Учебно-методический комплекс дисциплины




Скачать 487.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата публикации13.03.2014
Размер487.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

Классические языки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература


Канск

2011

УМКД составлен преподавателем филиала Н.П.Вергелес

Обсужден на заседании Совета филиала

«_05»_сентября_2011 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Классические языки»

с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Современный русский литературный язык

Иностранный язык

Античная литература


-

01/11 от 05.09.2011

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

6

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

11

    1. Тематический план

13

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

14

    1. Карта литературного обеспечения

16

    1. Технологическая карта рейтинга

18

  1. Методические рекомендации для студентов

20

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

23

  1. Вопросы к зачёту

38

1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Классические языки».

  3. ^ Банка контрольных заданий по дисциплине «Классические языки», куда входят Рабочая тетрадь, включающая типовые задания для студентов, направленные на формирование навыков и закрепление учебного материала, и текстов Итоговой контрольной работы для индивидуальной проверки знаний по дисциплине

  4. Вопросов к зачёту, который также является итоговым контролем освоения знаний по дисциплине «Классические языки».

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Классические языки

2.1 ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).


ДПП.Ф.02

Классические языки

Основные этапы функционирования и развития древних языков. Письменность и графические системы, фонетический строй и грамматика языков. Историко-культурный комментарий текстов. Роль древних языков в истории современных языков и культур. Теория и практика перевода.

130



2.2 Введение
Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Классические языки» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и занимает важное место в системе подготовки учителя по специальности 050301.65 – Русский язык и литература.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП: дисциплина «Классические языки» является основной дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях высшего образования. К классическим языкам традиционно относится латинский язык, который составил значительный фонд европейской лексики и cыграл огромную роль в истории и культуры Европы, на этом языке была создана классическая литература, которая легла в основу современной новой литературы. Латинский язык в его разговорной разновидности явился языком-основой романских языков, служил источником для образования общественно-политической и научной терминологии, поэтому данная дисциплина формирует знания фундаментальных явлений филологии и истории.

Цель дисциплины – изучение латинского языка как языка индоевропейской системы.

Задачи дисциплины:

- ознакомить будущих учителей русского языка и литературы с теоретическими основами дисциплины;

- показать место дисциплины в системе филологических дисциплин;

- обучить приемам перевода текстов - познакомить студентов в подлинниках с некоторыми художественными образцами античной культуры;

- приобрести навыки грамматического разбора текста, сопровождаемого историческим и общекультурным комментарием;

- овладеть лексическим минимумом, насчитывающим до 500 латинских слов, которые вошли в русский язык.

Технология процесса обучения по дисциплине «Классические языки» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарском и практических занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета и контрольной работы. Дисциплина изучается по модульно-рейтинговой форме.

^ 2.3 Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1: Фонетика, словообразование и морфология латинского языка

Тема 1. Фонетика и словообразование

Латинский язык и его место среди других индоевропейских языков. Краткий очерк истории латинского языка. Народная латынь и возникновение романских языков. Место и роль латинского языка в системе языков. Состав латинского алфавита. Произношение гласных и согласных. Дифтонги и диграфы. Долгота и краткость гласных и слогов. Правила ударения. Системы произношения. Важнейшие фонетические законы: ассимиляция, закон редукции, ротацизма Супплетивные формы. Словообразование в латинском языке, способы словообразования. Элементы латинского словообразования в составе русской лексики.

^ Тема 2. Морфология

Латинский язык – язык синтетического строя. Части речи в латинском языке. Имя существительное, его категории, типы склонения существительных и их парадигма, правила рода. Словарная форма существительного. Латинские предлоги; наиболее употребительные предлоги и их сочетания с аккузативом и аблятивом.

Имя прилагательное, категории прилагательных, типы склонения и их парадигма, словарная форма прилагательного, степени сравнения прилагательных (синтетическая, аналитическая, супплетивная форма) и их склонение, правила согласования прилагательных и существительных. Синтаксис степеней сравнения: конструкция с союзом quam и ablativus comparationis при сравнительной степени, genetivus partitivus – при превосходной степени.

Местоимение и его разряды, особенности согласования с существительными, парадигмы склонений местоимений.

Числительные количественные, порядковые 1 – 10, 100, 1000. Понятие об образовании других числительных. Склонение числительных.

Наречия, его морфологические типы. Образование наречий от прилагательных 1, 2, 3 склонений. Степени сравнения наречия.

Глагол, его категории (залоги, виды, наклонения, числа, лица), особенности глагольной системы: правильные и неправильные глаголы, сложные, отложительные и полуотложительные и недостаточные глаголы. Понятия основ, типы спряжения, словарная форма, временная система и ее парадигмы.

Именные формы глагола. Причастия и особенности их образования. Формы инфинитива настоящего, прошедшего, будущего времен активного и пассивного залогов. Герундий, герундив, супин.

Латинские союзы, частицы, междометия (при чтении текстов).
^ Модуль 2. Лексика и синтаксис латинского языка
Тема 3. Латинский синтаксис

Простое предложение, порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Употребление связки в настоящем времени в составном сказуемом. Определение согласованное и несогласованное. Дополнение прямое и косвенное. Выражение отрицания. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические функции падежей. Синтаксические обороты accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitive, ablativus absolutus.

Синтаксис сложного предложения. Правило последовательности времен (consecutio temporum). Придаточные предложения цели с союзами ut, ne finale. Придаточные предложения дополнительные с союзами ut, ne obiectivum. Придаточные предложения с союзами cum temporale, cum historicum, cum causale.

^ Тема 4. Латинская лексика

Словарный состав латинского языка. Латинская фразеология. Крылатые выражения античности. Теория и практика перевода. Просодия и метрика латинского стихосложения.

Тема 5. Латынь и мировая культура

Латинизмы в русской литературе и их роль и поэтика. Латынь в оценках культуры.
^ 2.4. Тематический план

изучения дисциплины «Классические языки»

по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»


№ п/п


Название модулей и тем


Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Лабораторных

Семинар

Самостоятельная работа

I.

Фонетика, словообразова-ние и морфология латин-ского языка

61

11

6

5

-

50

1.

Фонетика и словообразова-ние

13

3

2

1

-

10

2.

Морфология латинского языка

48

8

4

4

-

40

II.

Лексика и синтаксис ла-тинского языка

69

7

2

3




62

3.

Синтаксис латинского языка

20

2

1

1

-

18

4

Лексика латинского языка

43

3

1

2




40

5

Латынь и мировая культура

6

-

-

-

2

4




Итого:

130

18

8

8

2

112


^ 2.5 учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________ Классические языки____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

специальности 050301.65 «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)

по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

в часах

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Лабораторные

Часы

семинарские

Часы

Содержание

Часы

^ 1. Фонетика, словообразование и морфология

61

1. Фонетика и словообразование

Краткий обзор истории латинского языка. Особен-ности латинской фонети-ки. Правила ударений и фонетические законы

2

Расстановка ударе-ний, чтение слов и текстов, письмо

1





Народная латынь и возникновение романских языков. Место и роль латинского языка в системе языков. Словообразование в латинском языке, способы словообразования. Элементы латинского словообразования в составе русской лексики.

10

Выполнение упражнений

2. Морфология

Особенности граммати-ческих категорий латин-ских частей речи

4

Система упражне-ний на определение частей речи и их грамматических ка-тегорий

4





Местоимение и его разряды, особенности со-гласования с существительными. Имя числи-тельное, разряды числительного, образование, склонение. Числительные количественные, поряд-ковые 1 – 10, 100, 1000. Понятие об образовании других числительных. Склонение числительных. Именные формы глагола. Причастия и осо-бенности их образования. Формы инфинитива настоящего, прошедшего, будущего времен ак-тивного и пассивного залогов. Герундий, герундив, супин.


40

выполнение упражнений


^ 2. Лексика и синтаксис

69

3. Синтаксис латинского языка

Особенности латинского синтаксиса

1

Построение предло-жений с оборотами, с действительной и страдательной конструкцией

1





Придаточные предложения цели с союзами ut, ne finale. Придаточные предложения дополнительные с союзами ut, ne obiectivum. Придаточные предло-жения с союзами cum temporale, cum historicum, cum causale.


18

Выполнение упражнений

Лексика

Латинская фразеология. Теория перевода. Просо-дия и метрика латинского стихосложения.


1

Чтение и перевод поэтических и про-заических текстов

2







Работа со словарем, заучивание наизусть поэ-тических текстов и крылатых выражений

40

Выполнение заданий, опрос на зачете
















Латынь в оценках культуры, латинизмы, их семантика и поэтика в худо-жественном целом текста

2

Выписать крылатые выражения из худ. Текстов с указанием автора, определить их значение в текс-те

4

Рабочие материалы к семинару



















Всего

130







8




8



2




112




^ 2.6 КАРТА литературного обеспечения дисциплины

«Классические языки»

для студентов образовательной профессиональной программы

специальности 050301.65 «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)

по __заочной_ форме обучения



п/п

Наименование

Наличие

место/

Количество экз.

Обеспеченность




^ Обязательная литература













Модуль №1 «Фонетика, словообразование и морфология латинского языка»










1

1.Латинский язык: Учебник/ Под ред. В.Н. Ярхо.- М.: Высш. шк., 2008.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) /

ч/з

25

1,2

2

2. Подосинов А.В. Грамматика латинского языка. Введение в латинский язык и античную культуру.Ч.1., Ч.2, Ч.3,Ч.4 - М.: Флинта, 2008.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з

20

1



















^ Модуль №2 «Лексика и синтаксис латинского языка»










1

1.Латинский язык: Учебник/ Под ред. В.Н. Ярхо.- М.: Высш. шк., 2008.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

25

1,2

2

2. Подосинов А.В. Грамматика латинского языка. Введение в латинский язык и античную культуру.Ч.1., Ч.2, Ч.3,Ч.4 - М.: Флинта, 2008.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з

20

1

3
















^ Дополнительная литература













Модуль №1 «Фонетика, словообразование и морфология латинского языка»










1

. Латино-русский и русско-латинский словарь/ Под ред. А.В. Подо-синова.- М.: Флинта, 2004.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

20

1

2

Науменко С.В. Классические языки. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы. 2010

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

30

1,5




^ Модуль №2 «Лексика и синтаксис латинского языка»










1

Латино-русский и русско-латинский словарь/ Под ред. А.В. Подо-синова.- М.: Флинта, 2004.


Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

20

1

2

Науменко С.В. Классические языки. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы. 2010

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

30

1,5



^ 2.7 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА



Наименование

дисциплины/курса

Уровень / ступень образования



Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Классические языки

Специалист

Цикл предметных дисциплин

3,5

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: Античная литература, Современный русский язык, Иностранный язык




Последующие: История русской литературы, История зарубежной литературы, Иностранный язык, Современный русский язык, Риторика, Литературоведение.





^ БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Фонетика и морфология латинского языка




Форма работы


Количество баллов 30 %

min

max

Текущая работа

1. Входной тест

1

2

2. Система упражнений, предложенных к практическим занятиям на установочной сессии.

8

15

3. Контрольные вопросы

2

3

Промежуточный рейтинг-контроль

4. Контрольная работа: Фонетика и морфология латинского языка

6

10

Итого

17

30



^ БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Лексика и синтаксис




Форма работы

Количество баллов 50 %

min

max

Текущая работа

Выполнение упражнений

3

5

Словарь (500 слов латинско-го происхождения, име-ющих аналоги в русском, английском и немецком языках

4

6

Чтение наизусть

3

6




Античная фразеология (наизусть)

3

6




Семинар «Латинизмы и их поэтика»

2

3




Контрольные вопросы

3

4

Промежуточный рейтинг-контроль

Контрольная работа

13

20

Итого

31

50
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 05. 00 «Социальная работа»
Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница