Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта




Скачать 175.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта
Дата публикации17.03.2014
Размер175.26 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Литература

6 класс

(68 часов, из них контр. р/р – 4 ч.)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления);
    баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения;
    драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных
    художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);


-сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;отличать стихи от прозы, -пользуясь сведениями о стихосложении.



^ ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литература

6 класс

(68 часов, из них контр. р/р – 4 ч.)






урока

в теме

^ Тема урока

Основное содержание



1


1

Введение – 1 час

Литература открывает мир. Значение художественной литературы в жизни человека.


2


1

Устное народное творчество – 2 часа

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Их художественные особенности.

3

2

Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества.


4


1

Древнерусская литература – 1 час

Русские летописи – отражение и народных идеалов. Художественные достижения древнерусской литературы и ее значение. «Сказание о белгородском киселе»


5


1

Произведения русских писателей XYІІІ века – 3 часа

Русская басня. И.И.Дмитриев. Рассказ о поэте. Басня «Муха». Сюжет, мораль басни.

6

2

И.А.Крылов – великий русский баснописец. Герои басни «Осел и соловей». Объект крыловской сатиры.

7

3

И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Ларчик». Художественное совершенство басен И.А.Крылова.


8


1

Произведения русских писателей XІX века – 28 часов

А.С.Пушкин. Лицейские годы жизни поэта. Особенности ранней лирики А.С.Пушкина.

9

2

Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина («И.И. Пущину»). Вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник».

10

3

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Пейзаж в лирике. Роль антитезы в стихотворении. Двухсложные размеры стиха.

11

4

А.С.Пушкин. «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного романа. Картины жизни русского барства.

12

5

А.С.Пушкин. «Дубровский». Основной конфликт произведения. Осуждение произвола и деспотизма.


13


6

А.С. Пушкин «Дубровский». История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Судьба героев романа. Авторское отношение к героям.


14



7

А.С. Пушкин «Дубровский». Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Понятие о композиции литературного произведения. Сюжет и композиция.

15

8

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

16

9

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Герои повести, их характеры.

17

10

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. Тема одиночества в стихотворении «Тучи». Особенности поэтической интонации.


18


11

Тема одиночества, мечты о счастье и гармонии в стихотворениях «Утес», «Листок», «Три пальмы». Антитеза как композиционный прием в стихотворениях.


19


12

Обучение анализу лирического произведения (лирика А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова). Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Стопа. Рифма.

20

13

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Детский крестьянский мир в рассказе.

21

14

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа, отношение автора к мальчикам, их рассказам

22

15

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Роль картин природы в повествовании, их символичность.

23

16

И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочинение - характеристика литературного героя (рассказ об одном из героев)


24


17

Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Человек и природа в лирике Тютчева, размышления о всеобщем законе природы, о человеческой жизни. Прием звукописи.

25

18

А.А.Фет. Слово о поэте. Живое чувство красоты в лирике А.А. Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.

26

19

Урок – конкурс наилучшее чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

27

20

Н.А. Некрасов. Страницы жизни поэта.«Железная дорога». Своеобразие композиции. Диалог – спор. Роль пейзажа.

28

21

Н.А. Некрасов «Железная дорога». Величие народа-созидателя в стихотворении. Мечта поэта о прекрасной жизни.


29


22

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка». Главный герой поэмы - декабрист, история его жизни. Характеристика героя.


30

23

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Жанр сказа в его творчестве. «Левша». Национальный характер в литературе.

31


24


Н.С. Лесков. «Левша». Особенности повествования. Автор и повествователь в произведении.

32

25

.Н.С. Лесков. «Левша». Речь героя произведения как предмет художественного изображения.

33

26

А.П.Чехов. Страницы жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Средства создания комического эффекта.


34


27

Живая картина нравов в юмористических рассказах А.П.Чехова. Подготовка к домашнему сочинению юмористического рассказа по данному началу.

35


28


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XІX века. Рассказы о поэтах, выразительное чтение стихотворений.


36


1

Произведения русских писателей XX века – 20 часов

А.С.Грин – человек светлой мечты. Слово о писателе. Феерия «Алые паруса». Особенности сюжета, лиризм произведения.

37

2

Герои произведения (Ассоль и Лонгрен) и прозаический мир Каперны. Отношение автора к своим героям.

38

3

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Сказочное и реальное в произведении.

39

4

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Герои произведения, их характеры. Авторское отношение к героям.

40

5

Обучение сочинению-отзыву на произведение (по произведениям А.С.Грина и А.П.Платонова).

41

6

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Сказка и быль. Смысл названия произведения.

42

7

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений героев.

43

8

Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

44

9

Развернутый ответ на вопрос по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (стр.72, задание 11)

45

10

Произведения о Великой Отечественной войне. Рассказы о поэтах (К.М.Симонов, Д.С.Самойлов), выразительное чтение стихотворений.

46

11

В.П.Астафьев. Страницы жизни. «Конь с розовой гривой» - рассказ о жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

47

12

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

48

13

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского»- повесть о трудных годах военного времени.

49

14

Нравственные проблемы повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

50

15

Сравнительная характеристика героев произведений В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.


51


16

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. (А.А. Блок «Летнийвечер», «О, как безумно за окном…»; С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов).

52

17

В.М.Шукшин. Рассказ о писателе. «Странные люди» - герои Шукшина.

Художественное своеобразие рассказов и характеров.

53

18

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Герои рассказа. Смысл названия.

54

19

Ф.Искандер. Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

55

20

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.


56


1

Из литературы народов России – 2 часа

Габдулла Тукай. Страницы жизни поэта. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

57

2

Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Тема Родины в творчестве Кулиева.



58


1

Из зарубежной литературы – 10 часов

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии.

59

2

Миф и легенда. Легенда об Арионе. Художественное своеобразие произведения, его герои.

60

3

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Истоки поэм, события и главные герои. «Илиада» (отрывок).

61

4

Гомер. «Одиссея» (Одиссей на острове циклопов). Одиссей и Полифем.

62

5

М.Сервантес. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Художественное своеобразие романа.

63

6

Нравственная проблематика романа Сервантеса «Дон Кихот». Герой романа. Особый мир его души.

64

7

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Художественные особенности произведения.

65

8

Проспер Мериме – мастер новеллы. «Маттео Фальконе». Характеры и поступки героев новеллы.

66

9

Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Философская сказка «Маленький принц».

67

10

Нравственные проблемы сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»

68

1

Итоговое занятие.Рекомендации для чтения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница