIIвека). Указывает на «простонародное имя». Подчёркивает искренность героини (письмо). Указывает на владение французским языком.

2. Пятая глава дополняет характеристику Татьяны картинами зимней природы, отношением героини к подлинно русским обычаям (святочные гадания).

3. Как Пушкин готовит нас к восприятию сна Татьяны?

Анализ эпиграфа к пятой главе. Связь с содержанием эпизода «Святки в доме Лариных».

Вновь обращаемся к записи «Как создаётся образ Татьяны» и «исключаем» из неё всё, что можно отнести к модным тенденциям того времени, временным ценностям. Остаются «простонародность» героини и её искренность, уникальность.

Выделяем «ключевые слова» в характеристике героини: «русская душою» и «верила преданьям простонародной старины».

  1. ^ Гадание на сон.

Основной вопрос: «Какова роль сна литературного героя в произведении?»

  1. Приготовление ко сну-гаданию (строфа Х).

Гадающий вступает в общение с нечистой силой, поэтому мир во сне «перевёрнут» по отношению к реальному. Гадают в бане (неосвящённое место, без икон), снимают с себя нательный крест, поясок-оберег, спать ложатся не крестясь.

Девицы гадают на жениха. Цель гадания должна быть сформулирована. Под подушку кладется зеркальце.

Всё это относится в народной традиции к разряду «страшных гаданий». С одним из них ученики знакомились, читая балладу В.А.Жуковского «Светлана». Отсюда – включение в контекст размышлений на уроке ассоциаций с этим произведением.

  1. ^ Сон (строфы XI - XXI).

В качестве домашнего задания девятиклассники получили прочитать комментарий Ю.М.Лотмана к пятой главе романа, выписать ключевые образы сна и истолковать их, пользуюсь комментарием и другими источниками по своему выбору.

В результате анализа на доске и в тетрадях оформляется запись, раскрывающая символику сна Татьяны. Выделяются образы, традиционные для свадебного фольклора, и народно-мифологические представления о них.

^ Свадебная символика

Образы сна

Народно-мифологическая символика

Предвещает скорую свадьбу. Переправа через ручей – символ перехода девицы в новую для неё жизнь.

РУЧЕЙ

Символ смерти. Переправа через ручей –переход в иной мир.

Сближаются влекущее и ужасное, любовь и гибель.

К скорому замужеству.

Мохнатая лапа – к богатству.

МЕДВЕДЬ

Хозяин леса, двойник лешего, «лесного чёрта».

Проводник Татьяны в «шалаш убогой». Убегая от него, Татьяна теряет во сне все обереги.




ДОМ

ОНЕГИН

Лесной дом, прибежище нечистой силы. Онегин – хозяин.

НЕ ЖЕНИХ, потому что не он идёт за невестой, а невеста приходит в его дом. Онегин убивает Ленского, как разбойник, ножом. Фольклорный мотив о девице и разбойнике использован Пушкиным в балладе «Жених».

Итак, перед нами предстаёт образ АНТИСВАДЬБЫ, свадьбы «наоборот», влекущий трагические последствия.

Делаем выводы о роли сна в сюжете и композиции поэмы:

  1. Сон – ключ к сознанию героини. Не французские романы, а народная поэзия являются основой характеристики Татьяны, её «русской души».

  2. Композиционная роль сна: связывает содержание предшествующих глав с драматическим содержанием 6-й.

III. ^ Вслед за сном – сцена именин Татьяны.

  1. Проводим сопоставление: гости в лесном доме и гостив доме Лариных. Выявляем совпадения на уровне ассоциативном, фонетическом, ритмическом.

Вывод: реальность – своеобразное продолжение сна. Единственный человек во сне и в доме – Татьяна.

Она выше всех, и даже Онегина. Выше нравственно.

Пушкин создаёт особый тип литературного фона (строфы 25 – 28). Здесь нарисованы общеизвестные герои , ставшие к тому времени литературными масками (Скотинины, Буянов, Петушков, Пустяков, Флянов, Харликов…). Это целый художественный мир.

Итак, сон – это…

Ученики делают самостоятельный вывод, дополняя свои записи с урока.

Домашнее задание.

  1. Для гуманитарно одарённых детей начинать подбирать материал к сочинению «Мотив сна в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»» или «Символические образы романа «Евгений Онегин»».

  2. Прочитать 6-ю главу, выполнить задания:

  • Каков смысл эпиграфа к главе?

  • Истолковать образы-символы в цене дуэли.

  • Каков смысл лирического отступления в конце главы? (по желанию).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе «А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина, роман «Евгений Онегин»; экран, проектор, компьютер, презентация «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А. С. Пушкин...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок обобщения по роману «Евгений Онегин»
Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе. Произведение: роман в стихах «Евгений Онегин»
Тема урока: история создания романа, сюжет произведения, знакомство с проблемой, выдвинутой эпохой

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconАлександр Сергеевич Пушкин Евгений Онегин
Роман в стихах «Евгений Онегин» стал центральным событием в литературной жизни пушкинской поры. И с тех пор шедевр А. С. Пушкина...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок русского языка в 9 классе
Цель: совершенствовать навыки учащихся в определении придаточных подлежащных и сказуемных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconРоман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Особенности характера лирического героя в ранней лирике М. Ю. Лермонтова

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок (литература + математика). Технологии
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconМоу «Рождественская сош» Валуйского района Белгородской области открытый...
Урок начинается с чтения письма Татьяны Онегину из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение происходит на фоне музыки...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconСписок книг для летнего чтения по программе 9-ого класса
...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница