Скачать 283.07 Kb.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Э.Э. Каца «Литературное чтение», рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, 2009 год.
Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель). Цель изучения предмета. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: — формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; — развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; — развитие воображения, творческих способностей; — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; — обогащение представлений об окружающем мире. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния. Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться. Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам. Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию. На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам. ^ Страна Вообразилия (12ч) С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира. ^ (12 ч) Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха». ^ . К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава». Природа и мы (16 ч) Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок». Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных». ^ , реализуемая на уроках лит. чтения осуществляет влияние на становление личности обучающихся через формирование нравственных ценностей, понимание духовной сущности произведений. Обучающиеся знакомятся с произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Литературное чтение как вид искусства знакомит с нравственно- эстетическими ценностями своего народа и человечества в целом, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям (доброта, справедливость, честность и т.д.).
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все из выделенных учеными компетенций закладываются на начальном этапе обучения. Применительно к начальной школе выделяются следующие виды учебной деятельности, направленные на развитие основных компетенций. 1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения. 2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства. 3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу. 4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения. 5. Фактор времени – умение планировать и учитывать затраты своего и чужого времени на выполнение работы. 6. Любознательность – потребность в сотворении «Я – знаний». 7. Коммуникабельность – умение ладить с людьми. 8. Рефлексия – умение анализировать свою деятельность, ее положительные и отрицательные стороны. 9. Волевая подготовленность – стремление выполнять поставленные задачи.
Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
Для реализации образовательного процесса используется информационно-коммуникационная технология, что позволяет активизировать и мотивировать познавательную деятельность, творческий потенциал обучающихся, соблюдать принципы здоровьесбережения, осуществлять дифференцированный подход. При групповой и парной работе с использованием компьютера и других технических средств, в значимой мере реализуется технология обучения в сотрудничестве. Также для реализации образовательного процесса используются игровые технологии. Обучающиеся младших классов легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжает игры с предметами, игрушка, появляются неимитационные игры. Игровые технологии способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, укрепляют волю. Использование технологии уровневой дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех. ^ – это технология коллективно - группо – парно -индивидуального обучения, включающего в себя все четыре формы существования и организации процесса обучения, т. е. три традиционные (групповую, парную, индивидуальную) и одну исторически и педагогически новую – коллективную, которая становится системообразующим компонентом всего учебно-воспитательного процесса. КСО позволит учащимся самостоятельно добывать знания, овладевать необходимыми учебными умениями и навыками в процессе коллективной работы. При этом процесс обучения будет способствовать формированию у учащихся умений учебного сотрудничества, воспитанию самостоятельности, инициативности, толерантности и других качеств, которые необходимы современному человеку. Принципы педагогики сотрудничества будут способствовать развитию у школьников желания и умения учиться, укреплению доверительных отношений между учащимися и учителем, повысится требовательность каждого ученика к своим обязанностям, укрепит чувство самостоятельности, уверенности в своих возможностях для решения учебных и жизненных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы:
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
|
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте и развитие речи» разработана на основе авторской программы Т. М. Андриановой,... | ![]() | Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»... |
![]() | ![]() | Составлена на основе примерной программы по музыке для образовательных учреждений 1-7 классы – Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.... | |
![]() | «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство».... | ![]() | Мбоу сош №14 разработана на основе примерной программы по английскому языку, созданной на базе федерального компонента государственного... |
![]() | Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего... | ![]() | Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)... |
![]() | Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе временных требований к обязательному... | ![]() | Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 7 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе... |