Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на




Скачать 124.51 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на
Дата публикации15.03.2014
Размер124.51 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для абитуриентов НТГСПА, поступающих

на факультет среднего профессионального образования

Нижний Тагил

2012

Экзамен по литературе для поступающих на факультет среднего профессионального образования НТГСПА в 2012 году проводится в устной форме.
1. Назначение экзаменационной работыоценить общеобразовательную подготовку по литературе для зачисления на факультет среднего профессионального образования НТГСПА выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

Экзаменационные материалы по литературе составлены на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236 и «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30.06.1999 г. № 56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.

Экзаменационная работа базируется на системе проверки умений абитуриентов воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение абитуриентами всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.
2. Структура экзаменационных материалов соответствует линейно-историческому принципу изучения литературы и разделам школьной программы:

  1. История русской литературы 18-19 веков;

  2. История русской литературы 20 веков;

  3. Анализ текста. Теория литературы.


3. Элементы содержания, проверяемые экзаменационными заданиями

Сведения по теории и истории литературы

Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ. Содержание и форма. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.

Персонаж (литературный герой). Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.

Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Стиль

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»
Из русской литературы XVIII века

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Г.Р.Державин. Стихотворение «Памятник», «Река времен в своем стремленье...»

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Из русской литературы первой половины XIX века

И.А.Крылов. Басни: «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом»

В.А.Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое». Баллада «Светлана»

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Поэту», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Повести: «Станционный смотритель», «Капитанская дочка».

Поэма «Медный всадник».

Роман «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк».

Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
Из русской литературы второй половины XIX века

И.С.Тургенев. Рассказы «Бирюк», «Бежин луг».

^ Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Весенняя гроза», «Фонтан», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Есть в осени первоначальной...»

А.А. Фет Стихотворения: «В дымке - невидимке...», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще весны душистой нега…», «Майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них – у дуба, у березы…»

^ Н.А. Некрасов Стихотворения: «Тройка», «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда»

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

Л.Н.Толстой Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»

^ А.П. Чехов Рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
Из русской литературы XX века

И.А. Бунин Рассказы «Лапти», «Танька».

А.А. Блок Стихотворения: «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», ««О весна без конца и без краю…»

^ В.В. Маяковский Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни»

С.А.Есенин Стихотворения: «Береза», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Пороша», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая...»

^ М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека»

А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).

В.М. Шукшин Рассказы: «Срезал», «Чудик»

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», «Как жаль»
Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века:

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
4. Содержание и структура экзаменационных вопросов дают возможность проверить знание абитуриентами содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету:

  • воспринимать и анализировать явления художественной литературы в их жанрово-родовой специфике;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев, объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

  • знать ключевые биографические сведения о русских писателях;

  • сопоставлять литературные факты и явления;

  • выделять авторскую позицию в произведении;

  • владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос.


^ 5. Общее количество вопросов – 40. В каждом билете находится по два вопроса. Первый вопрос связан с характеристикой творчества одного из русских писателей. Второй вопрос посвящен обобщенной тематике, выявляющей умение абитуриента мыслить творчески и самостоятельно.
^ 6. Время подготовки к ответу – 30 минут.
7. Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом произведения, указанным в экзаменационном вопросе, или сборником лирики поэта, чье стихотворение вошло в экзаменационный вопрос.

К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, включенные Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, а также рекомендованные ФИПИ учебные пособия для подготовки к экзамену.

^ 8. Критерии оценки ответа:

Оценивание ответа на экзаменационный билет полагается на балльную систему (максимальное количество возможных баллов – 100).

1) 76-100 баллов выставляется, если абитуриент

даёт прямой связный ответ на вопрос, при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умеет объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекает текст для аргументации своих выводов; раскрывает связь произведения с эпохой; излагает материал последовательно, делая необходимые обобщения и выводы; свободно владеет монологической речью.

2) 51-75 баллов выставляется, если абитуриент

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умеет объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; способен привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеет монологической литературной речью; допускает 2-3 неточности в ответе.

3) 26-50 баллов выставляется, если абитуриент

в основном показывает знание и понимание текста изучаемого произведения, умеет объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточно может пользоваться этими знаниями при анализе произведения; допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

4) 25 и менее баллов выставляется, если абитуриент

обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; не может объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, не даёт прямого ответа на вопрос; искажает авторскую позицию; слабо владеет монологической речью, характеризующейся бедностью выразительных средств языка.
^ 9. Перечень экзаменационных вопросов:
1) «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Образ Родины в «Слове о полку Игореве».

2) М.В.Ломоносов как поэт и ученый: творческое наследие универсального гения.

3) Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Характеристика ключевых образов пьесы.

4) Поэтический мир классического автора (на примере творчества Г.Р. Державина, И.А. Крылова, В.А. Жуковского – по выбору абитуриента).

5) Личностный и социальный конфликт в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия пьесы.

6) "Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная" (И.А.Гончаров). Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

7) «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский). Основные мотивы лирики А.С. Пушкина (свобода, любовь, дружба, природа, философия, творчество).

8) Тема сострадания и милосердия в одном из прозаических произведений А.С.Пушкина («Станционный смотритель», «Капитанская дочка» - по выбору абитуриента).

9) Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Система героев. Нравственная, социальная, философская проблематика романа.

10) Своеобразие поэтического мира и лирического героя в творческом наследии М.Ю. Лермонтова.

11) Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как социально-психологическое исследование человеческой души.

12) «Главная тайна Печорина не в том, почему он герой нашего времени, а в том – почему он такой, как мы» (П. Вайль, А. Генис). Герой и время. Проблематика вечных вопросов (любовь, дружба, общество, судьба, смерть).

13) "Каждое лицо в "Мертвых душах" есть в то же время вывод из целой категории людей…" (В.Н. Майков). Типы характеров в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

14) «Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый). Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

15) Основные мотивы и образы лирики Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору абитуриента).

16) "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи..." (В. Г. Белинский). Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века (по творчеству Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова – по выбору абитуриента).

17) Образ мира в прозе одного из русских писателей (на примере творчества И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина – по выбору абитуриента).

18) «Он весь дитя добра и света. Он весь – свободы торжество» (А.А.Блок). Поэтический мир одного из русских поэтов (А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина – по выбору абитуриента).

19) Особенности проблематики одного из произведений о Великой Отечественной войне (поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», повесть М.А. Шолохова «Судьба человека»).

19) Нравственная, философская, социальная тематика и проблематика прозы второй половины ХХ века (на примере творчества В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына, В. Распутина – по выбору абитуриента).

20) Мой любимый поэт: творческий портрет (по выбору абитуриента).

21) Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX или XX века.

22) Испытание любовью (по произведениям русских писателей XIX и ХХ века).

23) «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». Н. А.  Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы XIX и ХХ века).

24) «Зло, как и добро, имеет своих героев» (Фр. де Ларошфуко). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX или XX века).

25) Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века.

26) "Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой" (Д. С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

27) Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы XIX или XX века).

28) «Поэзия лирическая есть портрет, отражение и зеркало собственных высших движений души поэта, его самонужнейшие заметки, биография его восторгновений» (Н. В. Гоголь). Творческий портрет одного из российских поэтов XIX или ХХ века.

29) «Искусство – одно из средств различения доброго от злого…» (Л.Н.Толстой). Положительные и отрицательные герои русской литературы XIX или XX века).

30) Проблема нравственного выбора в русской литературе (на примере произведений XIX или ХХ века).

31) «Пойми, пойми: все тайны – в нас, в нас сумрак и рассвет» (В. Я. Брюсов). Характеристика внутреннего мира литературного героя (по одному из произведений русской литературы XIX или XX века).

32) «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В.Гоголь). Герои русской литературы XIX или ХХ века в поисках счастья.

33) Тема подвига в одном из произведений русской литературы XIX или ХХ века (по выбору абитуриента).

34) «Маленький человек» на страницах русской литературы ХIХ века (по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П.Чехова – по выбору абитуриента).

35) Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XIX века.

36) Какие вам известны роды литературы? Расскажите о лирике, эпосе или драме, полагаясь на примеры из русского литературного наследия.

37) Раскройте понятия «романтизм» и «реализм», сопоставив их. Назовите романтические и реалистические произведения ХIХ века.

38) Дайте развернутую характеристику Вашего любимого литературного героя или героини.

39) «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин). Охарактеризуйте круг Вашего чтения.

40) «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин). Охарактеризуйте Ваши читательские интересы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма вступительных экзаменов для абитуриентов по литературе
Предлагаемая программа предусматривает подготовку абитуриентов для вступительных экзаменационных испытаний в объеме средней общеобразовательной...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний по специальности для абитуриентов,...
Целью вступительных испытаний является качественный отбор абитуриентов для получения образования

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма по литературе для абитуриентов, поступающих на филологический
...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма вступительного испытания по литературе для подготовки абитуриентов,...
Вступительный экзамен по литературе проводятся в устной форме для абитуриентов, поступающих на направления подготовки «Педагогическое...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма вступительных экзаменов (испытаний) для абитуриентов очного...
Натуральные числа. Простые и составные числа. Разложение составных чисел на простые числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно...
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПрограмма по русской литературе для вступительных экзаменов в аспирантуру...
Подготовка к вступительным экзаменам в аспирантуру стимулирует самостоятельную работу поступающих по систематизации и глубокому осмыслению...

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconРасписание вступительных экзаменов «утверждаю»
Собеседование для абитуриентов очно-заочной формы обучения 16 июля в 9-00 в ауд. 610

Программа вступительных экзаменов по литературе для абитуриентов нтгспа, поступающих на iconПеречень вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница