План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3




НазваниеПлан I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3
страница1/9
Дата публикации17.03.2014
Размер0.56 Mb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


«Дон Кихот» как основа европейского романа
План


I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1

II. «Дон Кихот» и европейский роман 3

1. Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3

2. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман 6

3. Философский и общечеловеческий смысл романа 12

4. Глубина образов главных героев 17

5. Гуманистические мотивы произведения. Вставные новеллы 20

6. Юмор в романе 22

7. Истолкование «Дон Кихота» в различные периоды 23

III. Заключение 31

Литература 32


^

I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот»



Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман «Галатея». В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.

Через два года он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть «Дон Кихота», немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник «Назидательные новеллы» («Novelas ejemplares»), а в 1615 году - вторую часть «Дон Кихота». Роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Вершиной творчества Сервантеса является бесспорно роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первая часть - 1605 г., вторая - 1615 г.). Роман сразу же приобрел необычайную популярность. По словам Мериме, это «самый остроумный и занимательный в мире роман». Но занимательность в нем сочетается с глубиной мысли и силой художественного обобщения. Без преувеличения можно назвать роман Сервантеса первым великим европейским реалистическим романом. Множество читателей с давних пор сроднились с его образами и ситуациями. Кто не знает храброго Дон Кихота и его неразлучного спутника Санчо Пансу? Они уверенно прошли через века и стали спутниками многих поколений. Имя Дон Кихота стало нарицательным наряду с именами Гамлета и Фауста. В донкихотизме запечатлелась типическая жизненная ситуация, далеко выходящая за узкие национальные и хронологические рамки. Поэтому к роману Сервантеса и обращались с таким живым интересом разные люди и разные эпохи. Вокруг романа разгорались горячие споры. Для одних ламанчский рыцарь всего лишь смешной фантазер, для других он подвижник, воплотивший в себе духовное благородство человека. Роману посвящена обширная критическая литература, которая все продолжает расти. Каждая эпоха открывает в нем какие-то новые грани. И хотя далеко не все интерпретации «Дон Кихота» могут быть нами приняты, все же самый факт появления различных толкований указывает на огромное художественное и идейное богатство гениального романа.

«Дон Кихот» Сервантеса - книга колоссального внутреннего объёма. Это книга, которая оказалась значительно шире своего первоначального замысла - осмеяния рыцарских романов. Очень значимы в «Дон Кихоте» семантические, культурные и историко-литературные коды. Они создают ту особенную глубину и ёмкость книги, которая живёт в сознании каждой эпохи. И каждое новое прочтение романа Сервантеса открывает в нём всё новые смысловые грани, которые взаимодействуют и взаимоосвещают друг друга. Уровни понимания проецируются один на другой, и в результате внутренний план книги расширяется, роман обретает объёмность, причём во многом именно благодаря тому, что в книге лейтмотивом проходит проблема реальности - и её относительности. Сервантес играет с реальностью и вовлекает в эту тонкую игру не только персонажей романа, Сида Амета Бененхели и переводчика рукописи, но и самого себя как автора. В этом контексте мотив театральности несёт на себе довольно большую семантическую нагрузку и развивается сразу в нескольких плоскостях и под разными углами зрения. Этот мотив во многом создаёт призму (по большому счёту, несколько призм), сквозь которую автор, читатель и персонажи смотрят на реальность. Всё это окрашивается к тому же их индивидуальными точками зрения и взглядом на мир. Реальность обретает удивительную многогранность. Жизнь становится формой игры, а игра - жизнью.

Игра и жизнь меняются местами, входят друг в друга и стирают границы объективности.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconСервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Дон Кихот Ламанчский — одно из самых гениальных произведений эпохи Возрождения — рассказывает о приключениях бедного дворянина Алонсо...

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 icon1 00 книг, которые должен прочитать каждый
Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615)

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconХосе Ортега-и-Гассет Размышления о 'Дон Кихоте'
Пробегая взглядом страницы старинной книги, мы повсюду встречаем тот дух нового времени, который делает ее особенно близкой нашему...

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 icon400 лет «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса (1615. окончательная редакция)
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса (1615. окончательная редакция)

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconГотический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы...
«средневекового» и «современного» повествования; 2) фантастических вымыслов и правдоподобия. Клара Рив, написавшая второй крупный...

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 icon845 лет «Песнь о Роланде» французский героический эпос (1170)
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса (1615. окончательная редакция)

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconЕсли потомки попросят нас отчитаться за нашу деятельность в области культуры
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса (1615. окончательная редакция)

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconРоман Москва «Детская литература»
Да какой это роман! — возмутится читатель, пере­листав страницы книги. — Это не роман, а обман!

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 iconШпионская сага с крутыми поворотами сюжета?
Шпионская сага с крутыми поворотами сюжета? Любовно-психологическая драма? Фантастический роман? Каждое из этих определений подойдет...

План I. Мигель Сервантес и его роман «Дон Кихот» 1 >II. «Дон Кихот» иевропейский роман 3 Генезис жанра романа (рыцарский и плутовской роман) 3 icon6. Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения...
Сатирический, плутовской, нравоописательный роман XVII века. «Похождения Симплиция Симплициссимуса» (далее сс) Гриммельсгаузена



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница