Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна




Скачать 316.1 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна
страница1/4
Дата публикации08.03.2014
Размер316.1 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТА ПО ТЕМЕ

«Разряды местоимений»

(на примерах из повести А.Пушкина «Метель»)

Исследовательская работа по русскому языку
Выполнила: Тараканова Жанна,

7Б класс

Учитель: Хребтищева Елена Юрьевна

Петровск 2008-2009

В настоящее время в практике обучения очень широко распространена такая форма контроля знаний как тестирование, данная форма контроля, на мой взгляд, востребована и актуальна, так как все итоговые работы проводятся в форме тестирования. Чтобы успешно освоить эту форму мне захотелось самой попробовать составить тест. Материалом для составления теста я выбрала повесть А.Пушкина «Метель», а тест составить на определение разрядов местоимений, так как эта тема, на мой взгляд, довольно трудна, а в заданиях ЕГЭ встречается часто.

Значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание местоимений того или иного разряда.

Средний процент выполнения задания В2 равен 31% (в 2007 году 32%), что свидетельствует о стабильно низком проценте выполнения заданий по данному разделу курса. По-прежнему наиболее низкие результаты экзаменуемые показали при различении местоимений различных разрядов. 1

Итак, цель моей работы: составление теста «Разряды местоимений»

Для решения этой цели я должна решить следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить теоретический материал «Разряды местоимений». Составить схемы-опоры.

  2. Выписать из повести А.Пушкина «Метель» все местоимения и определить их разряды

  3. На основе собранного материала составить тест «Разряды местоимений»


Оглавление

Введение

Глава 1. «Разряды местоимений»

Глава 2. Местоимения, которые использовал А. Пушкин в повести «Метель»

^ Глава 3. Тест «Разряды местоимений»

Список литературы

Приложение №1

Приложение №2

Глава 1. «Разряды местоимений»2

Местоимение — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).

Существуют также классы лексем, обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, — прежде всего, это местоимённые наречия, а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы, — но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями3

русском языке местоимения делятся на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределённые.
^

Личные местоимения





Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.

я

мы

2 л.

ты
Вы

вы

3 л.

он
она
оно

они

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я, ты, мы, вы). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающих участия в речи (он, она, оно, они).

Изменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежа́м.
^

Возвратное местоимение


Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале).

Склоняется по падежам:

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется.
^

Притяжательные местоимения


Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) тому или иному лицу.




Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.

мой

наш

2 л.

твой,Ваш

ваш

3 л.

его
её

их

любое

свой




Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их) не склоняются.
^

Вопросительные местоимения


Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных, отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

кто
что
сколько

склоняются по падежам

какой
каков
чей
который

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

куда
когда
зачем
почему

не изменяются
^

Относительные местоимения


Те же, что и вопросительные. Используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами и выполняют роль союза, являясь при этом членом предложения. Например: Спроси, какая у него оценка.
^

Указательные местоимения


столько

склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным

этот
тот
такой
таков
эдакий
оный (уст.)
сей (уст.)
экий

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

вот

не изменяется
^

Определительные местоимения


все
всё

склоняются по падежам

весь
всякий
сам
самый
каждый
иной
любой
другой

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным
^

Отрицательные местоимения


никто́
ничто́
не́чего

склоняются по падежам

никако́й
ниче́й

склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным

не́где
не́куда
никогда́
не́зачем
ника́к

не изменяются

Замечание. В отрицательных местоимениях ни всегда является безударным, а не стоит под ударением.
^

Неопределённые местоимения


  • не́кто

  • не́что

  • не́кий

  • не́который

  • вопросительные местоимения с приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-кто, где-то, кому-либо, что-нибудь…

Замечание. Неопределённые местоимения содержат ударную частицу не.
^

Разряды местоимений в русском языке


1. местоимения, соотносимые с существительными (обобщённо-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, оне, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие; В академической грамматике часть местоимений иногда выделяют в особую часть речи — местоименное существительное, в которую включаются местоимения разных указанных выше классов по признаку общих с именем существительным синтаксических и морфологических характеристик (например: все личные, возвратные, часть вопросительных — кто, что, отрицательных — никто, ничто, неопределённо-личных — некто, нечто и др.)

2. местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщённо-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

3. местоимения, соотносимые с числительными (обобщённо-количественные): столько, сколько.

4. местоимения, соотносимые с наречиями: Выстрелы доносились справа: там разгорелся бой.

^ Глава 2. Местоимения, которые использовал А. Пушкин в повести «Метель»

Прочитав повесть А.Пушкина «Метель», я выяснила, что в тексте всего использовано 490 местоимений4.

Больше всего личных5 – 259,

притяжательных – 85,

указательных – 50,

определительных – 29,

относительных – 26,

неопределённых – 14,

вопросительных – 10,

возвратных – 9,

отрицательных – 8.

Среди отобранных примеров наиболее интересными, мне кажется, являются примеры омонимичных местоимений (эти примеры помогут проверить умение отличать притяжательные местоимения от личных)

  1. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие...

  2. Она была чуть жива; она втайне прощалась со всеми особами, со всеми предметами, ее окружавшими. Подали ужинать; сердце ее сильно забилось.

  3. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!

  4. Однако ж ее слова были столь несообразны ни с чем, что мать, не отходившая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что, вероятно, любовь была причиною ее болезни. Другая печаль ее посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя ее наследницей всего имения. И др.

А также для составления теста удачно можно использовать предложения, в которых есть вопросительные, неопределённые и относительные местоимения:

  1. Отец и мать заметили ее беспокойство; их нежная заботливость и беспрестанные вопросы: что с тобою, Маша?

  2. Наконец в стороне что-то стало чернеть.

  3. Память его казалась священною для Маши; по крайней мере она берегла все, что могло его напомнить

  1. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну

  2. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством

  3. Каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхала его признания? И др.

В повести много предложений, в которых использованы определительные местоимения (их часто путают с прилагательными):

  1. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно

  2. Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое к своим родителям.

  3. Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях и др.

А также в произведении А.Пушкина много предложений, в которых есть разные разряды (в одном предложении 8-14!), что позволит проверить умение отличать местоимения от других частей речи:

  1. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец ее останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного.

  2. Память его казалась священною для Маши; по крайней мере она берегла все, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее.

  3. Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно, и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхала его признания?

В тексте присутствуют устаревшие местоимения и местоимения разговорного стиля, данные примеры также можно использовать для составления теста:

  1. «Каки у нас лошади», — отвечал мужик.

  2. Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала-де дурно, но что ей-де теперь легче и что она-де сейчас придет в гостиную

  3. «Что те надо?»

  4. При сем ответе Владимир схватил себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconСистема внеурочных занятий по русскому языку. Кружок «Юный лингвист»
Среди них кружок по русскому языку «Юный лингвист». Высокая эффективность достигается, если такая работа ведётся систематически,...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconИсследовательская работа по русскому языку. Творческий отчет литературной...
Добрый день, уважаемые слушатели! Дорогие гости! Сегодня литературная гостиная «Вдохновение» вновь раскрывает свои двери для гостей,...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconМетодические пояснения к итоговой контрольной
Контрольная работа по русскому языку и литературе пишется в один день. Оценка выставляется отдельно по русскому языку и отдельно...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconИсследовательская работа по русскому языку на тему: «Сорока»
Поселяется на опушках лесов, парках, возле жилья человека в сельской местности. Живет сорока парами, которые сохраняются и в зимнее...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconИсследовательская работа по теме: «Музыкально-поэтическая культура...
Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку Объем требований по русскому языку
На устном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана на...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение»...

Исследовательская работа по русскому языку Тараканова Жанна iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Фразеологический квн
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница